ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-602/20 от 03.08.2020 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-602/2020

86RS0010-01-2020-001036-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2020 года город Мегион

Мегионский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Байкиной С.В.,

при секретаре Юриковой С.В.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 05.11.2019 № ОД-117,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Мегиона к ФИО2, третье лицо муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал», об устранении препятствий в осуществлении прав собственника, не связанных с лишением владения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Мегиона обратилась в суд с иском к ФИО2 об устранении препятствий в осуществлении прав собственника, не связанных с лишением владения, требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 3371 м2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, расположенный по адресу: <адрес>, согласно выписке из ЕГРН ( от 10.02.2020) принадлежит на праве собственности ответчику. В границах указанного земельного участка находятся сети тепловодоснабжения от ТК-45 до ТК-45Б, относящиеся к объектам муниципальной собственности. В соответствии с распоряжением муниципального образования от 25.11.1998 № 1541 указанные сети тепловодоснабжения в составе объекта «Инженерные сети 14 кв» переданы на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал». На земельном участке с кадастровым номером размещен торговый павильон. На основании письма муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» от 10.01.2020 № 05 в рамках осуществления муниципального земельного контроля, управлением муниципального контроля администрации города проведено обследование торгового павильона (киоска) в районе магазина «Монетка» по ул. <адрес>, размещенного на земельном участке с кадастровым номером в целях установления признаков нарушения законодательства. В соответствии с актом обследования от 17.01.2020 павильона (киоска), расположенного на вышеуказанном земельном участке, проведенного специалистами управления муниципального контроля, муниципального казенного учреждения «Капитальное строительство» установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположен торговый павильон (киоск) с координатами границ

61. Указанный торговый павильон (киоск) размещен в нарушение действующего законодательства: пунктов 3, 4 и 5 «Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей», утвержденных приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197, п. 2 ст. 71 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», установленных параметров разрешенного использования земельных участков территориальной зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОДЗ 202), указанных в Правилах землепользования и застройки городского округа город Мегион, утвержденных решением Думы города Мегиона от 21.06.2019 № 365; порядка выдачи разрешения на установку некапитальных нестационарных сооружений, произведений монументально-декоративного искусства на территории городского округа город Мегион, утвержденный Постановлением администрации города от 01.10.2015 № 2461. Расстояние от автозаправочной станции до киоска должно составлять не менее 20 м, однако такое расстояние фактически составляет 15,41 м, торговый павильон (киоск) размещен без учета установленных параметров разрешенного использования земельных участков территориальной зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности - 3 м от границ земельного участка со стороны (красной линии) до зданий, строений, сооружений. Ответчик за разрешением на установку торгового павильона (киоска) на земельном участке с кадастровым номером в адрес администрации города не обращался. Размещение на земельном участке торгового павильона в нарушение Правил благоустройства территории городского округа город Мегион, Приказа Минстроя РФ от 17 августа 1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей», Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», правил землепользования и застройки городского округа город Мегион, утвержденных решением Думы города Мегиона от 21.06.2019 № 365 нарушает права собственника сетей теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, препятствует осуществлению собственником в отношении указанных объектов прав в части пользования, в том числе осуществления ремонта сетей. Восстановление нарушенных прав администрации города в отношении сетей тепловодоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером площадью 3371 м2 по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ответчику, возможно путем демонтажа торгового павильона (киоска), размещенного на указанном земельном участке. Просят обязать ФИО2 демонтировать торговый павильон (киоск), размещенный на земельном участке с кадастровым номером площадью 3371 м2, расположенном по адресу: <адрес>.

Ответчик ФИО2, представитель третьего лица МУП «Тепловодоканал», извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причины неявки в судебное заседание не представили, своих представителей не направили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили. Представитель МУП «Тепловодоканал» ФИО3 представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что по вопросу устранения препятствий в пользовании земельными участками и объектами возражений нет.

На основании ч. 4 и 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчика и представителя третьего лица.

Представитель администрации г. Мегиона ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Выслушав представителя истца ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии с п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строений и сооружений вспомогательного использования.

На основании ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 3371 м2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, земельный участок расположен по адресу: <адрес>

Из представленных истцом фотографий и схем следует, что на земельном участке, принадлежащем ФИО2, установлен объект (киоск).

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истцом не представлено доказательств того, что указанный объект (киоск) является объектом капитального строительства.

Следовательно, в силу ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство такого объекта собственнику земельного участка не требуется. Доказательств нарушения целевого использования земельного участка (под магазины) не представлено.

Распоряжением главы администрации муниципального образования г. Мегион от 25.11.1998 № 1541 МУП «Тепловодоканал» переданы на праве хозяйственного ведения основные средства – инженерные и тепловые сети, в том числе инженерные сети 14 кв. Право хозяйственного ведения МУП «Тепловодоканал» на указанные инженерные сети подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.

