ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-602/2015 от 30.03.2016 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Смирных 30 марта 2016 года

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Вивенцова Е.В., с участием:

истца ФИО2,

представителя ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области - ФИО3,

представителя третьих лиц ФИО4, ФИО5 – ФИО2,

при секретаре судебного заседания Шалом Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования Городской округ «Смирныховский» Сахалинской области о признании незаконным решения администрации МО ГО «Смирныховский» об исключении семьи ФИО2 из списков на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, возложении на администрацию МО ГО «Смирныховский» обязанности устранить допущенное нарушение и восстановить семью ФИО1 в списках на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, на дату первоначальной постановки на учет,

установил:

ФИО2 обратилась в Смирныховский районный суд с иском о восстановлении в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, обосновывая заявленные требования тем, что её семья исключена из очереди по итогам проверки летом 2015 года, так как за сыном истца – ФИО4 числилась квартира в <адрес>. На самом деле, ФИО4 не являлся владельцем этой квартиры. Квартира была оформлена на него из-за отсутствия документов у отца – ФИО6 На ФИО6 была оформлена генеральная доверенность, по которой распоряжаться квартирой мог только он. В настоящее время, истец предоставила документы в администрацию МО ГО «Смирныховский», о том, что её сын – ФИО4 в России квартиры не имеет, но ей было сказано, что восстановление в очереди может быть только через суд, и предложено вновь встать в очередь в общем порядке.

В ходе предварительного судебного заседания, судом, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца были привлечены ФИО4, ФИО5, действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9

Также, в ходе предварительного судебного заседания, истец уточнила исковые требования, изменив предмет иска. Просила суд признать незаконным решение администрации МО ГО «Смирныховский» об исключении её семьи из списков на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера, и обязать администрацию МО ГО «Смирныховский» устранить допущенное нарушение и восстановить её семью в списках на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера, на дату первоначальной постановки на учет.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении, поддержала изложенные в иске доводы, дополнительно пояснив, что она не претендует на право собственности в отношении квартиры, предоставленной ей по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, и, получив субсидию на приобретение жилья как пенсионер, выезжающий из районов, приравненных к Крайнему Северу, оставила бы эту квартиру в муниципальной собственности.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности ФИО3 исковые требования ФИО2 не признала, суду пояснила, что решение об исключении семьи ФИО2 из списков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья, было произведено правомерно. На основании письма Министерства Соцзащиты населения Сахалинской области от 09.06.2015 г. была проведена проверка, и выявлен факт наличия у семьи ФИО2 квартиры на праве собственности в Ростовской области. В соответствии с пп. «д» п. 21 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879 «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», граждане снимаются с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с приобретением жилья в других субъектах РФ. Согласно п. 22 раздела 2 указанного Постановления Правительства РФ в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет осуществляется на общих основаниях. Поэтому восстановить истца и её семью в очереди на получение социальных выплат на дату первоначальной постановки на учет не представляется возможным.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании Новочеркасского городского суда Ростовской области (по судебному поручению Смирныховского районного суда) исковые требования ФИО2 поддержал, пояснил, что квартира в <адрес> приобреталась его отцом в 2012 году. На момент приобретения квартиры у его отца не было ИНН. Он сам находился в тот период в <адрес>, и по просьбе отца оформили квартиру на него (ФИО4). Сразу же оформили генеральную доверенность на квартиру на отца. Право распоряжаться квартирой было не у него, а у отца. Когда возник вопрос, он сразу переоформил квартиру на отца, по дарственной. Проживает он в <адрес> со своей супругой и дочерью. По адресу: <адрес> перестал проживать год назад, в связи с изменением места работы. Возвращаться в с. Победино, он пока не собирается. Хочет здесь «начинать, подготавливать почву» для переезда.

