ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6024/2022 от 12.09.2022 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2-6024/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень 12 сентября 2022 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Котовой С.М.

при секретаре Семеновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасименко С.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о защите пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском (с учетом увеличения исковых требований) к ответчику, просит включить военную службу, продолжительностью 10 лет 10 месяцев, в специальный страховой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, а также прибавить к стажу, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ № 400 «О страховых пенсиях» 4 года 6 месяцев - период летной работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования мотивированы тем, что решением ОПФР по ТО от ДД.ММ.ГГГГ истцу, обратившемуся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ к ответчику о назначении пенсии по основаниям, предусмотренным пп.2 ч.1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях», было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью льготного стажа. При рассмотрении вопроса о назначении пенсии по пп.2 ч.1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях», ответчиком в нарушение пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не включен в специальный стаж в льготном исчислении период службы истца в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., что повлияло на определение продолжительности стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Кроме того, после сокращения из Вооруженных сил СССР истец работал <данные изъяты>, в связи с чем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 , периоды его работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (4 года 6 месяцев) подлежит включению в льготный стаж, как особые условия труда, предусмотренные пп.2 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях».

В судебное заседание истец при надлежащем извещении не явился, его представитель Магомедкеримова З.С. иск поддержала.

Представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области Власова Л.А. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в решении.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих лиц, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением ОПФР по ТО от ДД.ММ.ГГГГ истцу, обратившемуся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ к ответчику о назначении пенсии по основаниям, предусмотренным пп.2 ч.1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях», было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального трудового стажа.

Истец считает, что при рассмотрении вопроса о назначении пенсии по пп. 2 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях», ответчиком в нарушение пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не включен в специальный стаж в льготном исчислении период службы истца в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., что повлияло на определение продолжительности стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1), действовавшего в период с 01 января 1992 года по 01 января 2002 года, служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

При этом в силу пункта 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации к государственной авиации относится государственная военная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за полтора месяца на летной работе в авиации (кроме видов авиации, указанных в подпункте "в" настоящего пункта) - на условиях, определяемых Министром обороны Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территориях республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие этого Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР.

Названное Постановление введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ, и следовательно к истцу применено быть не может.

Таким образом, вышеуказанные положения закона не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный стаж при установлении досрочной страховой пенсии по старости. Из анализа положений абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что в льготном порядке как один месяц службы за полтора месяца на летной работе в авиации засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа и стажа государственной службы государственного служащего.

В связи с чем отсутствуют основания для включения периода военной службы Герасименко С.А. в специальный стаж по пп. 2 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях». Включение военной службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действовавшим в период прохождения им службы до 01 января 1992 года и действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено.

Кроме того, соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, в соответствии с пунктом 1 которого к таким должностям отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

Согласно диплому <данные изъяты> Герасименко С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>. Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. ему присвоена квалификация <данные изъяты>.

Также истцом предоставлены летная книжка, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ он <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство <данные изъяты>» сроком до ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, следует, что истец <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно пункту 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года N 1011-О-О, в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно статье 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации. Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01 января 1991 года в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В Определении от 19 декабря 2017 года N 2915-О Конституционный Суд Российской Федерации повторил позицию о том, что решение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики с 01 января 1991 года в страховой стаж заявителя, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона.

Таким образом, после распада СССР трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами. Такой договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерации и Азербайджанской Республикой не заключен.

В связи с чем период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в страховой стаж истца включению не подлежит.

Более того, в соответствии с п. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу положений пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (Постановление Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., суммирование периодов работы стажа как по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", так и по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с периодами стажа на работах в летном составе гражданской авиации по пункту 13 части 1 статьи 30 вышеуказанного закона не предусмотрено.

В связи с чем оснований для суммирования стажа, как в военной авиации, так и в гражданской авиации с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" суд не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Герасименко С.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о включении в льготный стаж военной службы, продолжительность 10 лет 10 месяцев, в специальный страховой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, а также прибавлении к стажу, предусмотренному п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ № 400 «О страховых пенсиях», 4 лет 6 месяцев - льготного стажа за период летной работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2022 года.

Судья С.М. Котова