Дело 2-6021/2019
УИД 32RS0027-01-2019-003439-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2019 года гБрянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,
при секретаре Дубовик О.А.,
с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по Брянской области о признании незаконным результатов конкурса на замещение вакантной должности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции РФ по Брянской области (далее по тексту – Управление Минюста России по Брянской области) о признании незаконным результатов конкурса на замещение вакантной должности, указывая на то, что 15 мая 2019 года в Управлении Минюста России по Брянской области был проведен конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста – эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований, в котором он принимал участие. Полагает, что данный конкурс был проведен с нарушением абзаца 5 Единой методики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31марта 2018 года № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включении в кадровый резерв государственных органов»; раздела 4 «Индивидуальное собеседование» Приложения № 2 указанной Методики «Описание методов оценки профессиональных и личностных качеств граждан РФ (государственных гражданских служащих РФ), рекомендуемых при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов», а также пункта 27 раздела 4 «Проведение конкурсов». Так, согласно положениям данного Постановления проведение индивидуального собеседования с кандидатом в ходе заседания конкурсной комиссии является обязательным. Однако, Управление Минюста России по Брянской области при проведении конкурса 15 мая 2019 года не допустило его к очному индивидуальному собеседованию, чем нарушило вышеуказанные положения, а также его право на равный доступ к государственной службе, предусмотренное частью 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации. С целью разрешения данного вопроса он обратился в комиссию по служебным спорам Управления Минюста России по Брянской области. Однако, по результатам рассмотрения его заявления комиссией по служебным спорам Управления Минюста России по Брянской области было принято решение об отсутствии правовых оснований для его рассмотрения. На основании изложенного, просит суд признать незаконными решение комиссии по служебным спорам Управления Минюста России по Брянской области, а также результаты конкурса от 15 мая 2019 года, проведенного в Управлении Минюста России по Брянской области на замещение вакантной должности ведущего специалиста – эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований и ведения реестра уставов муниципальных образований.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Минюста России по Брянской области по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на то, что при проведении второго этапа конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в отделе по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований, состоявшегося 15 мая 2019 года, было применено два метода оценки профессиональных и личностных качеств претендентов, а именно тестирование и индивидуальное собеседование. При проведении второго этапа конкурса Управлением был подготовлен тест, по результатам прохождения которого истцом было дано 26 верных ответов из сорока, что составляет 65% и в соответствии с абзацем 9 раздела I приложения № 2 к единой методике свидетельствует о не прохождении тестирования. На основании результатов тестирования конкурсной комиссией было принято решение об отсутствии целесообразности участия истца в дальнейших оценочных действиях. Согласно абзаца 4 пункта 7 Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 ноября 2009 года № 375, кандидат не прошедший тестирование не допускается к индивидуальному собеседованию.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 и статьей 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», частью 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на: федеральную государственную гражданскую службу, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112.
Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.
Согласно пункта 2 Положения конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» может быть произведено на конкурсной основе.
В силу пункта 5 право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя (пункты 6, 12 Положения).
Согласно пункта 15 Положения для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.
Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.
Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании (пункты 21, 22 Положения).
В целях обеспечения эффективности проведения конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пунктом 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01февраля 2005 года № 112, Министерством юстиции Российской Федерации утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 данной Методики для оценки профессиональных и личностных качеств граждан Российской Федерации (государственных гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы (далее - кандидаты), могут применяться методы, не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, включая тестирование, индивидуальное собеседование, написание реферата, анкетирование, проведение групповых дискуссий.
Применение методов тестирования и индивидуального собеседования является обязательным. При этом тестирование предшествует индивидуальному собеседованию.
Оценка теста проводится конкурсной комиссией по количеству правильных ответов
В случае, если кандидат ответил неправильно более чем на 20% вопросов, он считается не прошедшим тестирование и к индивидуальному собеседованию не допускается (пункт 7 Методики).
Согласно пункта 8 Методики индивидуальное собеседование с кандидатами, успешно прошедшими тестирование, проводится членами конкурсной комиссии. Целью собеседования является выявление профессиональных и личностных качеств кандидата.
В соответствии с пунктом 27 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01февраля 2005 года № 112, кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 15 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются в судебном порядке.
Как установлено судом, приказом Управления Минюста России по Брянской области № 44 от 26 марта 2019 года объявлен конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в отделе по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований ведущего специалиста – эксперта.
ФИО1 были поданы документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в отделе по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований ведущего специалиста – эксперта.
Протоколом заседания конкурсной комиссии Управления Минюста России по Брянской области по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении Минюста России по Брянской области № 1 от 19 апреля 2019года приняты решения: о проведении первого этапа конкурса; о допуске к участию во втором этапе конкурса (тестированию) пяти кандидатов, в том числе ФИО3; о проведении второго этапа конкурса 15 мая 2019 года в 10 часов 00 минут в кабинете № 7 в здании Управления Минюста России по Брянской области.
По результатам проведенного 15 мая 2019 года второго этапа конкурса – тестирования из сорока поставленных вопросов ФИО1 были даны верные ответы на 26 вопросов, что составляет 65% (справка о результатах тестирования).
15 мая 2019 года по итогам второго этапа конкурса в адрес истца было направлено сообщение о том, что в связи с невыполнением условий тестирования он не допущен к дальнейшему участию в конкурсе в форме индивидуального собеседования.
По результатам проведенного тестирования с четырьмя успешно его прошедшими кандидатами было проведено индивидуальное собеседование и 15 мая 2019 года конкурсной комиссией было принято решение о признании победителя конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в отделе по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований ведущего специалиста – эксперта.
Не согласившись с решением конкурсной комиссии истец обратился в комиссию по служебным спорам Управления Минюста России по Брянской области, решением которой, оформленной протоколом № 2 от 22 августа 2019года, в принятии к рассмотрению обращения ФИО1 было отказано, с указанием на то, что данный вопрос подлежит рассмотрению в судебном порядке.
Учитывая приведенные нормы права, а также то, что ФИО1 не прошел второй этап конкурса на замещение вакантной должности – тестирование, решение конкурсной комиссии Управления Минюста России по Брянской области о недопущении его к индивидуальному собеседованию является законным и обоснованным, принятым в строгом соответствии с действующим законодательством.
Каких-либо иных нарушений при проведении конкурса от 15 мая 2019года на замещение вакантной должности ведущего специалиста – эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований ответчиком допущено не было.
Поскольку споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются в судебном порядке, решение комиссии по служебным спорам Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области, выраженное в протоколе заседания комиссии по служебным спорам Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области от 22 августа 2019 года, также не подлежит отмене.
Довод истца о том, что конкурсной комиссией Управления Минюста России по Брянской области при проведении конкурса были допущены нарушения абзаца 5 Единой методики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включении в кадровый резерв государственных органов»; раздела 4 «Индивидуальное собеседование» Приложения № 2 указанной Методики «Описание методов оценки профессиональных и личностных качеств граждан РФ (государственных гражданских служащих РФ), рекомендуемых при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов», а также пункта 27 раздела 4 «Проведение конкурсов» суд находит несостоятельным, основанным на неверном толковании нормы права, поскольку данные положения говорят о невозможности принятия решения конкурсной комиссией об определении победителя конкурса без проведения очного индивидуального собеседования с ним, а не об обязательном проведении индивидуального собеседования с каждым кандидатом, допущенным к конкурсу.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по Брянской области о признании незаконным решения комиссии по служебным спорам Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области, выраженного в протоколе заседания комиссии по служебным спорам Управления Министерства юстиции РФ по Брянской области от 22 августа 2019 года; результатов конкурса от 15 мая 2019 года в Управлении Министерства юстиции РФ по Брянской области на замещение вакантной должности ведущего специалиста – эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения Федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бурлина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 октября 2019 года.
Судья Е.М. Бурлина