Согласно схеме расположения инженерных сетей, участок инженерной сети расположен на участке принадлежащем ФИО2

Как следует из представленных истцом фотографий, объект (торговый павильон, киоск) установлен в непосредственной близости от тепловых сетей, торговля на момент изготовления фотографий не осуществляется. Рядом с киоском находятся деревянные подмости, лестница.

10.01.2020 директор МУП «Тепловодоканал» ФИО4 обратился в администрацию г. Мегиона с просьбой оказать содействие в решении вопроса о расположении крытого торгового павильона, который строится на сетях тепловодоснабжения от ТК-45 и ТК-45Б по ул. Новая в районе магазина «Монетка», обращая внимание главы города, что МУП «Тепловодоканал» в 2020 году планирует капитальный ремонт сетей тепловодоснабжения по ул. Новая от ТК-45 до ТК-45Б.

Начальником управления муниципального контроля администрации города Мегиона ФИО5, главным специалистом службы земельного контроля управления муниципального контроля администрации г. Мегиона ФИО6, начальником землеустроительного отдела МКУ «Капитальное строительство» ФИО7, в отсутствие представителя собственника земельного участка, проведено обследование торгового павильона (киоска) в границах земельного участка с кадастровым номером , по результатам которого составлен акт, в котором указаны координатами границ киоска: , а также указаны выводы о том, что специалистами администрации города и муниципального казенного учреждения достоверно установлено, что торговый павильон установлен в нарушение правил и федеральных законов, а именно: расстояние от автозаправочной станции до киоска должно составлять не менее 20 м, однако такое расстояние по факту составляет 15,41 м; нарушены минимальные отступы от границы земельного участка со стороны улицы до зданий (3 м); заявление об установке торгового павильона в управление архитектуры и градостроительства не поступало, соответственно, разрешение на установку указанного объекта не выдавалось.

Администрация города в обоснование своих требований ссылается на ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, указывая, что нарушены права администрации как собственника тепловых сетей, размещение киоска препятствует осуществлению администрацией города в отношении указанных объектов прав в части пользования, в том числе осуществления ремонта сетей.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.

В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

В соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики (пункт 1).

Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы (пункт 2).

Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев (пункт 3).

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (пункт 4).

Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.

Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев (пункт 17).

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что торговый павильон, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего ФИО2, нарушает права собственника сетей теплоснабжения. Само по себе расположение объекта на тепловых сетях или в непосредственной близости от них, в отсутствие сведений о способах ремонта и обслуживания теплосетей, не свидетельствует о невозможности ремонта и обслуживания теплосетей, другого их использования. Не представлено доказательств того, что ФИО2 препятствует осуществлению собственником прав в части пользования, в том числе в части осуществления ремонта сетей. В деле отсутствуют сведения о том, что ФИО2 была поставлена в известность о том, что планируется ремонт сетей и воспрепятствовала этому, ограничила доступ к тепловым сетям, не выполняла требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев, не представил.

МУП «Тепловодоканал» с самостоятельными требованиями к ответчику не обратился, поддерживая требования администрации, доказательств воспрепятствования ответчиком возможности беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей для их обслуживания и ремонта, невыполнения требований работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев, также не представил.

Не представлено администрацией города и сведений о том, что земельный участок предоставлен ФИО2 в собственность с ограничениями использования, связанными с расположением в границах участка тепловых сетей.

Сам по себе факт размещения торгового павильона без отступа на 3 м от границы участка со стороны улицы, о реальном нарушении прав администрации г. Мегиона не свидетельствует, поскольку негативное влияние на принадлежащее истцу имущество не подтверждает. Не представлено истцом сведений и о том, каким образом нарушает права администрации города Мегиона расположение павильона (киоска) ближе, чем в 20 от автозаправочной станции.

Кроме того, акт обследования торгового павильона от 17.01.2020 подписан заинтересованными лицами - представителями администрации города Мегиона, муниципального казенного учреждения «Капитальное строительство», ответчик или его представитель не были приглашены на осмотр спорного объекта, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что администрацией г. Мегиона ответчику направлялось извещение о том, что будет производится осмотр. В доказательство допущенных нарушений представлено также письмо начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Мегиона. Доказательств со стороны не заинтересованных в исходе дела лиц не представлено. Устанавливая нарушение требований пожарной безопасности, истец не пригласил на осмотр представителя пожарного надзора, сведения о том, что у органа, уполномоченного осуществлять государственный пожарный надзор, имеются претензии к ФИО2 относительно расположения спорного объекта в нарушение противопожарных правил, также не представлены. Поэтому сведения о нарушениях, указанных в акте и письме, не могут быть признаны достоверными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано нарушение его прав действиями ответчика, поэтому основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации города Мегиона к ФИО2 об устранении препятствий в осуществлении прав собственника, не связанных с лишением владения, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято (мотивированное решение составлено) 07 августа 2020 года.

Судья /подпись/ С.В. Байкина

Копия верна:

Судья С.В. Байкина