РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Нижний Тагил 25 марта 2019 года Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Луценко В.В., при секретаре Войлочниковой Н.А., с участием истца ФИО1, представителя истца адвоката Пермяковой Т.Л., представителя ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-601/2019 по иску ФИО1 к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области о перерасчете выслуги лет для начисления пенсии, установил: ФИО1 обратился в суд с иском к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области о перерасчете выслуги лет для начисления пенсии. В обоснование иска ФИО1 указал, что он в период с 25.09.2003 по 15.09.2006 проходил службу в Управлении внутренних дел г.Нижнего Тагила. На основании приказа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области (ГУ ФСИН России по Свердловской области) от 03.05.2018 № 214-лс он был уволен со службы в органах внутренних дел в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. 15.05.2018 ему назначена пенсия за выслугу лет в размере 20 084 руб. 99 коп. Общая продолжительность его выслуги составила в календарном исчислении 15 лет 10 месяцев 07 дней, а в льготном - 25 лет 03 месяца 06 дней. При этом периоды прохождения службы с 25.12.2003 по 25.11.2004 в должности милиционера охранно-конвойной службы 1 взвода отдельной роты конвойной службы милиции при УВД города Нижний Тагил включены в выслугу лет в календарном исчислении, а не в льготном. В итоге продолжительность выслуги лет в льготном исчислении составила 24 года 10 месяцев 9 дней. Сотрудники отдела по работе с личным составом разъяснили ему, что занимаемая им в спорный период должность не поименована в соответствующих перечнях, утвержденных приказом МВД России от 09.10.2004 № 640, утратившим силу с 20.12.2016, приказом МВД России от 20.12.2016 № 868, действующим в настоящее время, что исключает возможность его исчисления в льготном порядке. Истец полагает, что расчет выслуги лет произведен неверно и нарушает его права на исчисление выслуги при назначении пенсии, поскольку вышеуказанный период с 25.12.2003 по 25.11.2004 также должен быть зачтен в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что согласно абз. 45 п.п. «г» п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей» (далее Постановление № 941) право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставляется сотрудникам, проходившим службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 01.01.2001. Постановлением Правительства Российской от 12.11.2003 № 684 указанный абз. 45 п.п. «г» п. 3 Постановления № 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 85 абз. 45 п.п. «г» п. 3 Постановления № 941 после слов «в конвойных подразделениях милиции дополнен словами «подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых». Приказом МВД России от 09.10.2004 № 640 утвержден Перечень должно изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии. В указанном перечне поименована занимаемая им в спорный период должность полицейский (милиционер) (п. 159) отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Приказом МВД России от 20.12.2016 № 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» утвержден новый перечень соответствующих должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет, которым признан утратившим силу приказ МВД России от 09.11.2004 № 640. Утвержденный приказом МВД России от 20.12.2016 № 868 перечень должностей также содержит указание таких должное^ полицейский (милиционер) взвода охраны и конвоирования подозреваем обвиняемых изолятора временного содержания. В целях соответствия наименования подразделения, в котором он проходил службу, вышестоящим правовым актам, произошла неоднократная корректировка наименовании учреждения, при этом ни должностные обязанности, ни условия службы сотрудников, ни требования к ним не изменились. Таким образом, в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом № 640, были включены должности с новыми наименованиями в соответствии с приказом № 309, а должности с иными наименованиями (соответствующими приказу № 605) в названный перечень включены не были. Занимаемая истцом должность милиционера отдельной роты конвойной службы милиции при УВД города Нижний Тагил являлась тождественной должности - милиционера отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД города Нижний Тагил. В его обязанности входило конвоирование граждан (осужденных, подозреваемых, обвиняемых) в судебное заседание в суды г. Нижнего Тагила и СИЗО, недопущение побегов конвоируемых лиц, осуществление защиты их от нападения, осуществление изъятия запрещенных вещей и предметов, производство личных обысков конвоируемых, досмотр их вещей, ведение за ними постоянного наблюдения и др., что подтверждается должностной инструкцией милиционера-конвоира Приказ № 41 от 26.01.1996. В спорный период он проходил службу в конвойном подразделении милиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должности, выполнение обязанностей по которой связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, поименованной в перечнях, утвержденных приказом МВД России от 09.10.2004 № 640, утратившим силу с 20.12.2016, приказом МВД России от 20.12.2016 № 868, действующим в настоящее время, в связи с чем, он имеет право на включение, в выслугу лет периода прохождения службы с 25.12.2003 по 25.11.2004 в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца. С учетом изложенного ФИО1 заявлены следующие исковые требования: - обязать межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области засчитать ему в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (1 месяц за 1,5 месяца) период службы с 25.12.2003 по 25.11.2004 в должности милиционера охранно-конвойной службы 1 взвода отдельной роты конвойной службы милиции при УВД г. Нижнего Тагила Свердловской области. - обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области произвести перерасчет ранее назначенной ему пенсии с учетом вышеуказанного периода с 25.12.2003 по 25.11.2004 с 15.05.2018. В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель Пермякова Т.Л., требования иска поддержали в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям, уточнив, что просят зачесть в льготном исчислении (1 месяц за 1,5 месяца) период службы с 25.12.2003 по 10.08.2004, так как период с 11.08.2004 включен в льготном исчислении. При этом ФИО1 пояснил, что на основании Приказа УВД г. Нижнего Тагила от 24.09.2003 № 98-л он 25.09.2003 поступил на службу и до 25.12.2003 был стажером по должности милиционер охранно-конвойной службы 1 взвода. После этого он Приказом УВД от 18.12.2003 № 941-л был назначен на должность и с 25.12.2003 по 25.11.2004 состоял в должности милиционер охранно-конвойной службы 1 взвода. Ему насчитывают льготный стаж службы с 11.08.2004, так как там было переименовано название должности с милиционера охранно-конвойной службы на отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД г. Нижнего Тагила. Получается, что он служил 11 месяцев, но ему с 11.08.2004 не считают 1 год за 1,5 года, хотя он выполнял одни и те же служебные задачи, которые заключались в конвоировании подозреваемых и обвиняемых и их обысках. В итоге он был уволен из ГУ ФСИН по выслуге лет на пенсию с 15.05.2018. В приказе № 214-лс говорилось о выслуге лет в 25 лет 3 месяца 6 дней. После этого когда пришел расчет на пенсию ему сказали, что пенсию начислили за 24 года 10 мес 9 дней. ГУ ФСИН запросили 19.07.2018 справку № 21-6507, в которой УВД г. Нижнего Тагила указало, что необходимо засчитывать с 11.08.2004. После этого ему стали платить пенсию за 24 года, то есть меньше на 3%. Ему сказали, что возникли вопросы по перечню должностей. Представитель ответчика ГУ ФСИН России по Свердловской области ФИО3 исковые требования не признала. В судебном заседании поддержала доводы, изложенные в представленном в материалы дела письменном отзыве, подписанном представителем ФИО4, согласно которым условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членов их семей устанавливаются Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1). В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 18 Закона № 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии указанным в нем в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии установлен Постановлением № 941. Абз. 45 пп. «г» п. 3 Постановления № 941 в редакции от 15.09.2000 № 690 действовавшей до 26.11.2003, не предусматривал такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации». Таким образом, с 01.01.2001 и до утверждения Перечня необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При увольнении ФИО1 расчет выслуги лет для назначения пенсия спорный период был произведен один месяц службы за полтора месяца на основании справки МУ МВД России «Нижнетагильское», согласно которой ФИО1 по 25.11.2004 занимал должность милиционера охранно-конвойной служб» взвода (за счет вакантной должности милиционера кинолога 1 взвода) отдельной роты конвойной службы милиции при УВД г. Нижнего Тагила. С целью уточнении периода, подлежащего включению в выслугу лет в льготном исчислении, и оснований такого включения, в УВД г. Нижнего Тагила был направлен соответствующий запрос. На основании поступивших из МУ МВД России «Нижнетагильское» сведений (справка от 19.07.2018 № 21/6507) льготному исчислению подлежит период службы в вышеуказанной должности с 11.08.2004. Аналогичные сведения были представлены ОМОН (г.Н.Тагил) Управления Росгвардии по Свердловской области (справка от 10.07.2018 № 54). На основании поступивших сведений с мест прохождения службы, поскольку ГУФСИН документами о выполнении фактических должностных обязанностей истца не располагает, ФИО1 был произведен перерасчет выслуги лет для назначения пенсии, из расчета один месяц службы за полтора месяца - с 11.08.2004 по 25.I2.2004. Таким образом в календарном исчислении истцу в выслугу лет для назначения пенсии включен только период с 25.11.2003 по 10.08.2004, который и может им оспариваться. Для удовлетворения требований истца о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода прохождения службы в льготном исчислении необходимо подтверждение факта непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в спорные периоды, что может быть подтверждено должностной инструкцией. Поскольку вышеуказанный факт не подтверждается органом, в котором истец проходил службу в спорный период времени, у ГУФСИН оснований для перерасчета назначенной пенсии не имеется. В соответствии с п. «б» ст. 55 Закона РФ № 4468-1 перерасчет размеров назначенных пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Согласно приведенной норме, перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие фактическое непосредственное осуществление истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствующие периоды (25.11.2003 по 10.08.2004), поскольку в настоящий период времени указанное обстоятельство не подтверждено как истцом, так и со стороны МУ МВД России «Нижнетагильское». При подтверждении обстоятельств прохождения службы в МУ МВД России «Нижнетагильское» в особых условиях, истцу будет произведен перерасчет назначенной пенсии с момента ее назначения, поскольку она была назначена истцу менее года назад. Оснований для судебной защиты нарушенного права истца не имеется, поскольку право истца со стороны ГУФСИН не нарушено. Представитель ответчика МУ МВД России «Нижнетагильское» ФИО2 исковые требования не признала. В судебном заседании поддержала доводы, изложенные в представленном в материалы дела письменном отзыве, согласно которым ответчиком не оспаривается, что ФИО5 проходил службу в ОВД в спорный период в должности милиционера охранно-конвойной службы 1-ого взвода (за счет вакантной должности милиционера кинолога 1-ого взвода) отдельной роты конвойной службы милиции УВД города Нижний Тагил, согласно штатного расписания Управления внутренних дел города Нижний Тагил, утвержденного приказом ГУВД Свердловской области от 01.07.2003 № 1294. Постановлением № 941 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2003 № 684) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001, по перечню должностей и на условиях определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абз. 45 п.п. «г» п. 3). До 12.11.2003 данный подпункт в редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 № 475 был изложен иначе - «в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001» Во исполнение данного постановления Министерство внутренних дел РФ приказом от 19.10.2001 № 923 утвердило Перечень должностей сотрудников изоляторов временного содержания органов внутренних дел и конвойных подразделений милиции, дающих право на исчисление выслуги лет при назначении пенсий на льготных условиях - один месяц за полтора месяца (далее - Перечень № 923). Согласно данному Перечню, право на исчисление выслуги лет при назначении пенсий на льготных условиях было предоставлено сотрудникам, назначенным на должность милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции. Однако приказом МВД России от 17.01.2002 № 47 приказ МВД от 19.10.2001 № 923, утверждавший Перечень, был признан утратившим силу со дня издания. При этом в Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 соответствующие изменения так и не были внесены. Приказом Главного управления внутренних дел Свердловской области от 11.08.2004 № 1721 были внесены изменения в штатное расписание Управления внутренних дел города Нижний Тагил: «Отдельная рота конвойной службы милиции» переименована в «Отдельную роту охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых». Однако должность, занимаемая ФИО1 - «милиционер охранно-конвойной службы», так и не была переименована. Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, был утвержден приказом МВД России 09.10.2004 № 640 (начало действия документа - 14.11.2004). Согласно данному перечню, право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий было предоставлено сотрудникам, назначенным на должность «милиционер взвода в составе отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (строка 159). 20.12.2016 был издан приказ МВД России № 868, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии. Данный перечень разделен на 2 раздела, в одном из них поименованы должности, введенные до 23.08.2014. В строке 159 указана должность «полицейский 3 (милиционер)», а в строке 200 - должности в подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, не предусмотренные типовыми штатными расписаниями подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, введенные по согласованию с МВД России 1. Примечание 1 означает, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии лицам, замещавшим должности, при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Исходя из анализа указанных правовых актов и материалов дела, следует, что в связи с тем, что в Перечне, утвержденном приказом МВД России № 640 должность, занимаемая истцом, не поименована, право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии ФИО1 за период службы в УВД города Нижний Тагил отсутствует. В соответствии с п. «г» ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц. В связи с тем, что ФИО1 увольнялся со службы из подразделения ГУФСИН России по Свердловской области, пенсионное обеспечение в отношении него осуществляется пенсионным отделом ГУФСИН России по Свердловской области. Согласно п. 6, 7 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 № 7, кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись. Каждый период службы (военной службы), подлежащий зачету на льготных условиях, должен содержать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт и подтверждающие документы с указанием номера, даты и организации, выдавшей документ (издавшей приказ). Согласно служебной карточке и справке МУ МВД России «Нижнетагильское» (исх. от 06.12.2018 № 21/11028) ФИО1 проходил службу в Управлении внутренних дел города Нижний Тагил на различных должностях с 25.09.2003. Приказом ГУВД по Свердловской области от 18.09.2006 № 1559-л откомандирован в распоряжение ГУВД по Свердловской области с 15.09.2006. Таким образом, ни кадровое подразделение МУ МВД России «Нижнетагильское», ни пенсионный отдел ГУ МВД России по Свердловской области в настоящее время не могут произвести перерасчет выслуги лет ФИО1, в связи с чем требование ФИО1 к МУ МВД России «Нижнетагильское» обязать засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца период прохождения службы с 25.12.2003 по 25.11.2004 - необоснованное, не основанное законе. Свидетель ФИО8 пояснил суду, что ФИО6 являлся его сослуживцем по службе в МВД с 2003 года. Сам свидетель в 2003 году служил командиром отделения в конвойном взводе милиции. ФИО6 пришел на службу. Сначала у него была стажировка 3 месяца, а потом он заступил на службу на должность милиционера-конвоира. В его обязанности входил досмотр подсудимых, обыск личных вещей подсудимых, сопровождение в судебные процессы развозка по графику на СИЗО. ФИО6 работал каждый день с понедельника по пятницу. За ним было закреплено оружие. В дальнейшем его перевели на должность милиционера-кинолога, но его функции оставались те же как с собакой, так и без собаки: досмотр, сопровождение, обыски и охрана. Потом он перевелся в другое подразделение. В период службы были изменения в наименовании должности и наименовании подразделения. Когда устраивался было название отдельная рота конвойной службы милиции (ОРКСМ), а потом отдельная рота охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (ОРОиКПиО). Переименование никак не повлияло на функции, которые выполняли сотрудники до переименования. Сам свидетель работал до самой пенсии и ушел на пенсию с должности простого полицейского. Свидетель ФИО9 пояснила, что в 1997 году она поступила милиционером на тот момент в ОРКСМ (отдельная рота конвойной службы милиции), где она и её коллеги осуществляли конвоирование подозреваемых, обвиняемых и подследственных, производили обыски данной категории людей и доставляли их из СИЗО в суд и обратно, а также конвоирование спецконтингента в разные организации. ФИО6 был её коллегой по службе в конвойном подразделении и выполнял аналогичную работу. Годы его службы она не помнит. В 2004 году изменилось название на Отдельная рота охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, но работал осталась той же самой. В августе прошлого года она стала оформляться на пенсию из другого подразделения - ИВС МУ МВД «Нижнетагильское» и ей сказали, что льготный стаж исчисления будет с августа 2004 года, хотя до этого всем кто уходил на пенсию начисляли с 2001 года. В связи с этим ей не зачли с 2001 года по август 2004 года, и она потеряла в пенсии 6 процентов. Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, в том числе показания допрошенных судом свидетелей, суд приходит к следующим выводам. Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 8) установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (в том числе сотрудникам органов внутренних дел) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации. Приказом МВД РФ от 27.05.2005 № 418 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), которая определяет порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей, и которая действовала на момент увольнения истца со службы. В силу и. 6 Инструкции пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы. Документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы) (п. 7). Кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением (п. 8). Пунктом 11 Инструкции предусмотрено, что материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы (службы) военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел. Согласно п. 13 Инструкции на основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии (приложения № 3. 4. 5) или пособия (приложение № 6), которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел, в подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в учреждении Федеральной службы исполнения наказаний. На основании приказа ГУ ФСИН России по Свердловской области от 03.05.2018 № 214-лс ФИО1 был уволен со службы в органах внутренних дел в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Указанным приказом установлена выслуга его лет в календарном исчислении – 15 лет 10 месяцев 07 дней, в льготном исчислении – 25 лет 03 месяца 06 дней. В частности ФИО1 проходил службу с 25.12.2003 по 25.11.2004 в должности милиционера охранно-конвойной служб» взвода (за счет вакантной должности милиционера кинолога 1 взвода) отдельной по конвойной службы милиции при УВД г. Нижнего Тагила (приказ УВД г. Нижнего Тагил от 18.12.2003 № 141-л); с 25.11.2004 по 15.09.2006 в должности милиционера кинолога 1-го взвода отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД города Нижний Тагил (приказ УВД г. Нижнего Тагил от 23.11.2004 № 133-л), что подтверждается представленными письменными доказательствами, и не оспаривалось сторонами. При этом спорный период с 25.12.2003 по 11.08.2004 не включен при увольнении в выслугу лет истца в льготном исчислении, а период с 11.08.2004 включен в льготном исчислении, что подтверждается представленным в материалы дела в копии расчетом выслуги лет на пенсию. Между тем, по мнению суда, расчет выслуги лет в спорные периоды в календарном исчислении нарушает права истца ФИО1 на льготное исчисление выслуги при назначении пенсии, по следующим основаниям. Так, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен постановлением вышеуказанным Постановлением № 941. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 № 690 постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 дополнено абз. 45 п.п. «г» п. 3, согласно которому право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца стало предоставляться сотрудникам, проходившим службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 01.01.2001. Постановлением Правительства Российской от 12.11.2003 №684 абз. 45 п.