Дело № 2-601/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2016 г. г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
в составе :
председательствующего Есипко С.Н.,
при секретаре Пищухиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Енбаева ФИО7 к ИП Корнеевой Ие Владимировне о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о защите прав потребителя.
В обоснование иска указано, что 19.08.2015 г. между сторонами был заключен договор купли-продажи на покупку часов наручных Hamilton, серийный номер Н32505511, на сумму 40 600 рублей. Сумма за часы была оплачена в полном объеме, что подтверждается товарным чеком и квитанцией об оплате. Согласно гарантийному сертификату на данный товар был установлен гарантийный срок 12 месяцев. Согласно п. 6 ст. 5 ФЗ «О защите прав потребителей» (далее по тексту – ФЗ), изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона. Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. Пунктом 1 ст. 19 ФЗ предусмотрено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Следовательно, исходя из приведенных выше правовых норм, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи часов наручных Hamilton серийный номер Н32505511, являющегося технически сложным товаром, и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы от продавца в случае нарушения установленных ФЗ сроков устранения недостатков товара. Согласно п. 6 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 года № 924, технически сложным товарам является, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. Часы, согласно указанному Перечню, являются технически сложным товарам. 11.10.2015 истец обратился к ИП Корнеевой И.В., о чем составили акт о передаче продавцу потребителем часов для проведения технической проверки о причинах возникновения недостатка товара, а именно день недели автоматически не переводился, посторонний шум в механизме. Истцу в гарантийном обслуживании часов наручных Hamilton серийный номер Н32505511, было отказано, на основании того что износ деталей ранее гарантийного срока наступил по причине нарушения условий и правил эксплуатации (механические воздействия на часы), потребитель утратил право на безвозмездный/гарантийный ремонт в течение гарантийного срока. Согласно Акту проверки товара, проведенной ООО "Свотч Груп (РУС)", полный ремонт часов наручных Hamilton серийный номер Н32505511 составит 10 000 рублей. Истец с условиями ремонта не согласился, о чем имеется отметка в Акте проверки товара. Истец самостоятельно обратился в ООО «Бюро Товарных Экспертиз», и согласно Заключению специалиста № 23НЭ.11.58.-12, причиной выявленных недостатков являются дефекты производственного характера. Эксплуатационных дефектов, приведших к образованию выявленных недостатков не установлено. Имеется наличие некачественно обработанных элементов механизма часов. По мнению эксперта, данные дефекты были допущены при изготовлении механизма и являются причиной выявленных недостатков. Понятие существенного недостатка товара (работы, услуги) дано в преамбуле ФЗ, исходя из которого существенным недостатком является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. ст. 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (п. 5 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»). Пунктом 1 ст. 19 ФЗ предусмотрено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 ФЗ могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. В соответствии с ст. 475 ГК РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться- от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Таким образом, между покупателем и продавцом возник спор о наличии недостатка в работе часов, причинах его возникновения и поэтому в силу закона обязанность проведения проверки качества товара и связанной с такой проверкой экспертизы возложена на продавца (изготовителя), в данном случае на ответчика. При этом, имеет значение обнаружение недостатков работы часов истцом во время гарантийного срока, в течение которого у продавца существует обязанность устранить выявленный недостаток в минимальный срок, объективно необходимый для его устранения с учетом обычно применяемого способа. Поскольку в течение срока, установленного п. 1 ст. 20 ФЗ, продавец действий по устранению выявленного недостатка часов не предпринял, приходим к выводу о том, что у истца, как потребителя возникло право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за часы суммы, с возвратом продавцу приобретенного товара. Согласно ст. 23 ФЗ, за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. 15.12.2015 г. ответчику была вручена претензия с просьбой в досудебном порядке урегулировать вопрос. 22.12.2015 г. истцом был получен ответ на претензию в удовлетворении которой было отказано. Моральный вред истец оценивает в 10 000 рублей. Согласно п. 46 Постановления Пленума ВС РФ №17 от 28.06.2012 года, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). Следовательно с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50% от присужденной судом суммы. Просит взыскать с ответчика денежную сумму за некачественный товар (часы наручные Hamilton серийный номер Н32505511) в размере 40 600 рублей ; неустойку в перерасчете на день вынесения судебного решения ; компенсацию морального вреда 10 000 рублей ; штраф 50 процентов от суммы присужденной судом в пользу истца, в размере 20 300 рублей, в перерасчете на день вынесения судебного решения ; убытки связанные с проведением Заключения специалиста в размере 5 000 рублей ; убытки связанные с обращением за юридической помощью в размере 15 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца просил принять решение по усмотрению суда.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований.
Выслушав показания представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 19.08.2015 г. между сторонами был заключен договор купли-продажи на покупку часов наручных Hamilton, серийный номер Н32505511, на сумму 40 600 рублей.
Сумма за часы была оплачена в полном объеме, что подтверждается товарным чеком и квитанцией об оплате.
Согласно гарантийному сертификату на данный товар был установлен гарантийный срок 12 месяцев.
В силу п. 6 ст. 5 ФЗ «О защите прав потребителей» (далее по тексту – ФЗ), изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
В силу п. 1 ст. 20 ФЗ, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Пунктом 1 ст. 19 ФЗ предусмотрено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Следовательно, исходя из приведенных выше правовых норм, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи часов наручных Hamilton серийный номер Н32505511, являющегося технически сложным товаром, и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы от продавца в случае нарушения установленных ФЗ сроков устранения недостатков товара.
Согласно п. 6 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 года № 924, технически сложным товарам является, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
Часы, согласно указанному Перечню, являются технически сложным товарам. В соответствии с п. 5 ст. 18 указанного Закона, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
11.10.2015 истец обратился к ИП Корнеевой И.В., о чем составили акт о передаче продавцу потребителем часов для проведения технической проверки о причинах возникновения недостатка товара, а именно день недели автоматически не переводился, посторонний шум в механизме.
Истцу в гарантийном обслуживании часов наручных Hamilton серийный номер Н32505511, было отказано, на основании того что износ деталей ранее гарантийного срока наступил по причине нарушения условий и правил эксплуатации (механические воздействия на часы), потребитель утратил право на безвозмездный/гарантийный ремонт в течение гарантийного срока.
В силу ст. 15 ФЗ, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Судом была назначена экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы :
1) Имеется ли в товаре - «часах наручных т.м. Hamilton, серийный номер Н32505511» недостаток : «день недели автоматически не переводится, посторонний шум в механизме» ?
2) Если недостаток в товаре имеется, является ли он существенным ?
3) Если недостаток в товаре имеется, является ли он производственным или возник в процессе эксплуатации ?
4) Имеются ли на товаре внешние или внутренние повреждения, каковы они, причина их образования ?
5) Если повреждения имеются, то являются ли они следствием возникновения в товаре недостатка заявленного потребителем : «день недели автоматически не переводится, посторонний шум в механизме» ?
Согласно заключению эксперта, недостаток работы указанных часов возник в ходе их эксплуатации, вследствие недостаточно бережного использования часов истцом, в результате динамического воздействия на их корпус.
Таким образом, поломка часов образовалась не по вине изготовителя и продавца, и не является следствием производственного брака.
При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд :
РЕШИЛ :
Отказать Енбаеву ФИО8 в удовлетворении исковых требований к ИП Корнеевой Ие Владимировне о защите прав потребителя.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 30 дней.
Председательствующий Есипко С.Н.
Изгот. 30.06.16 г.