№
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации 31 августа 2011 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Пудожского района РК Пандас Р.О.,
представителя Администрации Пудожского городского поселения РК Голубцовой И.А., по доверенности,
представителя ООО «УК ЖКХ» Савина Н.А., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пудожского района РК в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ООО «Управляющая компания ЖКХ», Администрации Пудожского городского поселения к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пудожского района РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к ООО «Управляющая компания ЖКХ» (далее -ООО «УК ЖКХ»), Администрации МО «Пудожское городское поселение» в обоснование которого указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Пудожского городского поселения было установлено, что ООО «УК ЖКХ», является организацией, уполномоченной общими собраниями собственников ряда многоквартирных домов г.Пудожа на выполнение функций по управлению указанными домами и предоставлению коммунальных услуг, которое осуществляется на основании типового Договора, заключённого с каждым из собственников вышеуказанных многоквартирных домов. Согласно п.2.2.3.3. Договора перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя вывоз жидких бытовых отходов и очистку помойных ям. В соответствии с п.2.4.1. Договора перечень коммунальных услуг, услуг по техническому обслуживанию помещения (помещений) собственника, включает в себя бесперебойное предоставление собственнику (нанимателю) коммунальных услуг, одной из которых является услуга по вывозу мусора. В остальной части, в соответствии с п.18, 19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ст.6 главы 2 Устава МО «Пудожское городское поселение» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения относится к вопросам местного значения Пудожского городского поселения. Проверкой установлено, что ответчиками обязательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора надлежащим образом неисполняются, что влечёт нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На территории г.Пудожа в не канализованных районах (<адрес> в районе дома у метеостанции; перекрёсток <адрес> и <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес> <адрес> пересечение <адрес> и <адрес>; <адрес>; <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> дворовые помойницы не имеют водонепроницаемого выгреба и наземной части с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, что является нарушением п.2.3.1. СанПиН 42-128-4690-88. По адресу: <адрес> место складирования мусора (помойная яма не просматривается) находится в непосредственной близости к территории МОУ СОШ №2 г.Пудожа, что является нарушением п. 2.3.2 СанПин42-128-4690-88. С этой помойной ямы твёрдые бытовые отходы разлетаются и разносятся по территории школы. Также не обеспечена непроницаемость дворовых помойниц для грызунов и насекомых, не производится дезинфекция и дезинсекция, что является нарушением п.2.3.5. СанПиН 42-128-4690-88, ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ. Прокурор просил: обязать ООО «УК ЖКХ» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение п.2.3.5 СанПин 42-128-4690-88, ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарном благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ - обеспечить непроницаемость для грызунов и насекомых, произвести дезинфекцию и дезинсекцию дворовых помойниц расположенных на территории <адрес> дом у метеостанции; перекресток <адрес> и <адрес> <адрес> <адрес> пересечение <адрес> и <адрес>; <адрес>; <адрес> квартал, <адрес>, <адрес>; <адрес> <адрес> Обязать администрацию МО «Пудожское городское поселение» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение п.2.2.3. СанПин 42-128-4690-88 по адресу: <адрес> - место складирования мусора, находящееся в непосредственной близости к территории МОУ СОШ № <адрес>, перенести на расстояние не менее 20 метров от образовательного учреждения.
В последующем прокурором требования уточнялись и окончательно он просил: обязать ООО «УК ЖКХ» и Администрацию МО «Пудожское городское поселение» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: устранить нарушение п.2.3.5 СанПин 42-128-4690-88, ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарном благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ - обеспечить непроницаемость для грызунов и насекомых, произвести дезинфекцию дворовых помойниц, расположенных на территории <адрес> - дом у метеостанции; <адрес> <адрес> пересечение <адрес> и <адрес>; <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Пандас Р.О. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Уточнив требования, настаивал на иске к Администрации Пудожского городского поселения, полагая, что бремя содержания соответствующих работ лежит на данном ответчике, поскольку таковые не предусмотрены договорами по управлению многоквартирными домами.
Представитель ответчика - ООО «УК ЖКХ» в судебном заседании требования к данному ответчику не признал. Указывал, что заключенными договорами управляющая компания обязана осуществлять только вывозку мусора, тогда как содержание дворовых помойниц и их дезинфекция ими не предусмотрены. Себестоимость затрат на вывоз отходов составляет <данные изъяты> руб., тогда как советом городского поселения соответствующий тариф утвержден в размере <данные изъяты> руб. и в него не входит содержание помойниц. Ни одна из помойниц в пользования или владение Обществу не передавалась. Полагал, что в силу Федерального закона «О санитарном благополучии населения» надлежащим ответчиком является Администрации Пудожского городского поселения, как собственник имущества, поскольку дома, возле которых расположены выгребные ямы, являются имуществом администрации поселения. Считал, что поскольку несколько домов пользуются данными ямами, следовательно, ямы нельзя отнести к общему имуществу какого-либо дома.
Представитель ответчика - Администрации Пудожского городского поселения в судебном заседании требования прокурора не признала. Пояснила, что в соответствии со ст.36 Жилищного Кодекса РФ, ст.212 Гражданского Кодекса РФ собственникам жилья принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, включая санитарно- техническое оборудование, находящееся внутри или за пределами квартиры, к которому относятся и помойницы. Ссылку представителя ООО «УК ЖКХ» о принадлежности помойниц администрации поселения полагала необоснованной, поскольку таковые в пользование поселению не передавались, а в реестр муниципального имущества входят только квартиры в многоквартирных домах, часть из которых приватизирована. Администрация поселения является не надлежащим ответчиком, поэтому требования прокурора необоснованны.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства:
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Основные положения по обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест установлены "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п.2.3.5 которых предусмотрено, что наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых, а неканализованные уборные и выгребные ямы подлежит дезинфекции.
В соответствии с протоколом осмотра помещений и территорий от 26.05.2011г., подготовленного Территориальным отделом Роспотребнадзора по Кондопожскому, Медвежьегорскому и Пудожскому районам при участии представителя Администрацией МО «Пудожское городское поселение», в ходе обследования санитарного содержания территорий Пудожского городского поселения были выявлены нарушения санитарного законодательства, в том числе, - не обеспечение непроницаемости дворовых помойниц для грызунов и насекомых, не осуществление их дезинфекции.
Данный факт не оспаривался в судебном заседании представителями ответчиков и также подтвержден показаниями допрошенной в качестве свидетеля ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Роспотребнадзора по Кондопожскому, Медвежьегорскому и Пудожскому районам ФИО5
Определяя кто из привлеченных к участию в деле ответчиков должен принять меры к устранению выявленных нарушений, суд исходит из следующего.
В соответствии с договорами управления многоквартирными домами, заключенными между ООО «УК ЖКХ» и собственниками жилья, предметом таких договоров является оказание управляющей компанией услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, вывоз мусора, предоставление коммунальных услуг - электроснабжение (п.2.1).
В перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме включено обеспечение функционирования всех инженерных систем и оборудования дома (вентиляционных каналов, внутридомовых электрических сетей) в пределах установленных норм (п.2.2.1).
Также предусмотрено оказание коммунальных услуг по вывозу жидких бытовых отходов и очистка помойных ям (п.2.2.3.3), за которые установлена плата в размере 11,25/2,50 руб. в месяц с человека.
В соответствии со ст.431 Гражданского Кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Суд находит, что исходя из содержания положений договоров управления многоквартирными домами, на управляющую компанию не возложена обязанность по содержанию дворовых помойниц и проведению их дезинфекции. При этом, также представляются обоснованными доводы представителя ООО «УК ЖКХ», что согласно имеющейся в материалах дела калькуляции стоимости работ по вывозу бытовых отходов, не предусмотрены расходы по содержанию помойниц и их дезинфекции. Кроме того, суд отмечает, что дворовые помойницы не связаны коммуникациями с каким-либо конкретным домом, используются жителями нескольких многоквартирных домов, что не позволяет их отнести к общему имуществу какого-либо многоквартирного дома.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также осуществление мероприятий по охране их жизни и здоровья людей.
Согласно ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 этого же Закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Из приведенных положений следует, что именно на органы местного самоуправления возложены публичные функции в сфере организации обращения с отходами потребления, реализации которых должна обеспечивать соблюдение на территории муниципального образования соблюдение требований санитарного законодательства.
При указанных обстоятельствах, суд находит, что исковые требования прокурора Пудожского района РК подлежат удовлетворению, а надлежащим ответчиком в рамках настоящего дела будет являться именно Администрация Пудожского городского поселения,
При разрешении заявления прокурора, суд считает возможным не указывать на необходимость устранения нарушений положений ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарном благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, поскольку данные номы не устанавливают конкретных требований к санитарному содержанию территории поселения.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Заявление прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Пудожского городского поселения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: п.2.3.5 СанПин 42-128-4690-88 - обеспечить непроницаемость для грызунов и насекомых, обеспечить непроницаемость для грызунов и насекомых, произвести дезинфекцию дворовых помойник расположенных на территории <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись Точинов С.В.