п. «г» п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 824 абз. 45 п.п.«г» п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 после слов «в конвойных подразделениях милиции» дополнен словами «подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых». Из перечисленных выше положений следует, что с 01.01.2001 и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника. Приказом МВД России от 09.10.2004 №640 утвержден перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии (далее - перечень). В указанном перечне поименованы замещаемые истцом в спорные периоды должности полицейский (милиционер) (п.159) и командир отделения (п.158), отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Приказом МВД России от 20.05.2004 №309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения № 2 - 5). В приложении № 4 к приказу от 20.05.2004 №309 приведено типовое штатное расписание отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Согласно п. 2 Приказа от 20.05.2004 №309 Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, предписано привести штатные расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в соответствие с прилагаемыми типовыми штатными расписаниями. Приказом МВД России от 20.12.2016 № 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» утвержден новый перечень соответствующих должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет, которым признан утратившим силу приказ МВД России от 09.10.2004 №640. Утвержденный приказом МВД России от 20.12.2016 № 868 перечень должностей выполнение обязанностей, по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии также содержит указание таких должностей как полицейский (милиционер), командир отделения, взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания. В материалы дела представлены приказы ГУВД РФ по Свердловской области об организационно-штатных вопросах, в том числе - Приказ № 1294 от 07.07.2003 об утверждении штата УВД г. Нижнего Тагила, которым предусмотрена должность милиционера охранно-конвойной службы в отдельной роте конвойной службы милиции, - Приказ № 1721 от 11.08.2004 об утверждении изменений в штатном расписании УВД г. Нижнего Тагила, которым предусмотрено изменение наименования отдельной роты конвойной службы милиции в отдельную роту охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Текст названного приказа подтверждает доводы истца о том, что только с 11.08.2004 в целях соответствия наименования подразделения вышестоящим правовым актам произошла корректировка наименования подразделения отдельной роты конвойной службы милиции в отдельную роту охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемы, при том что ни должностные обязанности, ни условия службы сотрудников, ни требования к ним не изменились. При этом из объяснений истца, показаний допрошенных судом свидетелей ФИО10, служившего в спорный период командиром отделения в конвойном взводе милиции, ФИО9, служившей в конвойном подразделении, где с 1997 по 2015 год, оснований не доверять которым у суда не имеется, следует, что все они проходили службу в указанный период. При этом круг обязанностей, функций сотрудников роты с 11.08.2004 при переименовании подразделения по занимаемым должностям никак не изменился, не изменились и требования к сотрудникам, условия прохождения службы, а выполняемые ФИО1 в период с 25.12.2003 по 11.08.2004 обязанности были связаны с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Изложенное по сути не оспаривалось и представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела, не было опровергнуто какими-либо представленными суду в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательствами. В силу изложенного, в целях защиты нарушенного права ФИО1 на правильное исчисление размера пенсии, на межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области надлежит возложить обязанность засчитать истцу в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (1 месяц за 1,5 месяца) период службы с 25.12.2003 по 10.08.2004 в должности милиционера охранно-конвойной службы 1 взвода отдельной роты конвойной службы милиции при УВД г. Нижнего Тагила Свердловской области. При этом на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области надлежит возложить обязанность произвести перерасчет пенсии, ранее назначенной ФИО1, с учетом вышеуказанного периода с 15.05.2018, как это было указано первоначально в приказе № 214-лс от 03.05.2018. В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Таким образом, с каждого из ответчиков в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная истцом по двум квитанциям от 09.12.2018 в общем размере 600 руб. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Обязать межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области засчитать ФИО1 в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (1 месяц за 1,5 месяца) период службы с 25 декабря 2003 года по 10 августа 2004 года в должности милиционера охранно-конвойной службы 1 взвода отдельной роты конвойной службы милиции при УВД г. Нижнего Тагила Свердловской области. Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области произвести перерасчет пенсии, ранее назначенной ФИО1, с учетом вышеуказанного периода с 15 мая 2018 года. Взыскать с межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Взыскать с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области. Решение в окончательной форме принято 01 апреля 2019 года (понедельник). <...> <...> Судья Луценко В.В. |