Дело №2-6013/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2017 года г.Махачкала
Федеральный суд Советского района г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н., с участием представителя истца пом. Махачкалинского транспортного прокурора Муртазалиева Г.А., представителя ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО1 по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокураторы в защиту интересов Российской Федерации к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», третьим лицам - Дагестанская таможня, Управлению Роспотребнадзора по РД, Пограничное управление ФСБ России по РД о признании незаконным бездействия ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», выразившиеся в непринятии мер, направленных на приведение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, в соответствие с едиными требованиями, предъявляемыми к их оборудованию, обустройству, техническому оснащению, и обязании ФГКУ Росгранстрой в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», третьим лицам - Дагестанская таможня, Управлению Роспотребнадзора по РД, Пограничное управление ФСБ России по РД о признании незаконным бездействия ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», выразившиеся в непринятии мер, направленных на приведение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, в соответствие с едиными требованиями, предъявляемыми к их оборудованию, обустройству, техническому оснащению, и обязании ФГКУ Росгранстрой в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, мотивировав исковые требования тем, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований действующего законодательства по вопросам функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан и находящихся в зоне ответственности Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - Северо-Кавказский филиал).
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства, регламентирующего вопросы оборудования, обустройства, технического оснащения и эксплуатации пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан.
Так, частью 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о Государственной границе РФ) установлено, что порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 4 ст. 12 Закона о Государственной границе РФ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», при оборудовании и техническом оснащении учитываются:
а) специализация и классификация пункта пропуска, его месторасположение, степень уязвимости, характер окружающей местности и принятая концепция (способ) охраны;
б) требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств;
в) место установки оборудования и технических средств;
г) возможность эксплуатации межведомственной информационной системы в пунктах пропуска;
д) площадь территории (акватории) пункта пропуска и расположение зданий, помещений, сооружений и других объектов в пределах пункта пропуска;
е) освещенность зданий, помещений и сооружений в пункте пропуска в различное время суток;
ж) климатические условия;
з) необходимость обеспечения электромагнитной совместимости оборудования и технических средств, а также обеспечения их защиты от действия вибрации и механических ударов;
и) необходимость обеспечения экологических и медико-биологических условий для работы персонала, эксплуатирующего оборудование и технические а, средства.
В целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р создано Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Согласно п. 1.5 Устава Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № СА-78-р (далее - Устав ФГКУ Росгранстрой) ФГКУ Росгранстрой является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Пунктом 3.1 Устава ФГКУ Росгранстрой установлено, что целями и предметом деятельности ФГКУ Росгранстрой является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения ^государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее - объекты государственной границы).
Из пункта 3.2 Устава ФГКУ Росгранстрой следует, что в целях реализации предмета деятельности ФГКУ Росгранстрой выполняет функции государственного заказчика (заказчика) и за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами, государственным оборонным заказом, международными договорами организует выполнение работ по проектированию и строительству, техническому оснащению объектов государственной границы, в том числе и на организацию авторского надзора, закупку и поставку материально-технических ресурсов, на проведение иной деятельности в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в промышленности и строительстве.
Кроме того, согласно п.3.3 Устава ФГКУ Росгранстрой обеспечивает функционирование (эксплуатацию) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации, закрепленных в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой, а также используемых ФГКУ Росгранстрой на основании договоров аренды либо безвозмездного пользования.
При этом в соответствии с п. 4.2, 6.2 Устава ФГКУ Росгранстрой обеспечивает выполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных средств, представлять в являющееся учредителем ФГКУ Росгранстрой Министерство транспорта Российской Федерации на утверждение бюджетную смету, обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование средств и имущества, эффективно использовать имущество и не допускать ухудшение его технического состояния.
Частью 1 ст. 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 1.1 Положения о Северо-Кавказском филиале ФГКУ Росгранстрой, утвержденного приказом ФГКУ Росгранстрой от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф (далее - Положение), Северо-Кавказский филиал является обособленным подразделением ФГКУ Росгранстрой и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Росграницы, Уставом ФГКУ Росгранстрой, локальными нормативными актами ФГКУ Росгранстрой и данным Положением.
Пунктом 2.1. Положения установлено, что целями и предметом деятельности Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в пределах территориальной сферы деятельности Северо-Кавказского филиала.
Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Единые типовые требования Таможенного союза).
