ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-601/18 от 11.12.2018 Татищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-601/2018

64RS0036-01-2018-000769-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года р.п.Татищево

Саратовской области

Татищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.Н., с участием помощника прокурора Татищевского района Саратовской области Ланиной В.С., при секретаре Устименко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области, третьи лица Контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района Саратовской области, администрация Татищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по направлению проектов муниципальных программ в контрольно-счетный орган для проведения финансово-экономической экспертизы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по направлению проектов муниципальных программ в контрольно-счетный орган для проведения финансово-экономической экспертизы, указывая на то обстоятельство, что прокуратурой Татищевского района проведена проверка<данные изъяты>;соблюдения бюджетного законодательства органами местного самоуправления Татищевского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что администрацией Сторожевского муниципального образования Татищевского района требования бюджетного законодательства не исполняются, муниципальные программы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, или бюджетного законодательства органами местного самоуправления Татищевского муниципального района Саратовской области, в ходе которой установлено, что администрацией Сторожевского муниципального образования Татищевского района требования бюджетного законодательства не исполняются, муниципальные программы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, или влияющие на его формирование и исполнение, в контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района для проведения финансово-экономической экспертизы не направляются.

В иске прокурор, указывая, что отсутствие финансового контроля при осуществлении бюджетного процесса, в том числе при формировании и исполнении бюджета поселения, может негативно сказаться на финансовом состоянии поселения, повлечь нецелевое или неэффективное расходование бюджетных средств, тем самым причинить значительный материальный ущерб интересам муниципального образования, просил обязать администрацию Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу направлять проекты муниципальных программ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета или влияющие на его формирование и исполнение, в контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района Саратовской области для проведения финансово-экономической экспертизы.

Помощник прокурора Татищевского района Саратовской области Ланина В.С. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила обязать администрацию Сторожевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу направлять проекты муниципальных программ в контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района Саратовской области для проведения финансово-экономической экспертизы.

Ответчик администрация Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, возражений против удовлетворения иска не представили (л.д.20).

Представитель Контрольно-счетного органа Татищевского муниципального района Саратовской области Сергеева Л.Н. в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку проект постановления администрации Сторожевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области на 2018 год» в Контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района Саратовской области для проведения финансово-экономической экспертизы не направлялись.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица администрации Татищевского муниципального района Саратовской области (по доверенности Иванов А.Н.) в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, прихожу к следующему.

Согласно п.п.1,2,3 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.2).

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч.3).

Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии с ч.1 ст. 157 БК РФ бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.

Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по экспертизе государственных (муниципальных) программ.

В силу п.7 ч.2 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе, финансово-экономические экспертизы проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ.

Как следует из Устава Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области, к вопросам местного значения муниципального образования относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.

Согласно ст.34 Устава, контрольно-счетный орган муниципального образуется Советом.

На основании соглашения от 22 ноября 2012 года полномочия контрольно-счетного органа Сторожевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля переданы контрольно-счетному органу Татищевского муниципального района Саратовской области (л.д.84-87).

В соответствии со ст.6.1 Положения о Контрольно-счетном органе Татищевского муниципального района Саратовской области, в его полномочия входит экспертиза проектов муниципального бюджета (л.д.25-36).

Постановлением администрации Сторожевского муниципального образования Саратовской области № 35 от 01.03.2018 года утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ Сторожевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области» (л.д.74-82).

Постановлением администрации Сторожевского муниципального образования Саратовской области № 78.1 от 12.07.2018 года внесены изменения в постановление администрации Сторожевского муниципального образования от 01.03.2019 года № 35 «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ Сторожевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области» (л.д.83).

Согласно п.1.8. Порядка ответственный исполнитель направляет согласованный проект постановления об утверждении муниципальной программы в Контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района для проведения финансово-экономической экспертизы проекта постановления.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением администрации Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области № 81 от 17.07.2018 года утверждена муниципальная целевая программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области на 2018 год» (л.д.88-94).

Проект постановления об утверждении указанной муниципальной программы в Контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района Саратовской области для проведения финансово-экономической экспертизы не направлялся (л.д.95).

Согласно сообщению Контрольно-счетного органа Татищевского муниципального района Саратовской области № 66 от 10.12.2018 года, проект постановления администрации Сторожевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области на 2018 год» в Контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района Саратовской области для проведения финансово-экономической экспертизы не направлялся (л.д.96).

При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие финансового контроля при осуществлении бюджетного процесса, в том числе при формировании и исполнении бюджета поселения, может негативно сказаться на финансовом состоянии поселения, повлечь нецелевое или неэффективное расходование бюджетных средств, тем самым причинить значительный материальный ущерб интересам муниципального образования, заявленные требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области, третьи лица Контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района Саратовской области, администрация Татищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по направлению проектов муниципальных программ в контрольно-счетный орган для проведения финансово-экономической экспертизы, удовлетворить.

Обязать администрацию Сторожевского муниципального образования Татищевского муниципального района Саратовской области в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу направлять проекты муниципальных программ в контрольно-счетный орган Татищевского муниципального района Саратовской области для проведения финансово-экономической экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области.

Судья Ильина Е.Н.