ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6010 от 03.02.2011 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — Судебные акты

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области, в составе:

председательствующего судьи Назарука М.В.,

при секретаре Гариной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6010/10 по заявлению ФИО1 об оспаривании действий органа государственной власти по отказу в выставлении на аукцион лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти по отказу в выставлении на аукцион лесного участка, указав, что 06.05.2009 г. Департаментом лесного хозяйства ХМАО-Югры ему было направлено письмо, которым отказано в выставлении на аукцион по продаже права заключения договоры аренды земельного участка, расположенного в квартале № 220 Куль-Еганского участкового лесничества Территориального управления - Мегионское лесничество. Причинами отказа было указано на: возбуждение уголовного дела по факту лесонарушений, иск прокуратуры о сносе самовольных построек, предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения закона. Считает, что действия Департамента являются противозаконными и нарушают его права. Просит обязать Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры устранить допущенное нарушение его прав путем выставления на аукцион по продаже права заключения договора аренды лесного участка, расположенного в квартале № 220 Куль-Еганского участкового лесничества Территориального управления - Мегионское лесничество.

В последующем представитель заявителя по доверенности ФИО2 требования уточнил: просил обязать Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем выставления на аукцион по продаже права заключения договора аренды следующего лесного участка: Мегионское лесничество, Куль-Еганское участковое лесничество, квартал 220, выдел 56.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заявителя по доверенности ФИО2 в судебном заседании на требованиях настаивал.

Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры по доверенности ФИО3 в судебном заседании против требований возражал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании, признано сторонами, подтверждено материалами дела, в т.ч. свидетельством о государственной регистрации права, лесохозяйственным регламентом Мегионского лесничества, таксационными описаниями Куль-Еганского лесничества, в соответствии со ст.ст.6, 8 Лесного кодекса РФ в собственности Российской Федерации находится лесной участок: выдел 56, расположенный в квартале 220 Куль-Еганского участкового лесничества Территориального отдела (управления) Мегионское лесничество Нижневартовского района ХМАО-Югры (далее - лесной участок).

Согласно ст.10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно ст.25 ЛК РФ к видам использования лесов отнесены осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, осуществление рекреационной деятельности.

Как установлено в судебном заседании, признано сторонами, подтверждено материалами дела, в т.ч. таксационными описаниями Куль-Еганского лесничества, лесохозяйственным регламентом Мегионского лесничества, указанный лесной участок расположен в водоохраной зоне, в соответствии с п.п. «з» ч.2 ст.102 ЛК РФ отнесен к категории защитных лесов «запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов». Лесохозяйственным регламентом Мегионского лесничества на период с 01.01.2009 г. по 31.12.2018 г. прямо не предусмотрены виды разрешенного использования указанного лесного участка, в т.ч. ведение охотничьего хозяйства, рекреационная деятельность. Указано, что выделение лесных участков для этих целей допускается на всей территории лесничества, за исключением участков земель лесного фонда, на которых данная деятельность запрещена. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, допускается ведение охотничьего хозяйства и осуществление рекреационной деятельности.

Согласно ст.71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам в аренду.

В силу ст.74 ЛК РФ договор аренды указанного лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Согласно ст.79 ЛК РФ организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности. Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры № 315-п от 28.12.2006 г., постановлениями Губернатора ХМАО-Югры № 176 от 06.09.2010 г., № 68 от 13.04.2010 г., осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов, было возложено на Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры, правопреемником которого по данным вопросам в настоящее время является Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры.

Как установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, 22.08.2008 г. Департаментом лесного хозяйства ХМАО-Югры в газете «Новости Югры» было опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства, осуществления рекреационной деятельности в отношении в т.ч. указанного лесного участка. В извещении указаны в т.ч. дата проведения аукциона - 21.10.2008 г., срок приема и регистрации заявок - по 13.10.2008 г., для участия в аукционе заявитель должен подать заявку и внести задаток в размере 100 % от начальной стоимости предмета аукциона, что в отношении спорного лесного участка составляло 28 719 рублей. 12.09.2008 г. Департаментом лесного хозяйства ХМАО-Югры в газете «Новости Югры» было опубликовано извещение о снятии с аукциона спорного лесного участка. При этом основания для отказа организатора от проведения аукциона законодательно не определены. Как установлено в судебном заседании, содержание указанных извещений о проведении аукциона и об отказе от его проведения, сроки и порядок их публикации соответствуют ст.79 ЛК РФ, что никем в судебном заседании и не оспаривались.

В судебном заседании было установлено, признано сторонами, подтверждено материалами дела, что в феврале-июне 2009 года заявитель неоднократно обращался с заявлениями в администрацию губернатора ХМАО-Югры, администрацию Президента РФ, Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры, согласно которым просил оказать помощь в заключении с ним договора аренды лесного участка, расположенного в Мегионском лесничестве, Куль-Еганского участкового лесничества, квартал 220, с целью сохранения существующих на участке охотничьих избушек, создания условий для охоты, рыбалки, осуществления рекреационной деятельности. Ссылался на то, что ранее участок леса указанного квартала № 220 был выставлен на аукцион, но затем аукцион был отменен.

В судебном заседании было установлено, признано сторонами, подтверждено материалами дела, что в соответствии с ответом Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры № 1477 от 06.05.2009 г. заявитель был извещен о том, что в связи с выявленными на указанном лесном участке лесонарушениями, возбуждением в связи с этим уголовного дела, судебным разбирательством о сносе самовольных построек и приведении участка лесного фонда в пригодное для использования состояние, вынесения природоохранной прокуратурой предостережения о недопустимости нарушения закона № 1270 от 06.05.2009 года, Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры не вправе выставлять лесной участок, обременный незаконно возведенными строениями, на аукцион по продаже права заключения договора аренды лесного участка в целях осуществления рекреационной деятельности.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п.22, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Заявитель обратился в суд с указанными требованиями, полагая, что отказ государственного органа в выставлении на аукцион по продаже права заключения договора аренды указанного лесного участка неправомерен, государственный орган обязан выставить указанный лесной участок на аукцион.

Согласно ст.ст.22, 25.1. Федерального закона «О прокуратуре РФ» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В силу ст.6 указанного Закона, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из их полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Как установлено в судебном заседании, никем не оспаривалось, подтверждено материалами дела, 06.05.2009 года Ханты-Мансийским природоохранным прокурором в адрес директора Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры было вынесено Предостережение о недопустимости нарушений закона № 1270. В предостережении указано, что на спорном лесном участке выявлены лесонарушения, расположены самовольно возведенные строения, что препятствует законному использованию земель как природного ресурса и в случае выставления лесного участка на аукцион по продаже права заключения договора аренды приведет к нарушению иных лиц, участвующих в аукционе. Директор Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры предостережен о недопустимости указанных прокурором нарушений закона и предупрежден о том, что в случае неисполнения требований прокурора, он будет привлечен к ответственности.

Как установлено, указанное предостережение не было отменено в установленном порядке и действует до настоящего времени.

Кроме того, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, в т.ч., что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Как установлено в судебном заседании, заявителем не оспаривалось, заявка на участие в назначенном на 21.10.2008 г. вышеуказанном аукционе, от проведения которого организатор аукциона отказался, от ФИО1 не поступала, задаток им не вносился.

Кроме того, заявитель обосновывает нарушение своих прав тем обстоятельством, что отказом от выставления на аукцион лесного участка государственный орган лишает его возможности получить в аренду землю, на которой расположены принадлежащие заявителю постройки.

Между тем суду не были представлены доказательства принадлежности именно заявителю таких построек, а также расположения принадлежащих заявителю построек именно на спорном лесном участке. Как подтверждается материалами дела, в своих обращениях в государственные органы заявитель не указывал, что охотничьи избушки на спорном участке построены им. Акт о лесонарушении № 6 от 11.04.2008 года был составлен в т.ч. в связи с осуществлением рекреационной деятельности при использовании построек на спорном лесном участке, но в отношении юридического лица.

Кроме того, согласно ст.1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в т.ч. на следующих принципах: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.

Согласно ч.5 ст.102 ЛК РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Согласно ст.12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Как установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела, на спорном лесном участке выявлены лесонарушения, связанные с порчей почв, самовольным использованием лесов для осуществления рекреационной деятельности, незаконной рубкой деревьев.

При вышеуказанных обстоятельствах, действующее законодательство не обязывает орган государственной власти субъекта Российской Федерации по заявлению ФИО1 организовать проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанного лесного участка, к тому же учитывая целевое назначение и категорию лесного участка. Несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному правовому акту, нарушение при этом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя не установлено.

Следовательно, требования заявителя являются незаконными и необоснованными, поэтому в их удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий органа государственной власти по отказу в выставлении на аукцион лесного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа, через Нижневартовский городской суд.

Судья Назарук М.В.

Копия верна:

Судья Назарук М.В.