Пунктами 3, 9, 18 данных требований установлено, что для проведения государственного контроля в пунктах пропуска создаются помимо прочего системы паспортного (пограничного) контроля; автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств; инженерных средств охраны, контроля доступом; очистки и дезинфекции транспортных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 35 Единых типовых требований Таможенного союза в целях недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля в пунктах пропуска создается система принудительной остановки транспортных средств, состоящей из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены общие требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ государственными контролирующими органами изданы приказы, которыми утверждены типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска:
- приказ Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (далее - Приказ Роспотребнадзора России);
- приказ ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Типовых "требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее - Приказ ФТС России);
- приказ ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее - Приказ ФСБ России).
Приказом Роспотребнадзора России утверждены Типовые требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При этом пунктами 2-4 данных типовых требований установлено, что для обеспечения проведения комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должны быть предусмотрены специальные сооружения и технические средства такие как: комплекс помещений санитарно-карантинного пункта, помещение для временной изоляции, санитарная стоянка или площадка. Данные сооружения должны располагаться в пределах пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. При этом комплекс помещений санитарно-карантинного пункта должен быть обеспечен централизованным водоснабжением, отоплением и канализованием (при наличии таковых централизованных систем в пункте пропуска).
Согласно п. 12.1, 12.3 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ФТС России, комплекс технических средств таможенного контроля должен включать в себя технические средства для таможенного досмотра и применения иных форм таможенного контроля, к которым помимо прочего относятся приборы взвешивания. Кроме того, на пунктах пропуска могут применяться инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) для таможенного осмотра крупногабаритных товаров и транспортных средств. Необходимость размещения в пунктах пропуска ИДК определяется» ФТС России.
Махачкалинской транспортной прокуратурой проанализирована информация, полученная из Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан, Дагестанской таможни, Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан и иных контролирующих органов, осуществляющих свою деятельность в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, об имеющихся недостатках по вопросам оборудования, обустройства, технического оснащения и эксплуатации пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан.
Установлено, что Пограничным управлением ФСБ России по Республике Дагестан, Дагестанской таможней, Управлением Роспотрбенадзора по Республике Дагестан неоднократно направлялись в Северо-Кавказский филиал письма об имеющихся недостатках в обустройстве, оборудовании и функционировании пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. При этом, несмотря не предпринятые филиалом меры, данные недостатки до настоящего времени не устранены по причине отсутствия финансирования мероприятий со стороны центрального аппарата ФГКУ Росгранстрой.
Из Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой письмом от 18.08.2017 от МГ-799/21Ф получены сведения о заявках филиала, направленных в центральный аппарат ФГКУ Росгранстрой в целях выделения денежных средств либо поставки товаров для обеспечения надлежащего функционирования, технического оснащения и оборудования расположенных на территории Республики Дагестан пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и оставшихся без реагирования со стороны ФГКУ Росгранстрой.
Так, 12.02.2016 за исх. № ММ-0171/04 в соответствии с требованиями Управления Роспотребнадзора России Северо-Кавказским филиалом ФГКУ Росгранстрой в адрес заместителя руководителя ФГКУ Росгранстрой ФИО2 направлена заявка (со всеми необходимыми приложениями) о рассмотрении возможности финансирования мероприятий по обустройству дезбарьеров для автотранспорта на пунктах пропуска МАПП Тагиркент-Казмаляр и МАНН Ново-Филя, включающему в себя монтаж каркаса, устройство навеса над дезванной и ограждающих конструкций, проведение работы по обеспечению водоснабжением, электроснабжением дезбарьера.
Кроме того, в соответствии с требованиями, предъявляемыми ПУ ФСБ России и ФТС России к обустройству и техническому оснащению пунктов пропуска через государственную границу, Северо-Кавказским филиалом ФГКУ Росгранстрой подготовлены и также направлены в адрес центрального аппарата ФГКУ Росгранстрой следующие заявки:
- от 19.02.2017 № ГМ-0192/04 на финансирование работ по оснащению МАПП Ново-Филя автомобильными платформенными весами для нужд Дагестанской таможни;
- от 13.04.2017 № МХЧ-4447 о дополнительном оснащении источниками бесперебойного питания на пунктах пропуска, подведомственных Северо-Кавказскому филиалу;
- от 16.05.2017 № МХЧ-5751 на финансирование работ по проведению капитального ремонта площадки и ограждения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) на МАПП Яраг-Казмаляр для нужд Дагестанской таможни;
- от 28.06.2017 № МЧХ-7736 на финансирование работ по приведению средств принудительной остановки автотранспорта на МАПП Тагиркент-Казмаляр в соответствие с установленными Едиными типовыми требованиями Таможенного союза (монтаж, демонтаж оборудования заградительных (заглубленных) дорожных устройств);
- от 31.07.2017 №9364 на финансирование работ по замене турникетов и рольставней в пропускных модулях кабин паспортного контроля на МАПП Яраг-Казмаляр;
- от 08.08.2017 №МХЧ-9756 на финансирование работ по замене кондиционеров в операционных залах СПЗ-1 и СПЗ-2 на МАПП Яраг-Казмаляр. При этом до настоящего времени денежные и иные средства на основании вышеуказанных заявок центральным аппаратом ФГКУ Росгранстрой не выделены, в связи, с чем указанные мероприятия по оснащению подведомственных филиалу пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и их приведению в соответствие с действующим законодательством не реализованы. Невыполнение вышеуказанных мероприятий, негативно влияющее на осуществление таможенного, паспортного, карантинного контроля в пунктах пропуска, свидетельствует о бездействии центрального аппарата ФГКУ Росгранстрой и непринятии мер, направленных на приведение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствие с едиными требованиями, предъявляемыми к их оборудованию, обустройству, техническому оснащению.
В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Положением ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах Российской Федерации.
Предметом настоящего искового заявления являются объекты государственной границы, являющиеся государственной собственностью, имеющие стратегическое значение для Российской Федерации.
Реконструкция и перевооружение вышеуказанных пунктов пропуска осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации 2012-2020», утвержденной Правительством Российской Федерации (далее по тексту - ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)»). ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» рассмотрена и одобрена на заседании Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Государственным заказчиком-координатором определена Росграница, государственными заказчиками - Росграницаг Минобороны России, ФСБ России.
ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» направлена на формирование современной системы защиты и охраны государственной границы, внедрение в оперативно-служебную деятельность автоматизированных систем технического контроля обстановки, создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности и международных отношений путем обустройства объектов пограничной инфраструктуры, в том числе ключевых пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, обеспечивающих международный транзит, экспортные перевозки и воздушное международное сообщение. В части обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации ФЦП предусматривает оснащение пунктов пропуска современным оборудованием, позволяющим ускорить и повысить эффективность пропуска через государственную границу граждан, товаров и грузов.
Непринятие ФГКУ Росгранстрой комплекса мер, направленных на обеспечение оборудования, обустройства, технического оснащения и надлежащего функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушает интересы государства в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации и препятствует надлежащему осуществлению государственных функций по таможенному, пограничному и санитарно-карантинному контролю в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
На основании изложенного в иске, просит суд признать незаконными бездействия ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», выразившиеся в непринятии мер, направленных на приведение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, в соответствие с едиными требованиями, предъявляемыми к их оборудованию, обустройству, техническому оснащению и обязать ФГКУ Росгранстрой в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить приведение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, в соответствие с едиными требованиями, предъявляемыми к их оборудованию, обустройству, техническому оснащению, а именно:
- провести мероприятия по обустройству дезбарьеров для автотранспорта на пунктах пропуска МАПП Тагиркент-Казмаляр и МАПП Ново-Филя, включающему в себя монтаж каркаса, устройство навеса над дезванной и ограждающих конструкций, проведение работы по обеспечению водоснабжением, электроснабжением дезбарьера;
- провести работы по монтажу, демонтажу оборудования заградительных (заглубленных) дорожных устройств на МАПП Тагиркент-Казмаляр и привести данные средства принудительной остановки автотранспорта в соответствие с установленными Едиными типовыми требованиями Таможенного союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№; - заменить турникеты и рольставни в пропускных модулях кабин паспортного контроля на МАПП Яраг-Казмаляр;
- оснастить МАПП Ново-Филя автомобильными платформенными весами;
- провести капитальный ремонт площадки и ограждения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) для нужд Дагестанской таможни;
- заменить кондиционеры в операционных залах СПЗ-1 и СПЗ-2 на МАПП Яраг-Казмаляр;
- оснастить дополнительными источниками бесперебойного питания пункты пропуска, расположенные на территории Республики Дагестан.
В судебном заседании представитель истца – пом. Махачкалинского транспортного прокурора Муртазалиев Г.А. исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО1 по доверенности в деле, представив отзыв на иск, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Из отзыва ответчика следует, что доводы, изложенные в исковом заявлении являются необоснованными по следующим основаниям:
В соответствии с положениями ст. 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 47-30-1 «О государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» открытие пункта пропуска через Государственную границу как единого объекта осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организаций пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную Границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 12).
Согласно пункту 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организаций пограничного; таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7).
Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий; помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, из которых также усматривается, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 №930 предписано «Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной таможенной службе по согласованию с Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, с учетом видов международного сообщения».
Из содержания Приказа ФПС России от 25.10.2001 об утверждении Типовых технических требований по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу РФ и оснащению их техническими средствами пограничного контроля следует:
Пункт 1.2 «Требования содержат исходные данные для проектирования вновь строящихся и реконструируемых пунктов пропуска».
Пункт 1.4 «Проектирование строительства (реконструкции) пунктов пропуска должно осуществляться в соответствии с настоящими требованиями...».
То есть требования, установленные нормативным правовым актом, на который ссылается транспортный прокурор, и его действие распространяется на случаи открытия новых, либо реконструкции действующих пунктов пропуска.
Таким образом, в отношении действующих пунктов пропуска правовое регулирование устанавливает, что их переоснащение и переоборудование осуществляется при реконструкции.
Под реконструкцией пункта пропуска в Правилах установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482 (далее - Правила), понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта Пропуска (п. 29). Согласно пункту 30 Правил предложение о проведении реконструкции пункта пропуска может вноситься федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска, или собственником (собственниками) зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска. Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска вносится в Минтранс России с приложением документов, обосновывающих целесообразность реконструкции пункта пропуска, порядка функционирования пункта пропуска во время реконструкции пункта пропуска, финансово-экономического обоснования реконструкции и последующей эксплуатации пункта пропуска, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет иных источников.
В соответствии с пунктом 31 Правил в случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Минтрансом России принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, предварительно согласованный с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен.
ФГКУ Росгранстрой создано в 2009 году на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
ФГКУ Росгранстрой начало свою деятельность в 2009 году, постройку и оснащение пунктов пропуска не осуществляло, пункты пропуска были переданы нам в существующем виде, реконструкция ФГКУ Росгранстрой в них не производилась.
ФГКУ Росгранстрой отнесено к ведению Минтранса России, которое согласно Уставу учреждения осуществляет функции и полномочия учредителя Дирекции. Собственником имущества Дирекции является Российская Федерация, функции и полномочия собственника в отношении федерального имущества Дирекции осуществляют Минтранс России и Росимущество.
Финансовое обеспечение Дирекции осуществляется за счет средств федерального бюджета и на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета Дирекции составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном Минтрансом России, в соответствии с общими требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункты 5.1, 5.2 Устава ФГКУ Росгранстрой, утв. Приказом Минтранса России от 23.06.2016 года № СА-78-р).
Минтранс России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Дирекции (п. 1.6 Устава).
Минтранс России, как главный распорядитель бюджетных средств в отношении подведомственного учреждения ФГКУ Росгранстрой не вправе принять самостоятельное (не согласованное с другими государственными контрольными органами) решение о проведении реконструкции пункта пропуска.
В Российской Федерации в соответствии со ст. 28 БК РФ действует принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Денежные средства на обустройство указанных в исковом заявлении транспортной прокуратуры пунктов пропуска не были запланированы в федеральном бюджете на 2017 год и на указанные цели не выделялись.
Более того, указанные пункты пропуска не включены в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2012 -2020)».
По причине не соблюдения установленного порядка принятия решения о проведении реконструкции пункта пропуска в федеральном бюджете отсутствуют денежные средства, необходимые для проведения реконструкции указанных пунктов пропуска. В условиях тотального дефицита Федерального бюджета, возложение на ФГКУ Росгранстрой бремени дооснащения пункта пропуска негативно скажется на состоянии экономики Российской Федерации.
В связи с ограниченностью бюджетного финансирования ФГКУ Росгранстрой на 2016 и 2017 годы и особенностями осуществления деятельности, связанными с ограничениями, налагаемыми на учреждение Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) выполнить требования Истца в полном объеме, не представляется возможным.
Так, Законом № 44-ФЗ предусмотрена определенная процедура для проведения закупок, которая занимает продолжительное время (ст. ст. 24, 59-71, 93 Закона № 44-ФЗ), а также необходимость подготовительной работы к каждой закупке (в т.ч. определение начальной максимальной цены контракта - ст. 22 Закона № 44-ФЗ), внесение закупки, либо изменений в ежегодный план-график, план закупок (ст. 16, 17, ст. 21 Закона № 44-ФЗ). В рассматриваемом случае необходимо проведение множества контрактных процедур по Закону №44-ФЗ: проведение аукционов на проектирование, непосредственную установку систем на пункте пропуска.
Кроме того, выделение соответствующих денежных средств, которое не было запланировано в текущем периоде, является затруднительным в силу принципа плановости федерального бюджета. В Российской Федерации в соответствии со ст. 38 БК РФ действует принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретного получателя бюджетных средств с указанием цели их использования.
ФГКУ Росгранстрой действует в рамках заранее утвержденной бюджетной сметы - п. 5.2 Устава (Устав приобщался к материалам дела) и самостоятельно перераспределить денежные средства, полученные от главного распорядителя бюджетных средств, не имеет законных оснований.
Концепцией реализации государственной политики в сфере обустройства объектов государственной границы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 11.09.2008г. №1309-р, определено, что проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации осуществляется в рамках федеральных целевых программ в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
В настоящее время такой программой является федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации...», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации и реализуемая в рамках государственной программы «Обеспечение государственной безопасности».
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее - Федеральный закон № 60-ФЗ) федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 60-ФЗ государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд.
Частью 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 13, объем предоставляемых бюджетных инвестиций и субсидий должен соответствовать объему бюджетных ассигнований, предусмотренному на соответствующие цели федеральной адресной инвестиционной программой. Федеральными законами от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не предусмотрено выделение денежных средств на реконструкцию, проектирование, обустройство, оборудование, техническое оснащение пунктов пропуска.
Федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации...» вышеуказанные мероприятия в отношении спорных пунктов пропуска также не предусмотрены.
В своем заявлении Махачкалинская транспортная прокуратура, указывает, что ФГКУ Росгранстрой своим бездействием нарушает права неопределенного круга лиц, в опровержение данного утверждения поясняем, ФГКУ Росгранстрой принимает все зависящие от него меры по разрешению проблемных вопросов и как указано в иске Махачкалинской транспортной прокуратуры Северо-Кавказским филиалом ФГКУ Росгранстрой соответствующие заявки были направлены в ЦА ФГКУ Росгранстрой.
ФГКУ Росгранстрой в пределах финансовых возможностей и приоритетности рассмотрев их, частично профинансировал реализацию.
Так по заявке Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой были выделены средства на замену рольставней и турникетов в кабинах паспортного контроля на МАПП Яраг-Казмаляр для нужд Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой.
После проведения ряда необходимых закупочных процедур - заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям контракта замена оборудования будет произведена в ближайшее время.
По замене кондиционеров в операционных залах СПЗ-1 и СПЗ-2 на МАПП Яраг-Казмаляр, в настоящий момент Северо-Кавказским филиалом проведен электронный аукцион 0303100001717000028 от «25» октября 2017 на поставку, монтаж-демонтаж кондиционеров (сплит-систем) в досмотровых залах в СПЗ-1 и СПЗ-2 на МАПП Яраг-Казмаляр для нужд Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой, определен победитель. После подписания Государственного контракта в установленные законом сроки, указанные мероприятия будут реализованы.
Все мероприятия, изложенные в исковом заявлении Махачкалинской транспортной прокуратуры планируются Северо-Кавказским филиалом ФГКУ Росгранстрой, по мере выделения ЛБО на указанные в исковом заявлении цели, филиал будет их реализовывать.
Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по РД ФИО3 по доверенности в деле, на предыдущем судебном заседании, исковые требования считала обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На последнее судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица – Пограничное управление по Республике Дагестан и Дагестанская таможня, направив отзывы на исковое заявление, в суд представителей не направили, в связи с чем, определено рассмотреть дело в их отсутствие, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Из отзыва Пограничного управления по Республике Дагестан следует, что Управлением в адрес Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» неоднократно направлялись заявки об обустройстве пунктов пропуска на территории Республики Дагестан:
1. По приведению средств принудительной остановки автотранспорта на МАПП Тагиркент-Казмаляр в соответствии с установленными Едиными требованиями Таможенного союза (от 15.07.2016 №21/304/7-7511 «О средствах принудительной остановки автотранспорта»; от 17.05.2017 № 21/304/7-5422 «Об обустройстве МАПП Тагиркент-Казмаляр»).
2. По замене турникетов и рольставней в пропускных модулях кабин паспортного контроля на МАПП Яраг-Казмаляр (от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении технических требований»).
Данные требования и заявки Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» не выполнены.
Таким образом, непринятие ответчиком комплекса мер, направленных на обеспечение оборудования, обустройства, технического оснащения и надлежащего функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нарушает интересы государства в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации и препятствует надлежащему осуществлению государственных функций по пограничному контролю.
Из отзыва Дагестанской таможни также следует, что В течение 2013-2017 г.г. Дагестанской таможней велась активная переписка с Северо-Кавказским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» по вопросам оснащения пунктов пропуска, расположенных в регионе деятельности Дагестанской таможни. Так, в течение 2013 года Дагестанской таможней направлено 18 заявок, в 2014 - 18, за 2015 год более 50 заявок, не считая переписки начальников таможенных постов с руководителями обособленных подразделений Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Росгранстрой» в пунктах пропуска по вопросам текущего ремонта.
В рассматриваемый период Северо-Кавказским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» на МАПП Тагиркент-Казмаляр и МАПП Ново-Филя оборудовано разделение потоков движения, пешеходные переходы, в МАПП Ново-Филя оборудованы площадки для осмотра транспортных средств, установлена дополнительная кабина транспортного контроля, помещение для хранения задержанных товаров, кассы и помещение для проведения личного досмотра, переустановка шлагбаумов, в МАПП Яраг-Казмаляр проводился текущий ремонт видеооборудования и помещений.
Вместе с тем пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Дагестанской таможни не полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе Единым типовым требованиям, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГг. № (далее - Единые типовые требования), о чем руководство ЮТУ Росграницы и Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Росгранстрой» информировалось неоднократно.
Многочисленными письмами таможни ЮТУ Росграницы информировано о том, что пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Дагестанской таможни ни в полной мере соответствуют Единым типовым требованиям.
В частности в МАПП Яраг-Казмаляр отсутствуют: интегрированная информационная система пункта пропуска; система сбора и утилизации биологических отходов; система очистки и дезинфекции транспортных средств; система обеззараживания подконтрольной продукции; система часофикации.
Отсутствуют помещения, предназначенные для проведения досмотра автомобильных транспортных средств, где должны быть обустроены боксы для досмотра грузовых машин, автобусов, оборудованные подъемниками, техническими средствами и другими приспособлениями для досмотра.
Отсутствуют специальные площадки (тупики, стоянки) для проведения противоэпидемических, противоэпизоотехнических и карантинных фитосанитарных мероприятий. Аналогичные недостатки были отражены и по другим пунктам пропуска. Вопросы необходимости дооснащения международных пунктов пропуска в соответствии с требованиями Единых типовых требований на постоянной основе выносятся Дагестанской таможней на координационные советы пунктов пропуска.
В течение 2013-2017 г.г. Северо-Кавказское таможенное управление совместно с Дагестанской таможней, проводило комплексное обследование зданий, помещений и технической оснащенности пунктов пропуска на предмет их соответствия Единым типовым требованиям. Между тем по настоящее время проблема оснащения международных пунктов пропуска, расположенных в регионе в соответствии с Едиными типовыми требованиями не разрешена. На сегодняшний день имеются проблемные вопросы, возникшие в процессе оснащения автомобильных международных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в МАПП Ново-Филя, МАПП Тагаркент-Казмаляр и МАПП Яраг-Казмаляр, которые выражаются в следующем.
Пункт пропуска Ново-Филя введен в эксплуатацию по пешеходному направлению в декабре 2014 г., однако для его ввода в эксплуатацию в полном объеме, включая пассажирское направление необходимо дооснащение пункта пропуска современной комплексной системой безопасности (заменить камеры видеонаблюдения с аналоговых на цифровые, дополнить недостающие камеры видеонаблюдения в операционном зале, разделить систему видео наблюдения между пограничной службой и таможенной), подключить систему видеонаблюдения, установленную на пешеходном переходе к центральному серверу таможенного поста.
В пункте пропуска установлена стационарная система радиационного контроля «Янтарь», которую необходимо было передать на баланс Дагестанской таможни.
Запланировано было обустроить площадку для работы мобильного ИДК, с примыкающей к ней стоянкой транспортных средств.
Пункт пропуска Тагиркент-Казмаляр введен в эксплуатацию по автомобильному сообщению ДД.ММ.ГГГГ Остается незавершенной пешеходное направление пункта пропуска
Для ввода в эксплуатацию МАПП Тагиркент-Казмаляр, в полном объеме необходимо осуществить передачу в установленном законодательством порядке на баланс таможенного органа рентгенотелевизионную аппаратуру и стационарную систему радиационного контроля «Янтарь», восстановить работоспособность системы считывания номеров транспортных средств, закупить электрический кабель, необходимый для функционирования мобильного ИДК в пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр, подключить систему видеонаблюдения» установленную на пешеходном переходе к центральному серверу таможенного поста, разделить её между пограничной службой и таможенной. Также необходимо пересмотреть места установки кабин паспортного контроля на пешеходном направлении зала въезда в Российскую Федерацию, либо стационарного прибора радиационного контроля «Янтарь» в целях исключения фактов ложных срабатываний стационарного прибора радиационного контроля «Янтарь».
Предлагалось провести мероприятия по второму этапу реконструкции и техническому перевооружению МАПП Яраг-Казмаляр во втором полугодии 2016 г. в рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)». В рамках реконструкции рассмотреть вопрос о замене весового оборудования, на комплекс весогабаритного контроля типа «Рубеж» ВА-Д-90, что позволит применять данный весогабаритный комплекс при осуществлении транспортного контроля, увеличит пропускную способность пункта пропуска с учетом предстоящей его реконструкции и позволит осуществлять инструментальный транспортный контроль в автоматическом режиме, полноценно применяя функции технологии «одного окна».
Для оснащения пункта пропуска «Гарах» на период демаркации государственной границы требуется принять необходимые меры по обустройству пункта пропуска «Гарах» помещениями модульного типа с возможностью расположения в них рентгенотелевизионной техники, системой радиационного контроля и иными средствами таможенного контроля до решения вопроса о строительстве помещений пункта пропуска. Соответствующие предложения направлены в Северо-Кавказский филиал ФГКУ «Росгранстрой».
Помимо изложенного требования прокуратуры, изложенные в исковом заявлении по настоящему судебному делу, представляются обоснованными, направленными на облегчение и ускорение выполнения должностными лицами Дагестанской таможни и иных органов контролирующих функций в рамках своей компетенции.
За 2013 год Дагестанской таможней в Махачкалинский филиал ФГКУ «Росгранстрой» направлено более 22 писем, в 2014 году более 25 писем с заявками на обустройство пунктов пропуска региона техническими средствами таможенного контроля, холодильным оборудованием, проведение ремонтных работ имеющегося оборудования, дорожного покрытия и пр. В 2015 г. таможня направила 23 письма в инстанции Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Росгранстрой». В 2016-2017 г.г. инициативная работа по надлежащему обустройству пунктов пропуска со стороны Дагестанской таможни продолжалась.
По многим обращениям Дагестанской таможни в Северо-Кавказский филиал ФГКУ «Росгранстрой» получен ответ, о том, что заявка таможенного органа направлена в ФГКУ Росгранстрой РФ и ожидается финансирование. Между тем вышеуказанные вопросы оснащения и обустройства пунктов пропуска по сегодняшний день не разрешены.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства по гражданскому делу представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Установлено, и из материалов дела следует, что Махачкалинской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований действующего законодательства по вопросам функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в Республике Дагестан и находящихся в зоне ответственности Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства, регламентирующего вопросы оборудования, обустройства технического оснащения и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан.
Указанные нарушения заключаются в не проведении мероприятий по обустройству дезбарьеров для автотранспорта на пунктах пропуска МАПП Тагиркент-Казмаляр и МАПП Ново-Филя, включающему в себя монтаж каркаса, устройство навеса над дезванной и ограждающих конструкций, проведение работы по обеспечению водоснабжением, электроснабжением дезбарьера; не проведении работ по монтажу, демонтажу оборудования заградительных (заглубленных) дорожных устройств на МАПП Тагиркент-Казмаляр и приведении данных средств принудительной остановки автотранспорта в соответствие с установленными Едиными типовыми требованиями Таможенного союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№; не выполнением работ по замене турникетов и рольставни в пропускных модулях кабин паспортного контроля на МАПП Яраг-Казмаляр; не оснащении МАПП Ново-Филя автомобильными платформенными весами; не проведении капитального ремонта площадки и ограждения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) для нужд Дагестанской таможни; не произведением замены кондиционеров в операционных залах СПЗ-1 и СПЗ-2 на МАПП Яраг-Казмаляр и не оснащением дополнительными источниками бесперебойного питания пунктов пропуска, расположенных на территории Республики Дагестан.
Из представленных истцом писем и запросов, направленных Управлением пограничной службы ФСБ РФ по РД, Дагестанской таможней, Управлением Роспотребнадзора по РД в адрес ответчика о необходимости устранения выше указанных недостатков в обустройстве, оборудовании и функционировании пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, и несмотря на перенаправление указанных заявок филиалом Росгранстрой в центральный аппарат ФГКУ «Росгранстрой» нарушения, допущенные в обустройстве, оборудовании и функционировании пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, не устранены, данных об этом ответчиком в суд не представлено. Довод ответчика об отсутствии финансирования указанных мероприятий, не включение их в ФЦП «Государственная граница Российской Федерации 2012-2020 гг.» не освобождает от обязанности устранения нарушений действующего законодательства, и указание в возражениях на то обстоятельство, что ФГКУ Росгранстрой в пределах финансовых возможностей и приоритетности, частично профинансировал их реализацию, и по заявке Северо-Кавказского филиала ФГКУ Росгранстрой были выделены средства на замену рольставней и турникетов в кабинах паспортного контроля на МАПП Яраг-Казмаляр для нужд Северо-Кавказского филиала и после проведения ряда необходимых закупочных процедур заключен государственный контракт №.17/ГК/05 от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого предусмотрена замена оборудования, которая будет произведена в ближайшее время.
При установленных обстоятельствах, суд находит исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, суд считает необходимым отсрочить исполнение решения со дня его вступления в законную силу до 6 (шести) месяцев, исходя из объема и сложности возлагаемых на ответчика обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 203, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокураторы в защиту интересов Российской Федерации к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Северо-Кавказского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», третьим лицам - Дагестанская таможня, Управлению Роспотребнадзора по РД, Пограничное управление ФСБ России по РД о признании незаконным бездействия ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», выразившиеся в непринятии мер, направленных на приведение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, в соответствие с едиными требованиями, предъявляемыми к их оборудованию, обустройству, техническому оснащению, и обязании ФГКУ Росгранстрой в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Обязать ФГКУ Росгранстрой обеспечить приведение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Республике Дагестан, в соответствие с едиными требованиями, предъявляемыми к их оборудованию, обустройству, техническому оснащению, а именно:
- провести мероприятия по обустройству дезбарьеров для автотранспорта на пунктах пропуска МАПП Тагиркент-Казмаляр и МАПП Ново-Филя, включающему в себя монтаж каркаса, устройство навеса над дезванной и ограждающих конструкций, проведение работы по обеспечению водоснабжением, электроснабжением дезбарьера;
- провести работы по монтажу, демонтажу оборудования заградительных (заглубленных) дорожных устройств на МАПП Тагиркент-Казмаляр и привести данные средства принудительной остановки автотранспорта в соответствие с установленными Едиными типовыми требованиями Таможенного союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№; - заменить турникеты и рольставни в пропускных модулях кабин паспортного контроля на МАПП Яраг-Казмаляр;
- оснастить МАПП Ново-Филя автомобильными платформенными весами;
- провести капитальный ремонт площадки и ограждения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) для нужд Дагестанской таможни;
- заменить кондиционеры в операционных залах СПЗ-1 и СПЗ-2 на МАПП Яраг-Казмаляр;
- оснастить дополнительными источниками бесперебойного питания пункты пропуска, расположенные на территории Республики Дагестан.
Исполнение решения суда с момента его вступления в законную силу отсрочить на 6 (шесть) месяцев.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Атаев Э.М.
Отпечатано в совещательной комнате.