В отзыве на исковое заявление ФИО2, ФИО4 указал, что его мать – ФИО2 встала в очередь на переселение северян 15 лет назад. Также в этой очереди состоит он и его родная сестра ФИО5 с тремя её детьми. Он непрерывно проживал на Сахалине до октября 2014 г. В 2013 г. уволен из мореходной компании и потерял работу. Работает моряком по контракту, в связи с чем принял решение пока временно жить в Ростовской области в <адрес>. Планирует вернуться на Сахалин, как только найдет там работу. В 2013 году он навещал своего отца, проживающего в <адрес>. Отец тогда приобретал себе квартиру, но оформить на себя не мог, по причине отсутствия ИНН. Отец обратился к нему за помощью - оформить квартиру на него (ФИО4). Он согласился. Квартиру оформили на него, а он выписал на отца генеральную доверенность, которую продлили в этом году. После того, как его матери сообщили, что она исключена из очереди по причине наличия у него (ФИО4) в собственности квартиры за пределами Сахалинской области, он переоформил квартиру на отца по договору дарения. За то время, пока он проживал с матерью, он помогал ей в домашнем хозяйстве, дома, и на огороде. Строил хозяйственные тройки (летняя кухня, баня, погреб, сараи), участвовал ежегодно в посадках огорода, помогал в ремонте дома. На настоящий момент его мать является пенсионером и продолжает работать учителем, они всегда помогают друг другу. Сейчас он, найдя работу, отдает ей долги, а также помогает по ей хозяйству, навещая её на Сахалине.

Третье лицо ФИО5, действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

По обстоятельствам дела судом установлено, что 10 марта 2000 года на основании предварительной заявки ФИО2 на получение субсидии на приобретение жилья, ФИО2 с составом семьи: дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была поставлена на учет в Администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области и включена в списки граждан, состоящих в очереди на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Первую перерегистрацию ФИО2 прошла в 2006 году, с составом семьи: дочь - ФИО4, сын - ФИО4. В дальнейшем, начиняя с 2010 года по 2015 год, ФИО2 ежегодно проходила перерегистрацию. (С 2013 года с составом семьи: сын - ФИО4, дочь - ФИО4, внуки ФИО7, ФИО8, ФИО9).

14.07.2015 года, в связи с проведением проверочных мероприятий, Администрацией МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области было выявлено, что у члена семьи ФИО2 - ФИО4 имеется в собственности квартира в городе <адрес>, дата государственной регистрации 05.03.2012 года.

03.08.2015 года комиссией Администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области по предоставлению гражданам РФ безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья (протокол № 15), было принято решение об исключении ФИО2 из списка граждан – пенсионеров, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, ввиду наличия у члена семьи ФИО2 – ФИО4 в собственности квартиры в Ростовской области.

Постановлением Администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области от 05.08.2015 г. № 1037 ФИО2 исключена из списка пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с наличием у члена её семьи - ФИО4 в собственности квартиры в Ростовской области.

О принятом решении ФИО2 была уведомлена письмом Администрации МО ГО «Смирныховский» от 05.08.2015 г.

06.10.2015 г. ФИО2 обратилась в Администрацию МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос о восстановлении её и её семьи в очереди, указав, что её сын ФИО4 никогда не являлся собственником квартиры в Ростовской области, квартира была оформлена на него по необходимости, а фактически принадлежала его отцу – ФИО6, который в очереди на получение субсидии не состоит. Также указала, что в настоящее время квартира в Ростовской области переоформлена на ФИО6

Ответом Администрации МО ГО «Смирныховский» от 09.10.2015 г. ФИО2 разъяснено, что восстановить её и её семью в очереди на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не представляется возможным, так как её семья приобрела жилье в другом субъекте РФ; в случае, если у гражданина после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет осуществляется на общих основаниях.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, представителя ответчика, и материалами дела: учетным делом пенсионера ФИО2 № 384, в т.ч. предварительной заявкой на получение субсидии на строительство или приобретение жилья от 10.03.2000 г.; заявлением ФИО2 на получение субсидии на строительство или приобретение жилья от 10.03.2000 г.; заявлением ФИО2 от 31.08.2006 г.; заявлением ФИО2 от 01.04.2010 г.; заявлением ФИО2 от 07.04.2011 г.; заявлением ФИО2 от 14.03.2013 г.; заявлением ФИО2 от 10.02.2014 г.; заявлением ФИО2 от 24.04.2015 г.; выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.07.2015 г. о зарегистрированных правах ФИО4 на объекты недвижимого имущества; протоколом № 15 заседания комиссии по предоставлению гражданам РФ безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья от 03.08.2015 г.; Постановлением Администрации МО ГО «Смирныховский» от 05.08.2015 г. № 1037; письмом Администрации МО ГО «Смирныховский» от 05.08.2015 г. № 4101; заявлением ФИО2 в адрес Администрации МО ГО «Смирныховский» от 06.10.2015 г.; ответом Администрации МО ГО «Смирныховский».

Не согласившись с отказом Администрации МО ГО «Смирныховский» в восстановлении её и её семьи в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, полагая решение об исключении её из указанного списка незаконным, ФИО2 обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

Давая юридическую оценку заявленным истцом требованиям, оценивая позицию ответчика - Администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области, позицию третьего лица – ФИО4, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Согласно статьи 1 Федерального закона № 125 от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Регистрация и учет граждан, претендующих на получение жилищных субсидий, осуществляется в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее – Положение).

В соответствии с пп. «д» п. 21 раздела 2 Положения, граждане снимаются с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи - с приобретением (строительства) жилья в других субъектах РФ (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья та погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).

Судом установлено, что во исполнение письма Министерства социальной защиты населения Сахалинской области от 09.06.2015 г. № 6/1-3147 (в срок до 01 августа 2015 года провести инвентаризацию списков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ), ответчиком 08.07.2015 года были сделаны запросы в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на заявителя ФИО2, и членов её семьи: дочь ФИО5, сына ФИО4, внуков ФИО7, ФИО8, ФИО9.

14.07.2015 года на основании полученных ответов было выявлено, что у члена семьи ФИО2 - ФИО4 имеется в собственности квартира в <адрес>, по адресу: <адрес>; дата государственной регистрации 05.03.2012 года.

Согласно п. 22 раздела 2 Положения, в случае, если у гражданина после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет осуществляется на общих основаниях.

С учетом изложенных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение администрации МО ГО «Смирныховский» об исключении семьи истца из списков граждан на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, является законным и обоснованным, поскольку в ходе проверочных мероприятий было выявлено наличие у члена семьи ФИО2 - ФИО4 квартиры в собственности в городе Новочеркасск Ростовской области.

Доводы истца о том, что квартира в городе Новочеркасск Ростовской области не была в собственности её сына – ФИО4, основаны на субъективном толковании права, и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Выдача собственником квартиры – ФИО4 доверенности на право управлять и распоряжаться всем его имуществом, в чем бы оно ни заключалось, и где бы ни находилось, не прекращает его права собственности на эту квартиру.

То обстоятельство, что в настоящее время жилое помещение, расположенное в <адрес>, по адресу: <адрес> отчуждено путем дарения в пользу отца ФИО4, и не находится больше в собственности ФИО4, не свидетельствует о незаконности действий ответчика, поскольку не изменяет существо установленных по делу обстоятельств. По смыслу приведенных выше положений закона граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие состояние их нуждаемости в переселении, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

Основания для восстановления ответчика и членов её семьи в указанных списках, на дату первоначальной постановки на учет, не имеется, поскольку в силу прямого указания закона, постановка граждан на учет, после устранения причин снятия с учета, осуществляется на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 к администрации муниципального образования Городской округ «Смирныховский» Сахалинской области о признании незаконным решения администрации МО ГО «Смирныховский» об исключении семьи ФИО2 из списков на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, возложении на администрацию МО ГО «Смирныховский» обязанности устранить допущенное нарушение и восстановить семью ФИО2 в списках на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, на дату первоначальной постановки на учет, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области.

Судья Е.В. Вивенцов

Решение в окончательной форме принято: 1 апреля 2016 года.

Судья Е.В. Вивенцов