ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-601/2023 от 24.07.2023 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено 24 июля 2023 года

Дело № 2-601/2023

УИД 76RS0021-01-2022-001908-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2023 года

г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,

при секретаре Устиновой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности обустройства ливневой канализации, источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарного проезда

у с т а н о в и л:

С учетом уточнения иска Тутаевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области обязанность в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу обязанность:

- обустроить ливневую канализацию, обеспечивающую водоотведение поверхностных сточных вод многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, а также индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес>у <адрес> в соответствии с Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. ;

- создать для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, обеспечивающие пожарную безопасность объектов, расположенных на <адрес>, в соответствии с п. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ;

- обеспечить пожарный проезд с двух продольных сторон многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что по результатам прокурорской проверки, проведенной по обращению граждан установлено, что на территории, прилегающей к домам <адрес>, а также в районе <адрес> отсутствует поверхностная и ливневая канализация. В рамках проверочных мероприятий, проведенных совместно со специалистом ОНДиПР по Тутаевскому району ГУ МЧС России по Ярославской области, установлено, что имеющиеся пожарные гидранты находятся более чем в 200 м от жилых домов, расположенных на ул. <адрес>, в связи с чем не обеспечены меры пожарной безопасности указанных объектов. Данная проверка также выявила, что к многоквартирному жилому дому <адрес>, не обеспечен пожарный подъезд с двух продольных сторон.

Участвующий в деле прокурор Топтыгина Е.С. требования и доводы иска поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации ТМР в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В предварительном судебном заседании представители Администрации ТМР по доверенности Коннов В.В., Перминова О.А. исковые требования не признали, доводы возражений сводились к тому, что обустройство ливневой канализации в данной местности невозможно ввиду ландшафта местности. Обязанность установки пожарных гидрантов должна быть возложена на ООО «Чистая вода», как арендатора водоводов. Обеспечение пожарного проезда к многоквартирному жилому дому не относится к полномочиях органов местного самоуправления, т.к. жители данного дома самовольно огородили земельный участок при многоквартирном доме. Полагали, что при данных обстоятельствах пожарный проезд должен быть обеспечен путем проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома путем освобождения части земельного участка.

Представитель третьего лица, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тутаевскому району ГУ МЧС России по Ярославской области, в судебное заседание не явился, извещен. В предварительном судебном заседании представитель данного третьего лица по доверенности Лобанова Н.Г. исковые требования прокурора в части исполнения обязанности об обеспечению пожарной безопасности полностью поддержала.

Третье лицо, ООО «Чистая вода», извещен, отзыва не представлено, представитель в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Прокурорская проверка, проведенная по заявлению жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес>, выявила недостатки в организации застройки в виде отсутствия ливневой канализации данной территории, занятой многоквартирными и индивидуальными жилыми домами, а также отсутствие нормативного пожарного проезда с двух продольных сторон многоквартирного <адрес>, а также отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения.

Из материалов прокурорской проверки следует, что в соответствии с правилами землепользования и застройки городского поселения Тутаев, утвержденными решением Муниципального Совета городского поселения Тутаев от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, расположенные в <адрес> в районе <адрес>а находятся в территориальной зоне Ж 2 (зона малоэтажной жилой застройки). Данная зона предполагает формирование земельных участков с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. С ДД.ММ.ГГГГ имеются обращения жителей по вопросу подтопления территории.

При предоставлении земельных участков для строительства многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов проекты застройки территории, улично-дорожной сети, организации водоотведения и соблюдения правил противопожарной безопасности не разрабатывались.

Их сведений ЕГРН установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 3520 кв.м, местоположение относительно ориентира: <адрес>, категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства многоквартирного жилого дома, на котором расположены два многоквартирных дома с кадастровыми номерами и . В ЕГРН имеются сведения в особых отметках, что из земельного участка с кадастровым номером образованы два объекта недвижимости с кадастровыми номерами и , сведения о которых носят временный характер, сведения о вещных правах не зарегистрированы.

По факту на земельном участке с кадастровым номером расположены два многоквартирных дома по адресу: <адрес>, введенные в эксплуатацию. Территория данных многоквартирных домов на местности огорожена общим забором, пожарный проезд с двух продольных сторон многоквартирного <адрес> отсутствует.

На основании Постановления Администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Арбитражного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу принято в собственность Тутаевского муниципального района имущество, в том числе сети ливневой канализации <данные изъяты> близлежащих домов, водопроводы городского поселения Тутаев.

Изложенные обстоятельства об отсутствии ливневой канализации, источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарного проезда ответчиком не оспаривалось, оспаривалась предусмотренная законом обязанность органа местного самоуправления обеспечить данные меры противопожарной безопасности и обустройства ливневой канализации. Данные доводы Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области несостоятельны.

В соответствии со ст. 41.1 Устава Тутаевского муниципального района Ярославской области Администрация Тутаевского муниципального района исполняет полномочия Администрации городского поселения Тутаев на основании абзаца 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Уставом муниципального образования городское поселение Тутаев.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (п.5), обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.9).

Требования к проектированию и обустройству ливневой канализации содержатся в "Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр) (далее - ).

По смыслу положений п. 9, 23, 28 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сточные воды должны приниматься системами водоотведения через канализационную сеть.

Согласно п. 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, к централизованным системам водоотведения относятся не только бытовые системы водоотведения, но и ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод. Определение видов систем, создаваемых в пределах города (городского округа), относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления и зависит от потребностей населения города и особенностей его территории.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоотведения (п.1), утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов ( п.4).

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов (ч.1). Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения ( ч.2).

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Таким образом, из совокупности указанных норм следует, что определение видов систем, создаваемых в пределах городского поселения относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления и зависит от потребностей населения города и особенностей его территории, ввиду его требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области обустройства ливневой канализации, обеспечивающей водоотведение поверхностных сточных вод на данной территории является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров ( ч.1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары ( ч.2). Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности ( ч.3).

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения ( ч.1). К наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод) ( п.1 ч.1); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.2 ч.1); пожарные резервуары ( п.3 ч.1). Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения ( ч.3).

Суду не представлено доказательств, что при строительстве жилого <адрес> проектная документация предусматривала пожаро-технические характеристики, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии с ч.2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара: эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.

В соответствии с п. 8.1.1. Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 15.06.2022) "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:

а) с двух продольных сторон - к многоэтажным зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 м и более, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 м и более;

б) с одной продольной стороны - к одноэтажным зданиям и сооружениям вышеуказанных классов, а также к многоэтажным зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий: оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию; при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует, наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой; при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий; со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1. К зданиям с площадью застройки более 10000 м2 или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

Технические характеристики жилого <адрес> и необходимость организации обеспечения пожарного проезда с двух продольных сторон суду не подтверждена, в данном случае суд возлагает на Администрацию Тутаевского муниципального района обязанность обеспечить пожарный проезд в соответствии с требованиями п. 8.1.1 указанного нормативного документа после установления всех необходимых условий с учетом возможности обеспечения данного проезда при сложившейся застройке.

Предложенный прокурором срок для проведения указанных работ с учетом необходимости разрешения организационных мероприятий и вопросов их финансирования является разумным и обоснованным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования заместителя Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу:

- обустроить ливневую канализацию, обеспечивающую водоотведение поверхностных сточных вод многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, а также индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес> в соответствии с Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. ;

- создать для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, обеспечивающие пожарную безопасность объектов, расположенных на ул. <адрес>, в соответствии с п. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ;

- обеспечить пожарный проезд многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Ларионова