ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-601/20 от 09.12.2020 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Производство № 2-601/2020

Дело(УИД): 28RS0021-01-2020-001045-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сковородино 09 декабря 2020 г.

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Сковородинского района Волошина И.Э.,

представителя ответчика МУП «Жилсервис» Шеремет В.В.

при секретаре Самохваловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района действующего в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино к МУП «Жилсервис» об обязании прекратить несанкционированный (аварийный) сброс жидких бытовых отходов на почву на земельный участок, расположенный по переулку от <адрес> до <адрес>, путем выполнения работы по ремонту двух открытых канализационных колодцев, люков, принятии мер к организации ликвидации места сбора жидких отходов, приведении земельного участка в нормативное состояние,

установил:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино обратился в суд с иском к МУП «Жилсервис» об обязании прекратить несанкционированный (аварийный) сброс жидких бытовых отходов на почву на земельный участок, расположенный по переулку от <адрес> до <адрес>, путем выполнения работы по ремонту двух открытых канализационных колодцев, люков, принятии мер к организации ликвидации места сбора жидких отходов, приведении земельного участка в нормативное состояние.

В обоснование предъявленных требований указал, что Прокуратурой Сковородинского района проведена проверка в сфере природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам проведения

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Распоряжение главы города Сковородино от 08.12.2005 № 97-Р создано Муниципальное унитарное предприятие «ЖИЛСЕРВИС» г. Сковородино (далее - МУЛ «ЖИЛСЕРВИС» г. Сковородино).

Уставом МУЛ «ЖИЛСЕРВИС» г. Сковородино в главе 2 закреплены цели, предмет и виды деятельности предприятия, в целях удовлетворения общественных потребностей и самоокупаемости затрат (п. 2.1.).

Для достижения уставных целей Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и др. (п. 2.2.).

Пунктом 5.7 настоящего Устава закреплено, что предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земель и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции и др.

Проведённой проверкой прокуратурой Сковородинского района установлено, что на территории земельного участка по переулку от <адрес> осуществляет сброс жидких бытовых отходов через два открытых канализационных люка.

Вышеуказанный земельный участок не является санкционированным объектом сбора и размещения жидких отходов, однако происходит сброс (размещение) жидких отходов, в воздухе стоит зловонный запах.

В связи с неудовлетворительным состоянием системы канализации на указанном земельном участке от <адрес> до <адрес> происходит несанкционированный (аварийный) сброс.

Таким образом, сброс (размещение) жидких отходов на почву создает угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, жизни и здоровью проживающих вблизи и проходящих через указанный участок граждан, дальнейшего распространения жидких отходов через автомобильную дорогу общего пользования по <адрес>.

На основании вышеизложенного, руководствуясь и руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать Муниципальное унитарное предприятие «ЖИЛСЕРВИС» г. Сковородино (ОГРН 1062808000969 ИНН 2826004482) прекратить несанкционированный (авариный) сброс жидких бытовых отходов на почву на земельный участок, расположенный по переулку от <адрес>, путем выполнения работы по ремонту двух открытых канализационных колодцев (люков). Принять меры к организации ликвидации места сбора жидких отходов, привязка <адрес>. Сковородино. Привести земельный участок, расположенный по переулку от <адрес> в нормативное состояние. Установить срок для добровольного исполнения решения суда до 31.01.2020.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сковородинского района Волошин И.Э. уточнил исковые требования, просит суд установить срок для добровольного исполнения решения суда в срок до 01 августа 2020 года.

Представитель ответчика МУП «Жилсервис» Шеремет В.В., в судебном заседании исковые требования прокурора Сковородинского района признала частично, суду пояснила, что 26.10.2020 в ходе совместной проверки с МУП «ЖИЛСЕРВИС» выявило аварию на магистральном коллекторе в районе земельного участка по переулку от <адрес> до <адрес>. 31 <адрес>, в результате чего через два открытых канализационных люка произошел аварийный сброс (размещение) канализационных сточных вод. С целью устранения аварии МУП «ЖИЛСЕРВИС» произвело следующие работы: - демонтаж и монтаж канализационных колодцев; - замена участка трубопровода самотечной канализации Ду 400мм длиной 16м, что подтверждается актами обследования от 21 сентября 2020 года и 04 ноября 2020 года. В настоящий период времени МУП «ЖИЛСЕРВИС» выполнило работы по организации ликвидации места сбора жидких отходов, устранило аварию на сетях. Между тем, в настоящее время невозможно восстановление почвенного слоя, элементов благоустройства в месте аварии на земельном участке в связи низкими температурами наружного воздуха на территории Амурской области. В связи с чем, считает срок, указанный в иске для добровольного исполнения требований - 31.01.2020 заведомо невозможным для исполнения вышеуказанных работ. Считает, что срок для проведения работ по восстановлению почвенного слоя и элементов благоустройства необходимо установить в весенне-летний период, т.е. до 31.08.2021 года.

Третье лицо администрация города Сковородино, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представило.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица администрации города Сковородино.

Выслушав позицию прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка в сфере природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам проведения которой установлено, что на территории земельного участка по переулку от <адрес> осуществляет сброс жидких бытовых отходов через два открытых канализационных люка.

Вышеуказанный земельный участок не является санкционированным объектом сбора и размещения жидких отходов, однако происходит сброс (размещение) жидких отходов, в воздухе стоит зловонный запах.

В связи с неудовлетворительным состоянием системы канализации на указанном земельном участке от <адрес> до <адрес> происходит несанкционированный (аварийный) сброс.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п. 18, п. 19, п. 23, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Распоряжение главы города Сковородино от 08.12.2005 № 97-Р создано Муниципальное унитарное предприятие «ЖИЛСЕРВИС» г. Сковородино (далее - МУЛ «ЖИЛСЕРВИС» г. Сковородино).

Согласно п.2.1 Устава МУП «ЖИЛСЕРВИС» г. Сковородино закреплены цели, предмет и виды деятельности предприятия, в целях удовлетворения общественных потребностей и самоокупаемости затрат.

Для достижения уставных целей Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и др. (п. 2.2.).

Пунктом 5.7 настоящего Устава закреплено, что предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земель и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции и др.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как следует из ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ к объектам размещения отходов предъявляются следующие требования.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Как гласит ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

Технические характеристики и требования к канализационным люкам регламентируется ГОСТ 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия», указанный стандарт распространяется на крышки колодцев и камер подземных сетей ливневой и городской канализации, водопровода, теплоснабжения, связи и газопроводов.

Согласно п. 5.2.7 настоящего ГОСТа крышки люков, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Допуск плоскостности их опорных поверхностей не должен превышать 2 мм.

Таким образом, судом установлено, что сброс (размещение) жидких отходов на почву создает угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, жизни и здоровью проживающих вблизи и проходящих через указанный участок граждан, дальнейшего распространения жидких отходов через автомобильную дорогу общего пользования по <адрес>.

Из позиции ответчика МУП «Жилсервис» следует, что в настоящий период времени МУП «Жилсервис» выполнило работы по организации ликвидации места сбора жидких бытовых отходов, устранило аварию на сетях. Полагают, что в настоящее время невозможно выполнить работы по восстановлению почвенного слоя, в связи с низкими температурами наружного воздуха на территории <адрес>. Указанные работы возможно провести в весенне-летний период, до 31 августа 2020 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что что МУП "Жилсервис" нарушает требования природоохранного законодательства, затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, следовательно имеются основания для возложения на ответчика МУП «Жилсервис» обязанности прекратить несанкционированный (аварийный) сброс жидких бытовых отходов на почву на земельный участок, расположенный по переулку от <адрес> до <адрес>, путем выполнения работы по ремонту двух открытых канализационных колодцев, люков, принятии мер к организации ликвидации места сбора жидких отходов, приведении земельного участка в нормативное состояние в срок до 01 августа 2021 года, так как данный срок является разумным и достаточным для приведения участка в нормативное состояние.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Сковородинского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сковородинского района действующего в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино к МУП «Жилсервис» об обязании прекратить несанкционированный (аварийный) сброс жидких бытовых отходов на почву на земельный участок, расположенный по переулку от <адрес> до <адрес>, путем выполнения работы по ремонту двух открытых канализационных колодцев, люков, принятии мер к организации ликвидации места сбора жидких отходов, приведении земельного участка в нормативное состояние удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» г. Сковородино (ОГРН 10628008000969 ИНН 2826004482) прекратить несанкционированный (аварийный) сброс жидких бытовых отходов на почву на земельный участок, расположенный по переулку от <адрес> до <адрес>, путем выполнения работы по ремонту двух открытых канализационных колодцев, люков,

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» г. Сковородино (ОГРН 10628008000969 ИНН 2826004482) принять меры к организации ликвидации места сбора жидких отходов, привязка <адрес>.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» г. Сковородино (ОГРН 10628008000969 ИНН 2826004482) привести земельный участок, расположенный по переулку от <адрес> до <адрес> в нормативное состояние.

Установить срок для добровольного исполнения настоящего судебного решения до 1 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Петрашко С.Ю.

Решение в окончательной форме принято – ДД.ММ.ГГГГ.