дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2016 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мохового М.Б.,
при секретаре Брыляковой К.О.,
с участием истицы ФИО5 О.В., действующей в своих интересах и ее несовершеннолетней дочери ФИО5 Д.В.,
истца ФИО6 Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Начальнику ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Начальнику ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на приватизацию квартиры и признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5ФИО8. обратились в суд с иском к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Начальнику ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании за ними права собственности в порядке бесплатной приватизации по 1/4 доли за каждым на <адрес> общей площадью 74,5 кв.м., расположенную по <адрес> в <адрес> Западном округе г.Краснодара на состав семьи 3 человека.
В обоснование иска истцы указали, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГФИО5ФИО9ФИО6ФИО10 являются нанимателями <адрес> общей площадью 74,5 кв.м., расположенной по ул. им. Калинина в <адрес> Западном округе г.Краснодара.
Квартира согласно договору социального найма жилого помещения принадлежит Министерству обороны Российской Федерации. Наймодателем является ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Квартира № состоит из 3 жилых комнат, из которых 3 (1 жилая -14,4 кв.м., 2 жилая – 13,5 кв.м., 3 жилая 16,7 кв.м.) являются изолированными.
В установленном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядке ФИО5 О.В. и члены ее семьи изъявили желание приватизировать указанное жилое помещение.
Однако на письменное обращение истцов к ответчику с требованием о приватизации занимаемого жилого помещения ответ они не получили.
Истцы полагают, что такие действия не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Считают, что они имеют права на приобретение жилого помещения в собственность. Помещение, в котором они проживают, не относится к числу помещений, перечисленных законодателем в Законе о приватизации, не подлежащих приватизации.
Указывают, что поскольку ранее участия в приватизации жилья они не принимали, в силу Конституции Российской Федерации и положений Закона о приватизации у них возникло право на приватизацию занимаемой квартиры.
Истцы, в судебном заседании уточнили исковые требования, просили суд включить в число ответчиков ФИО5 В.Н., в связи с тем, что брак между ФИО5 О.В. и ФИО5 В.Н. расторгнут, совместно они не проживают, его местонахождение истцам не известно, а также в связи с его уклонением от приватизации в досудебном порядке и признать за ним право собственности на указанное жилое помещение, что нарушает законные права и интересы истца и ее детей, которые имеют право собственности на долю в указанном жилом помещении.
Ответчики, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, направили в суд отзыв на исковое заявление.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституционная обязанность государства охранять права и свободы гражданина обеспечивается деятельностью по законодательному регулированию.
В силу части 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Приведённым конституционным гарантиям корреспондируют нормы гражданского законодательства, в которых законодателем определены различные способы и основания приобретения материального (вещного) права и закреплён принцип свободного оборота (отчуждения, перехода) объектов гражданских прав, перечисленных в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, к числу которых относится квартира.
Из содержания статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, причём особенности приобретения права собственности на такое имущество, равно как и распоряжение последним, зависит от того, находится ли имущество в собственности лица.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и закрепляется за учреждениями Минобороны России на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, зданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» утверждено, что Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Данным Указом Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Принцип свободного оборота (отчуждения, перехода) объектов гражданских прав закреплён в действующем гражданском законодательстве в качестве одного из способов и оснований приобретения права собственности на такие объекты, в том числе объекты недвижимого имущества. Собственник, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам.
Гарантированному Конституцией Российской Федерации принципу права каждого на жилище корреспондируют положения статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», о предоставлении жилых помещений военнослужащим.
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении военнослужащему – ФИО5ФИО12. и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО5ФИО11ФИО6ФИО13 жилого помещения, а также заключен договор социального найма жилого помещения №.
По условиям договора ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ от имени Министерства обороны Российской Федерации, на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставило ФИО5ФИО14 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное помещение – <адрес> находящуюся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, общей площадью 74,5кв.м., состоящую из трех комнат, и расположенную по адресу г. Краснодар, <адрес>. Договор социального найма подписан сторонами.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены Законом о приватизации.
Приватизация в статье 1 Закона о приватизации определена законодателем как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
В силу статьи 2 Закона о приватизации граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилом фонде, включая жилой фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Решение о передаче недвижимого имущества должен принимать собственник или уполномоченный им орган, которым в соответствии с Законом о приватизации может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также государственное и муниципальное предприятие за которым закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и государственные или муниципальные учреждения в оперативное управление которым передан жилищный фонд (статья 6 Закона).
Порядок предоставления жилья военнослужащим определён приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с данным приказом уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооружённых Сил Российской Федерации на правах хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Данному государственному органу предоставлено право принимать решения о приватизации федерального имущества закреплённого за Министерством обороны Российской Федерации.
Являясь членом семьи нанимателя жилого помещения, военнослужащего, и обладая в этой связи правом на приватизацию жилья, ФИО5 О.В. обратилась к ответчику с письменным заявлением о безвозмездной передаче ей и ее несовершеннолетним детям <адрес> порядке приватизации.
Заявление направлено адресату, получено последним, однако согласно ответу № от 13.05.2016г. вопрос о передачи в собственность занимаемого жилого помещения истцами до настоящего времени не решен, что расценивается судом как отказ в передаче квартиры в порядке военной приватизации.
Суд полагает установленным, что право на приобретение бесплатно в собственность занимаемого истцами жилого помещения на основании договора социального найма должно быть реализовано в независимости от действий, либо бездействий должностных лиц органов государственной власти, поскольку ограничение прав и свобод в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допустимо лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Поскольку целью Закона о приватизации, в его части 2 указано – создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда, отсутствие добровольного разрешения данного спора с собственником во внесудебном порядке, нарушает право истцов на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым они пользуются на условиях социального найма.
В судебном заседании не установлено наличие притязаний прав кого-либо из третьих лиц на указанную квартиру, поскольку в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на квартиру не зарегистрированы, указанное жилое помещение не значится в реестре федерального и государственного имущества.
Судом не установлено каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцам в передаче занимаемого жилого помещения в собственность. Данный вывод соответствует преамбуле Закона о приватизации, его статьям 1 и 2, регламентирующих недопустимость отказа в приватизации гражданам занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. Ограничение в реализации права на приватизацию жилых помещений обусловлено лишь наличием категорий таких жилых помещений, исчерпывающий перечень которых приведён в статье 4 Закона о приватизации. Данных о том, что спорная квартира, занимаемая истцами относится к числу не подлежащих приватизации, представленные материалы не содержат в судебном заседании не установлено.
ФИО5 В.Н. и члены его семьи участия в приватизации не принимали, иного жилья в собственности не имеют, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав, справками филиала государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ».
Исходя из анализа и оценки всех собранных по делу доказательств, не имеется каких-либо предусмотренных Законом о приватизации оснований для отказа истцам в передаче занимаемого ими жилого помещения в собственность. Поэтому суд полагает установленным наличие оснований приобретения истцами права общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 74,5 кв.м., расположенную по <адрес> в <адрес> Западном округе г.Краснодара на состав семьи 4 человека.
Поскольку государственная регистрация права собственности, признание и подтверждение государством возникновения материального (вещного) права на объект недвижимого имущества лица, в пользу которого принято решение суда, в силу Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» производится только при наличии заявления о прекращении зарегистрированного права иного лица на такой объект, настоящее решение является основанием для внесения в реестр изменений в сведения о правах на спорную квартиру.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Начальнику ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Начальнику ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и ФИО4 о признании права на приватизацию квартиры и признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения - удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 74,5 кв.м., расположенную по ул. <адрес><адрес> Западном округе г.Краснодара.
Признать за ФИО2 право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 74,5 кв.м., расположенную по ул. <адрес><адрес> Западном округе г.Краснодара.
Признать за ФИО3 право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 74,5 кв.м., расположенную по ул. <адрес><адрес> Западном округе г.Краснодара.
Признать за ФИО4 право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 74,5 кв.м., расположенную по ул. <адрес><адрес> Западном округе г.Краснодара.
Данное решение является основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сведения о правах на <адрес> общей площадью 74,5 кв.м., расположенную по ул. <адрес><адрес> Западном округе г.Краснодара.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца, а стороной не присутствовавшей в судебном заседании в течение 7 дней со дня получения копии решения в Ленинский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий: