Дело № 2-6013/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
при секретаре Коленовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6013/2015по иску ФИО1 к ГБУ <адрес> «Агентство жилищных программ», Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан об обязании предоставить субсидию,
У С Т А Н О В И Л :
Первоначально ФИО1 обратился с иском к <адрес> об обязании предоставить ему субсидию для оплаты части стоимости жилья и субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту. В обоснование данных исковых требований истец указал, что он с семьей составом 4 человека проживает в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29,4 кв.м. и претендовал на получение субсидии для улучшения жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РО № от 07.11.2011г. «О порядке предоставления государственной поддержки гражданам в приобретении (строительстве) жилья с использованием средств жилищного кредита».
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГБУ <адрес> «Агентство жилищных программ» за получением субсидии, в течение 5 лет был включен в резервный список получателей бюджетных субсидий. Однако, в настоящее время, при рассмотрении вопроса о предоставлении ему государственной поддержки Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан (протокол № 3), руководствуясь п. 1.2, 1.3, 5.1 приложения № и п. 1.2, 1.3, 4.1 приложения № к постановлению Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ № 95, ему было отказано в связи с изменением жилищных условий, в результате которых его семья стала обеспечена жильем свыше жилищной нормы.
Считает данный отказ неправомерным, поскольку приобретенный им участок № 121, расположенный по адресу: <адрес>, х. Лесничество, с/т «Дюрсо» отнесен к территориальной зоне СХЗ (зона садоводства и дачного хозяйства) на основании решения городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 439. В соответствии с Федеральным законом № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от ДД.ММ.ГГГГ г., зона садоводства и дачного хозяйства СХЗ предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения без права регистрации и проживания в нем, используемых населением в целях отдыха и выращивания с/х культур, данный дом не пригоден для проживания и не является местом его постоянного проживания и регистрации и жилищные условия его семьи не улучшились.
На основании изложенного, просил суд обязать Правительство РО предоставить ему субсидию для оплаты части стоимости жилья и субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту.
Впоследствии, протокольным определением Кировского районного суда <адрес> от 06.07.2015г. произведена замена ответчика – <адрес> на ГБУ <адрес> «Агентство жилищных программ», и к участию в деле в качестве соответчика привлечена Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан (л.д. 47-48).
Истец в судебном заседании полностью поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил его требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУ <адрес> «Агентство жилищных программ» - ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., с исковыми требованиями не согласилась, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, а также указала на то, что у истца в собственности появился дом, который имеет назначение – жилое помещение, и, с учетом площади данного дома, жилищные условия семьи истца улучшились и в результате этих улучшений семья ФИО1 стала обеспечена жильем свыше жилищной нормы. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела суд не просил.
В соответствии с ч. 3ст. 167ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в прядкест. 167ГПК РФ.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением на получение государственной поддержки с приложением необходимых документов(л.д. 29-31, 32).
Установлено, что в заявлении на получение государственной поддержки ФИО1 указан состав семьи – 3 человека, а на дату сдачи документов в ГБУ <адрес> «Агентство жилищных программ» в собственности ФИО1 находилось жилое помещение площадью 29,4 кв.м. – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил данные об изменении состава семьи на 4 человека, что подтверждается заявлением (л.д. 33-34).
<адрес> межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшенияжилищныхусловий отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении государственной поддержки при приобретении (строительстве)жилья(протокол № 3) по причине изменения жилищных условий, в результате которых семья ФИО1 стала обеспечена жильем свыше жилищной нормы (л.д. 28).
Основанием для отказа явилось следующее. Исходя из запрошенной в декабре 2014г. данных ЕГРП, за ФИО1 зарегистрировано право собственности на дом, назначение: жилое, общей площадью 68,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район х. Лесничество, с/т «Дюрсо», <адрес> жилых помещений, принадлежащих ФИО1 на праве собственности, составила 97,9 кв.м., что превышает жилищную норму на 4 человека (на 1 человека 24,48 кв.м.). По этой причине решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшенияжилищныхусловий отдельных категорий граждан, истцу отказано в предоставлении бюджетной субсидии на приобретение (строительство)жилья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Порядок предоставления бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья и бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по жилищным кредитам регламентирован постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления государственной поддержки гражданам в приобретении (строительстве) жилья с использованием средств жилищного кредита».
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения <адрес>» <адрес> постановило утвердить:
Положение о порядке предоставления гражданам бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья, согласно приложению № 1;
Положение о порядке предоставления гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого (строящегося) с помощью жилищного займа или кредита, согласно приложению № 2;
Положение о порядке предоставления бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по ипотечным кредитам (займам) молодым учителям, получающим бюджетные субсидии для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья, согласно приложению № 4.
Положение о порядке предоставления гражданам бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья разработано в соответствии со статьей 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением <адрес> от 25.09.2013г. № «Об утверждении государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения <адрес>» и регулирует порядок предоставления гражданам бюджетных субсидий за счет средств областного бюджета для оплаты (компенсации) части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья.
В силу положений пункта 1.2.8. и пункта 1.2.9. приложения № к постановлению Правительства РО № от ДД.ММ.ГГГГ государственная поддержка - социальная поддержка в форме бюджетной субсидии. Бюджетная субсидия - социальная выплата, предоставляемая за счет средств областного бюджета на безвозмездной основе гражданину для оплаты и (или) компенсации затрат (части затрат) по уплате процентной ставки по жилищному кредиту. Бюджетная субсидия является мерой социальной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья.
Пунктом 1.2.16. приложения № к постановлению Правительства РО № от ДД.ММ.ГГГГ определена жилищная норма, которая составляет 10 квадратных метров общей площади жилого помещения (совокупности жилых помещений) на одного человека, принадлежащие заявителю и членам его семьи на праве собственности, а также занимаемые заявителем и членами его семьи на праве владения и пользования по социальному найму в государственном или муниципальном жилищном фонде, в том числе в жилищном фонде, находящемся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственном фонде).
В соответствии с п. 1.2.15. приложения № общая площадь жилого помещения - сумма площадей всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункту 1.3 приложения к постановлению Правительства РО № от ДД.ММ.ГГГГ правом получения бюджетной субсидии пользуются граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ, либо признанные органами местного самоуправления нуждающимися по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, либо обеспеченные жильем менее жилищной нормы.
Оценка обеспеченности заявителя жилыми помещениями производится на основании документов, представляемых в соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 настоящего Положения, исходя из суммы общих площадей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности заявителю и членам семьи заявителя, а также занимаемых заявителем и членами его семьи на праве владения и пользования по социальному найму в государственном или муниципальном жилищном фонде, в том числе в жилищном фонде, находящемся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственном фонде), если заявитель и члены семьи заявителя вправе приобрести занимаемые жилые помещения в собственность в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (п. 1.3.1. положения № 1).
Таким образом, если в совокупности гражданин обеспечен менеежилищнойнормы – 10 кв. м общей площадижилогопомещения, то он имеет право на получение бюджетной субсидии.
Участие в мероприятии по оказанию государственной поддержки не является обязательным и носит заявительный характер. Мероприятие действует для наиболее нуждающихся граждан, поскольку расходование средств областного бюджета должно отвечать принципу эффективности использования бюджетных средств.
Информация о порядке и условиях предоставления государственной поддержки является общедоступной и опубликована на официальных сайтах ПравительстваРО- www.donland.ru иГБУ РО«Агентство жилищных программ» - azhp.ru.
Согласно п. 2.3 раздела 2 положения ГБУ РО «Агентство жилищных программ» направляет запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения и документы (их копии или содержащиеся в них сведения).
Как усматривается из материалов дела, в декабре 2014 года ГБУ РО «Агентство жилищных программ» запрошены данные из ЕГРП о наличии в собственности ФИО1 и членов его семьи недвижимого имущества.
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-45) ФИО1 на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество: дом, назначение: Здание (строение), часть здания; Жилое; Жилой дом, площадью 68,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район х. Лесничество, с/т «Дюрсо», <адрес>; Нежилое помещение (бывшая <адрес>), назначение: нежилое; площадью 53,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, и квартира, назначение: жилое, площадью 29,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Исходя из данных сведений, общая площадь жилых помещений, принадлежащих ФИО1 на праве собственности, составляет 97,9 кв.м. (68,6 кв.м. + 29,4 кв.м.), что превышает жилищную норму на 4 человека (на 1 человека 24,48 кв.м.).
Указанные обстоятельства исключают право ФИО1 на получение государственной поддержки при приобретении (строительстве) жилья, в связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности отказа областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшенияжилищныхусловий отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 государственной поддержки при приобретении (строительстве)жилья.
Довод истца о том, что он и члены его семьи не могут быть зарегистрированы в доме, расположенном по адресу: <адрес>, район х. Лесничество, с/т «Дюрсо», <адрес>, является несостоятельным, поскольку постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГБУ <адрес> «Агентство жилищных программ», Областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан об обязании предоставить субсидию – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 августа 2015 г.
Судья Е.С. Гречко