ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-601/14 от 03.07.2014 Няндомского районного суда (Архангельская область)

 Дело № 2-601/2014             ДД.ММ.ГГГГ

          Р Е Ш Е Н И Е

 ИФИО1

 Няндомский районный суд <адрес>

 В составе: председательствующего Захарова Е.С.

 при секретаре ФИО5

 с участием заявителя ФИО3,

 представителей заинтересованных лиц: ФИО8 и ФИО6

 рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании действий администрации МО «Каргопольский муниципальный район» и отдела опеки и попечительства Управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район»,

 у с т а н о в и л:

 ФИО3 подала в Няндомский районный суд заявление, в котором оспаривает действия администрации МО «Каргопольский муниципальный район» по вынесению постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении её от обязанностей опекуна над недееспособным ФИО2, а также действия отдела опеки и попечительства по помещению ФИО2 на лечение в Няндомскую ЦРБ без направления лечащего врача. В заявлении указала, что является опекуном своего сына с 2003 года, проживает совместно с ним. ДД.ММ.ГГГГ представитель отдела опеки и попечительства вынудила её написать заявление о согласии поместить ФИО2 на обследование в психиатрическое отделение Няндомской ЦРБ, а ДД.ММ.ГГГГ она была отстранена от исполнения обязанностей опекуна, о чем узнала ДД.ММ.ГГГГ, когда получила копию постановления.

 В судебном заседании ФИО3 требования поддержала, пояснила, что она самостоятельно давала сыну лекарства, которые были выписаны психиатром, но они стали заканчиваться, поэтому она обратилась в Каргопольскую ЦРБ к зам. главного врача ФИО7 за рецептом. Логвинов ей в выписке рецепта отказал, рекомендовал обратиться к врачу-психиатру, которого в Каргопольской больнице нет – в Няндомскую ЦРБ. Но сын ведет себя неадекватно, поэтому она не может свозить его в больницу. ДД.ММ.ГГГГ отдел опеки и попечительства предложил ей поехать в больницу на осмотр сына. Они приехали в Няндомскую ЦРБ, но там сына осматривать не стали, а сразу положили на лечение. Заявление о согласии с лечением сына она написала под давлением со стороны сотрудников отдела опеки и попечительства.

 Представитель администрации МО «Каргопольский муниципальный район» ФИО8 в судебном заседании с доводами заявителя не согласилась, пояснила, что постановление об отстранении от исполнения обязанностей опекуна вынесено на основании заключения органа опеки и попечительства, из которого видно, что ФИО3 ненадлежащим образом исполняет обязанности опекуна.

 Представитель отдела опеки и попечительства Управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» ФИО6 с доводами заявления не согласилась, пояснила, что с момента назначения ФИО3 опекуном в отдел опеки и попечительства поступали жалобы граждан, из которых следовало, что надлежащий уход и присмотр за недееспособным ФИО2 не осуществляется, он своим поведением мешает соседям, ведет себя неадекватно. При этом последний раз обследовался психиатром в 2010 году, а лекарства выписывались в декабре 2012 года, мер к надлежащему лечению сына ФИО3 не предпринимает, от госпитализации отказывается, что ставит здоровье недееспособного под угрозу. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 при содействии Каргопольской ЦРБ был отвезен в психоневрологическое отделение Няндомской ЦРБ, где на основании заявления опекуна был помещен на обследование для назначения необходимого лечения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 от обязанностей опекуна отстранена, в связи с ненадлежащим их исполнением.

 Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему:

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия или бездействия органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что ими нарушены их права и свободы.

 В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: защита прав и законных интересов подопечных.

 Согласно пункту 3 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

 Освобождение и отстранение опекунов от исполнения ими своих обязанностей закреплено в качестве полномочия органов опеки и попечительства в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

 Осуществление органами опеки и попечительства данного полномочия регламентировано статьей 39 ГК РФ, а также положениями статьи 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

 В соответствии с частью 5 статьи 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае: 1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей; 2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; 3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

 В соответствии с частью 6 статьи 29 указанного Закона, в случаях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

 Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<адрес>» было принято постановление № «Об установлении опеки над недееспособным ФИО2», опекуном которого назначена ФИО3.

 ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрации МО «Каргопольский муниципальный район» ФИО3 отстранена от обязанностей опекуна над недееспособным ФИО2 на основании пункта 1 части 5 статьи 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

 В соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" устанавливается порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами их прав и законных интересов, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее - совершеннолетние подопечные).

 В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов или попечителей орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетних подопечных проводит плановые и внеплановые проверки:

 а) условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, а также обеспечения сохранности его имущества;

 б) выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (п. 2).

 Плановые проверки в соответствии с п. 2 настоящих Правил проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки (п. 3)