ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6019/2016 от 06.12.2016 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2016 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - <адрес> в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Филиповой А.Е.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО6,

третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительства <адрес><адрес> о признании права на получение и использование жилищной субсидии, обязании выдать жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту строительства <адрес><адрес> о признании права на получение и использование жилищной субсидии, обязании выдать жилищный сертификат, мотивировав свои требования тем, что обратился с заявлением о предоставлении ему на состав семьи четыре человека (ФИО1, мать ФИО2, отец ФИО3, брат ФИО4) субсидии в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Письмом Департамента строительства <адрес> - <адрес> исходящий - от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата по причине непредставления судебного решения о признании членом семьи истца ФИО4

Полагая указанное решение ответчика противоречащим законодательству, истец просит признать за ФИО1 право на получение и использование жилищной субсидии в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на состав семьи четыре человека: ФИО1, мать – ФИО2, отец ФИО3, брат – ФИО4; обязать Департамент строительства <адрес><адрес> выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на состав семьи четыре человека: ФИО1, мать – ФИО2, отец ФИО3, брат – ФИО4.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО6 исковые требования поддержали, дали пояснения согласно искового заявления.

Третье лицо ФИО2 суду пояснила, что совместно с истцом, являющимся ее сыном, проживает с ФИО3, ФИО4, имеют общий бюджет, ведут совместное хозяйство, являются членами одной семьи.

Представитель ответчика, третье лицо ФИО3, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, согласно которому наймодатель передал нанимателю и членом его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, а также обязался обеспечивать предоставление за плату коммунальных и иных услугах, а наниматель обязался использовать это жилое помещение по назначению и своевременно вносить плату за пользование им.

Объектом найма является жилое помещение, состоящее из пяти комнат, из них две комнаты жилые, расположенное на первом этаже двухэтажного дома, общей площадью 52,1 кв. метра, жилое площадью 29,4 кв. метра, по адресу <адрес>.

В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны ФИО3 (муж), ФИО1 (сын), ФИО4 (сын).

Из справки о регистрации и составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, усматривается, что в жилом помещении по адресу <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2

ФИО1 имеет инвалидность третьей группы, является инвалидом с детства, что подтверждается справкой серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 через Администрацию <адрес> обратился к ответчику с заявлением о выдаче жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в <адрес> на состав семьи ФИО2 (мать), ФИО3 (отец), ФИО4 (брат).

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 ответчиком отказано в выдаче истцу сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в связи с непредставлением судебного решения о признании членом семьи брата ФИО4, что подтверждается уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ-.

Исходя из имеющихся материалов дела, родителями истца является ФИО2, ФИО3, несовершеннолетний ФИО4 приходится родным братом истца.

Из пояснений истца, третьих лиц, материалов дела, усматривается, что истец и третьи лица проживают в одном жилом помещении на условиях договора социального найма, имеют единый бюджет, ведут совместное хозяйство, их связывают близкие семейные отношения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Указанная норма закона закрепляет право ФИО1 на предоставление жилищной субсидии, как лица являющегося инвалидом с детства, родившегося в районе, приравненном к районам Крайнего Севера и прожившего в указанном районе в течение пятнадцати лет.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений (ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).

Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).

Согласно ст.10 указанного нормативного правового акта, порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп.«з» п.5 раздела 1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечении жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, граждане, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы) (п.6 указанных Правил).

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (п.17 указанных Правил).

Анализ норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» свидетельствует, что основания предоставления жилищной субсидии, в том числе отнесение лиц к числу членов семьи получателя субсидии, закреплены в указанном нормативном правовом акте, Правительство Российской Федерации уполномочено установить порядок предоставления жилищной субсидии, при этом не уполномочено устанавливать критерии отнесения тех или иных лиц к числу членов семьи получателя жилищной субсидии.

При приятии настоящего решения, судом учитывается, что положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» обладают большей юридической силой по отношению к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», соответственно не могут применяться положения Правил, ограничивающие права граждан по сравнению с Федеральным законом.

Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» к членам семьи получателя субсидии относятся постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство, указанный нормативный правовой акт не предусматривает издание судебного акта для признания перечисленных лиц в качестве членов одной семьи, то есть для признания членом семьи ФИО1 его родного брата ФИО4 вынесение судебного решения об этом, законодатель не требует.

Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что истец и ФИО4 являются близкими родственниками, совместно проживают в жилом помещении, ведут общее хозяйство, то есть являются членами одной семьи, установление данного факта не требует вынесения судебного решения, в связи с чем ФИО1 имеет право на получение жилищного сертификата с учетом члена его семьи ФИО4

Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ. Положения о Департамента строительства <адрес><адрес>, утвержденного Постановлением Губернатора <адрес> - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям ответчика относится оформление и выдача государственных жилищных сертификатов, удостоверяющих право граждан на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений, ведение реестра выданных государственных жилищных сертификатов, формирование заявок на выпуск государственных жилищных сертификатов.

Единственным основанием для выдачи жилищного сертификата ФИО1, исходя из отказа ответчика, является отсутствие судебного решения о признании ФИО4 членом семьи истца, с учетом того, что данное основание не предусмотрено законом, остальные условия для предоставления жилищного сертификата выполнены истцом, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО1, признать его право на получение жилищного сертификата исходя из четырех членов его семьи и обязать ответчика выдать указанный сертификат.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение и использование жилищной субсидии в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на состав семьи четыре человека: ФИО1, мать – ФИО2, отец ФИО3, брат – ФИО4.

Обязать Департамент строительства <адрес><адрес> выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на состав семьи четыре человека: ФИО1, мать – ФИО2, отец ФИО3, брат – ФИО4.

Взыскать с Департамента строительства <адрес><адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 12 декабря 2016 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.В. Воронцов