ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-601 от 15.06.2011 Собинского городского суда (Владимирская область)

                                                                                    Собинский городской суд Владимирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Собинский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-601/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего Зеленовой Л.А.

при секретаре Кондратьевой Л.М.

с участием заявителя Малаховского С.П., представителя заинтересованного лица Трусова О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Собинка дело по заявлению Малаховского Семена Павловича о признании незаконным решения Совета народных депутатов г.Лакинска №37/7 от 12 мая 2010 года,

установил:

12 августа 2010 года Малаховский С.П., являясь депутатом Совета народных депутатов г.Лакинска, обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ с заявлением об оспаривании решения Совета народных депутатов (далее СНД) г.Лакинска Собинского района №37\7 от 12 мая 2010 года. Решением Совета от 08.12.2009 года №106\21 он был избран председателем комитета СНД по местному самоуправлению, законности и законодательной инициативе (далее Комитет). Обжалуемым решением от 12 мая 2010 года Совет освободил его от должности председателя Комитета СНД «за нарушение этики депутата, употребление в своей речи грубых, оскорбительных выражений, что является несовместимым (недопустимым) при осуществлении председателем комитета своих депутатских полномочий и несовместимым со статусом депутата».

Малаховский С.П. считает указанное решение незаконным, грубо нарушающим его конституционные права, предусмотренные ст.ст. 3,32 Конституции РФ, на осуществление своей власти непосредственно и через органы местного самоуправления, быть избранным в органы местного самоуправления, в том числе в комитет органа местного самоуправления. Обжалуемое решение не согласуется с содержанием статьи 23 Конституции РФ, гарантирующей право на защиту своей чести и доброго имени.

Он не был извещен о внесении проекта решения по своей кандидатуре на обсуждение Совета, как не был извещен и о проведении самого заседания Совета 12 мая 2010 года, в связи с чем не имел возможности выступить на заседании СНД с объяснением по существу предъявляемых ему в проекте решения обвинений, то есть был лишен права на защиту при привлечении его к мере публично-правовой ответственности, каковой он считает освобождение его от выборной должности в органе местного самоуправления. Полагает, что СНД не соблюдает конституционных гарантий равноправия граждан и нарушает его (заявителя) право на свободу мысли и слова, распространение информации, выражения своих мнений и убеждений.

Как выборное должностное лицо он мог быть освобожден от данной должности лишь в порядке, предусмотренном Федеральным Законом. И при отсутствии у него статуса выборного должностного лица, в силу ч.3 ст.55 Конституции РФ его конституционные права могли быть ограничены лишь Федеральным законом и по основаниям им предусмотренным, соразмерно конституционно значимым целям. Оспариваемое им решение не содержит ссылок на нормы ФЗ.

В судебном заседании заявитель поддержал изложенные им доводы, пояснил, что был лично заинтересован в явке на заседание Совета, перед отъездом на отдых выяснял у председателя Совета дату очередного заседания СНД, поскольку на нем планировалось рассматривать изменения в Устав г.Лакинска, проведение сессии предполагалось после 14.05.2010 года, в предварительной повестке дня вопроса об освобождении его от обязанностей председателя Комитета не было. По факту его «высказываний» не проведена проверка и отсутствует решение компетентного органа о квалификации его действий. Как следует из представленного протокола, данный вопрос был включен в повестку непосредственно на заседании по предложению одного из депутатов, вопрос обсужден и разрешен в его отсутствие.

Полагает, что при личном участии на заседании СНД он смог бы объяснить мотивы своего поведения, разъяснить депутатам действующие нормы, приведенные им в заявлении. Обжалуемым решением ущемлены его конституционные права, он лишен поста руководителя Комитета представительного органа, который был важен для его самореализации, его голос в Комитете имел больший вес при голосовании. В подтверждение обоснованности своей позиции заявитель ссылался на постановления Конституционного Суда РФ по конкретным делам

Представитель Совета народных депутатов МО г.Лакинск Трусов О.В. с заявлением не согласился, пояснил суду, что председатель комитета представительного органа местного самоуправления не является выборным должностным лицом, поскольку не наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, данный вывод следует из ст.2 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Постановления Конституционного суда РФ, на которые ссылался заявитель, касаются отзыва выборных должностных лиц и не могут иметь отношения к рассматриваемому спору.

Комитеты представительного органа являются внутренними структурными подразделениями и служат для организации внутренней работы СНД. Освобождение от должности председателя комитета СНД предусмотрено п.3 ст.18 Регламента Лакинского городского Совета народных депутатов, при этом перечень оснований, по которым производится освобождение, в регламенте не указан. Решение об освобождении Малаховского С.П. от обязанностей председателя комитета принято, в соответствии с Регламентом, большинством голосов от числа присутствовавших депутатов. При этом Малаховский С.П. не утратил статус депутата, как депутат сохранил право законодательной инициативы, отсутствует нарушение избирательных прав его избирателей.

Заседания Совета в соответствии с Регламентом проводятся не реже двух раз в месяц, вопрос о дате заседания Совета решается председателем СНД, извещение депутатов о дне заседания производится по телефону.

В связи с истечением срока полномочий бывшего Совета не удалось установить имелся ли в совете план проведения сессий, по имеющимся протоколам в мае 2010 года проведено одно заседание - 12.05.2010 г., в июне 2010 года заседаний не было, в июле два заседания, в августе -одно.

В соответствии с Регламентом Совета депутаты имели право включить в повестку дня внеочередной вопрос, депутаты были очевидцами неэтичного поведения Малаховского С.П., поэтому включили этот вопрос и проголосовали за освобождение с данной формулировкой. В Совете хранится неразборчивая копия протокола заседания комитета, подлинник протокола находится у Малаховского, других доказательств не имеется.

Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Аналогичное положение содержится в ст.3 Устава г.Лакинска (л.д. 117)

В ст. 2 ФЗ №131 приведены термины и понятия, используемые в Законе, в частности понятие «депутат» и «выборное должностное лицо местного самоуправления», исходя из изложенного в указанной норме, суд приходит к очевидному выводу, что пост председателя комитета СНД не давал Малаховскому С.П. на 12.05.2010 года статуса выборного должностного лица местного самоуправления.

Согласно решению Совета народных депутатов города Лакинска от 08.12.2009 года №106/21 Малаховский С.П. был избран председателем комитета по местному самоуправлению, законности и законодательной инициативе. Наличие у Малаховского С.П. статуса депутата Лакинского СНД на указанный период сторонами не оспаривается.

Решением Совета от 12.05.2010 года №37/7 на основании ч.3 ст.18, ст.39 Регламента Лакинского СНД Малаховский С.П. освобожден от должности председателя комитета «за нарушение этики депутата, употребление в своей речи грубых, оскорбительных выражений, что является недопустимым при осуществлении председателем комитета своих депутатских полномочий и несовместимым со статусом депутата»

Указанный выше Федеральный Закон и Устав г.Лакинска (принят решением Лакинского СНД 17.05.2006 года с изменениями и дополнениями) не содержат оснований и порядка освобождения от обязанностей председателей постоянных комитетов и комиссий СНД.

Глава 4 Регламента Лакинского городского Совета народных депутатов (принят решением Лакинского СНД от 11.07.2006г.) регулирует порядок создания, деятельности и упразднения комитетов городского Совета народных депутатов. Ст. 18 Регламента (л.д. 74 оборот) предусматривает порядок избрания председателей комитетов « 1.Возглавляют комитеты и организуют их деятельность председатели комитетов. 2.Кандидатуры на пост председателя, заместителя председателя комитета выдвигаются на заседаниях городского Совета и утверждаются большинством голосов от числа избранных депутатов путем открытого голосования. 3. Решение об освобождении председателя комитета от должности принимается большинством голосов от установленного числа депутатов городского Совета».

Ст. 39 Регламента содержит требования к поведению депутатов на заседаниях Совета и соблюдению депутатами «правил этики».

Каких-либо оснований для освобождения от обязанностей председателей комитетов и порядка решения таких вопросов Регламент не предусматривает, в связи с чем ссылка представителя заинтересованного лица на указанные выше нормы Регламента не может быть признана судом достаточной для обоснования законности обжалуемого действия.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и др. обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

Из протокола заседания Лакинского СНД от 12.05.2010 года следует, что вопрос об освобождении Малаховского С.П. от обязанностей председателя Комитета СНД включен в повестку дня заседания непосредственно после начала заседания (л.д.81-82), то есть без извещения об этом заявителя. Целесообразность такого порядка внесения вопроса на рассмотрение сессии судом не обсуждается.

Суд исследует соблюдение прав Малаховского при рассмотрении вопроса о его освобождении от обязанностей председателя комитета.

Заинтересованным лицом не представлено доказательств, что депутат Малаховский С.П. был уведомлен о проведении заседания Совета, и что он имел возможность на данное заседание явиться.

Обозренные в судебном заседании сведения загранпаспорта Малаховского С.П. подтверждают доводы заявителя о его отсутствии на 12.05.2010 года на территории РФ.

Доказательств совершения Малаховским С.П. каких-либо негативных действий, явившихся предметом рассмотрения сессии 12.05.2010 года, суду не представлено.

Как указано выше, нормы, регулирующие основания и порядок освобождения от обязанностей председателя комитета представительного органа местного самоуправления и конкретно Лакинского СНД отсутствуют.

Факт отсутствия в положениях ФЗ и Регламента Лакинского СНД норм об основаниях и порядке освобождения от обязанностей председателя комитета не предоставляет Совету права не соблюдать общепризнанные принципы и нормы, являющиеся основой местного самоуправления в соответствии с ФЗ №131 и Уставом г.Лакинска.

В силу ч.3 ст.11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Согласно ч.2 ст.24 ФЗ №131 основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. При этом установлены требования, с учетом которых уставом муниципального образования устанавливаются основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц. Так, предусмотрено, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. В отношении процедуры отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления ст. 59 Устава г.Лакинска отсылает к Федеральному закону, который устанавливает обязательное требование:

процедура должна обеспечивать депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;

Применяя аналогию Закона, суд не находит оснований для освобождения Лакинского СНД от соблюдения указанного общепризнанного принципа в отношении заявителя Малаховского С.П. при смещении его с должности председателя комитета СНД.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Выявленное в судебном заседании несоблюдение Лакинским городским Советом установленного Федеральным законом, Уставом г.Лакинска и общепризнанного демократического принципа в виде возможности дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва и отсутствие доказательств наличия самого факта суд квалифицирует как существенное нарушение установленного порядка, в связи с чем находит заявление Малаховского С.П. обоснованным, а действия заинтересованного лица не соответствующими закону.

Требования заявителя в части возложения обязанности на заинтересованное лицо отменить оспариваемое решение удовлетворению не подлежат, поскольку заявитель не может быть восстановлен в должности председателя комитета Лакинского СНД в связи с истечением срока его полномочий депутата

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПК РФ суд

решил:

Заявление Малаховского С.П. удовлетворить частично.

Признать не соответствующим закону решение Совета народных депутатов г.Лакинска №37/7 от 12 мая 2010 года об освобождении Малаховского С.П. от должности председателя комитета по местному самоуправлению, законности и законодательной инициативе Совета народных депутатов города Лакинска, в остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: