Дело № 2-601/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 12 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :
судьи Макаровой Е.В.
при секретаре Косовой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
муниципального образования - городской округ-город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование - городской округ-город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь, указав, что в комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области находится обращение ООО «АРБАТ-СЕРВИС» от 28.01.2020 № 60 от лица жителей МКД № 13 а по ул. Агапкина города Тамбова по вопросу содержания малых архитектурных форм на дворовой территории, образованной МКД №№ 11,11 «а», 13 и 13 «а» по улице Агапкина, а именно: лавочки - 14 шт., урны - 12 шт., баскетбольный щит с кольцом 1 шт., стол с двумя лавочками 1 шт., теннисный стол 1 шт., спортивный комплекс 1 шт., песочница с навесом 1 шт., качели балансир 2 шт., лавочки со спинкой и подлокотниками 3 шт., беседка с навесом 1 шт., игровой комплекс с двумя спусками 1 шт., футбольные ворота 2 шт., лавочки со спинкой 2 шт., металлическое каркасное ограждение с сеткой 1 шт. Данные элементы благоустройства смонтированы застройщиками многоквартирных домов с учетом требований согласованной городскими службами проектной документации и в настоящее время, после окончания работ по благоустройству, находятся в бесконтрольном состоянии, так как отсутствует служба, ответственная за соблюдением технического состояния указанных объектов.
Актом обследования от 05.03.2020, составленным комиссией МКУ «Долговой центр» выявлены объекты - малые архитектурные формы (с указанием на их техническое состояние), расположенные по адресу: <...> «а», 13, 13 «а»: лавочки - 14 шт., урны - 12 шт., баскетбольный щит с кольцом 1 шт., стол с двумя лавочками 1 шт., теннисный стол 1 шт., спортивный комплекс 1 шт., песочница с навесом 1 шт., качели балансир 2 шт., лавочки со спинкой и подлокотниками 3 шт., беседка с навесом 1 шт., игровой комплекс с двумя спусками 1 шт., футбольные ворота 2 шт., лавочки со спинкой 2 шт., металлическое каркасное ограждение с сеткой 1 шт.
Согласно ответу Федерального агентства по управлению государственным имуществом МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 14.05.2020 № 68-мм-03,1/3827 сведения об объектах - малые архитектурные формы, расположенные по адресу: <...> <...> «а», 13, 13 «а»: лавочки - 14 шт., урны - 12 шт., баскетбольный щит с кольцом 1 шт., стол с двумя лавочками 1 шт., теннисный стол 1 шт., спортивный комплекс 1 шт., песочница с навесом 1 шт., качели балансир 2 шт., лавочки со спинкой и подлокотниками 3 шт., беседка с навесом 1 шт., игровой комплекс с двумя спусками 1 шт., футбольные ворота 2 шт., лавочки со спинкой 2 шт., металлическое каркасное ограждение с сеткой 1 шт., в Реестре федерального имущества отсутствуют.
Так же Комитет по управлению имуществом Тамбовской области письмом от 03.08.2020 № 05-04/8691 сообщил, что перечисленные объекты -малые архитектурные формы в Реестре государственной собственности Тамбовской области не числятся.
Включить в реестр муниципального имущества вышеуказанное движимое имущество не представляется возможным, в связи с чем, просит суд признать бесхозяйным указанное движимое имущество и признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием - городской округ-город Тамбов право муниципальной собственности на данное движимое имущество.
Представитель заявителя ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом Тамбовской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть заявление без его участия.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в суд не явился, извещен надлежаще.
Выслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворения требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты не завершенного строительства.
Исходя из указанных критериев такие объекты, как малые архитектурные формы на дворовой территории по ул. Агапкина города Тамбова являются недвижимым имуществом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области находится обращение ООО «АРБАТ-СЕРВИС» от 28.01.2020 № 60 от лица жителей МКД № 13а по ул. Агапкина города Тамбова по вопросу содержания малых архитектурных форм на дворовой территории, образованной МКД №№ 11,11 «а», 13 и 13 «а» по улице Агапкина, а именно: лавочки - 14 шт., урны - 12 шт., баскетбольный щит с кольцом 1 шт., стол с двумя лавочками 1 шт., теннисный стол 1 шт., спортивный комплекс 1 шт., песочница с навесом 1 шт., качели балансир 2 шт., лавочки со спинкой и подлокотниками 3 шт., беседка с навесом 1 шт., игровой комплекс с двумя спусками 1 шт., футбольные ворота 2 шт., лавочки со спинкой 2 шт., металлическое каркасное ограждение с сеткой 1 шт.
Данные элементы благоустройства смонтированы застройщиками многоквартирных домов с учетом требований согласованной городскими службами проектной документации и в настоящее время, после окончания работ по благоустройству, находятся в бесконтрольном состоянии, так как отсутствует служба, ответственная за соблюдением технического состояния указанных объектов.
Актом обследования от 05.03.2020, составленным комиссией МКУ «Долговой центр» выявлены объекты - малые архитектурные формы (с указанием на их техническое состояние), расположенные по адресу: <...> «а», 13, 13 «а»: лавочки - 14 шт., урны - 12 шт., баскетбольный щит с кольцом 1 шт., стол с двумя лавочками 1 шт., теннисный стол 1 шт., спортивный комплекс 1 шт., песочница с навесом 1 шт., качели балансир 2 шт., лавочки со спинкой и подлокотниками 3 шт., беседка с навесом 1 шт., игровой комплекс с двумя спусками 1 шт., футбольные ворота 2 шт., лавочки со спинкой 2 шт., металлическое каркасное ограждение с сеткой 1 шт.
Согласно ответу Федерального агентства по управлению государственным имуществом МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 14.05.2020 № 68-мм-03,1/3827 сведения об объектах - малые архитектурные формы, расположенные по адресу: <...> <...> «а», 13, 13 «а»: лавочки - 14 шт., урны - 12 шт., баскетбольный щит с кольцом 1 шт., стол с двумя лавочками 1 шт., теннисный стол 1 шт., спортивный комплекс 1 шт., песочница с навесом 1 шт., качели балансир 2 шт., лавочки со спинкой и подлокотниками 3 шт., беседка с навесом 1 шт., игровой комплекс с двумя спусками 1 шт., футбольные ворота 2 шт., лавочки со спинкой 2 шт., металлическое каркасное ограждение с сеткой 1 шт., в Реестре федерального имущества отсутствуют.
Так же Комитет по управлению имуществом Тамбовской области письмом от 03.08.2020 № 05-04/8691 сообщил, что перечисленные объекты -малые архитектурные формы в Реестре государственной собственности Тамбовской области не числятся.
В связи с вышеизложенным, включить в реестр муниципального имущества вышеуказанное движимое имущество не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с положениями статьи 293 ГК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2).
В силу статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судом установлено, что сведения об указанных объектах - малые архитектурные формы на дворовой территории по ул. Агапкина города Тамбова в реестрах областного, федерального имущества отсутствуют. Также отсутствуют записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, указанное имущество является бесхозяйным, правовой статус данных объектов на момент рассмотрения дела в суде не изменился.
Из содержания статьи 225 Гражданского кодекса РФ следует, что постановка недвижимой вещи на учет как бесхозяйной может затрагивать права только собственника имущества.
Права других лиц на указанный объект заявлены не были, споров по данному объекту не имеется.
Как следует из ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления уполномочены решать вопросы местного значения, а глава муниципального образования обязан обеспечивать осуществление полномочий по решению этих вопросов. Неисполнение указанной обязанности является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку (п. 5 ч. 4 ст. 36, п. 2 ч. 2 ст. 74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п.25 ст.6 Устава города Тамбова, к вопросам местного значения городского округа - город Тамбов относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Таким образом, малые архитектурные формы на дворовой территории по ул. Агапкина города Тамбова, являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу, относится к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может находиться в муниципальной собственности.
Согласно ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Кодекса.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 г. №402, комитет является муниципальным органом полномочным представлять имущественные интересы муниципального образования, в том числе, организует работу по признанию бесхозяйного имущества муниципальной собственностью.
Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности вытекает из ст. ст. 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности.
Учитывая выше изложенное, суд считает необходимым заявление муниципального образования - городской округ-город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 293 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования муниципального образования - городской округ-город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием - городской округ-город Тамбов право муниципальной собственности на объекты движимого имущества - малые архитектурные формы: лавочки 14 шт.; урны 12 шт.; баскетбольный щит с кольцом 1 шт.; стол с двумя лавочками 1 шт.; теннисный стол 1 шт.; спортивный комплекс 1 шт; песочница с навесом1 шт.; качели балансир 2 шт.; лавочки со спинкой и подлокотниками 3 шт.; беседка с навесом 1 шт.; игровой комплекс с двумя спусками 1 шт.; футбольные ворота 2 шт.; лавочки со спинкой 2 шт.; металлическое каркасное ограждение с сеткой 1 шт., расположенные на дворовой территории по адресу: <...> «а», 13, 13 «а».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Макарова
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2021г.
Судья Е.В.Макарова