ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-602/2016 от 02.03.2016 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2-602/2016

Заочное Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2016года г.Армавир

Армавирский городской суд Краснодарского края, в составе :

председательствующего - судьи Клюшиной С.А.,

при секретаре Карпеевой Е.В.

с участием старшего помощника прокурора г.Армавира Зайцевой О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Армавира в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Альянс-Арт» о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,

у с т а н о в и л :

Прокурор города Армавира в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Альянс-Арт» о признании незаконным бездействия руководства ООО «Альянс-Арт» в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в частности руководитель ООО «Альянс-Арт» не имеет подготовки в области окружающей среды и экологической безопасности, программа производственного экологического контроля отсутствует, какая-либо документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля не представлена; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий не разработаны, договоры по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий не заключены. Кроме того, ответчик не подтвердил класс опасности отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, паспорта на отходы I - IV класса опасности не составлены и не утверждены природопользователем, учет в области обращения с отходами не осуществляется: журналы учета отходов не ведутся, бухгалтерская документация, акты приема-передачи отходов не представлены.

Участвующий в деле старший помощник прокурора г.Армавира Зайцева О.П. поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой, которая возвращена в суд по истечении срока хранения, что суд расценивает как нежелание ответчика принимать участие при рассмотрении дела.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со ст.233 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в заочном порядке по имеющимся материалам дела.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании ООО «Альянс-Арт» <...> с местом нахождения <...> зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц <...>. и поставлено на учет в налогом органе по месту нахождения – МИФНС № 13 по Краснодарскому краю, таким образом общество является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Ст. 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч.1 ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Из содержания ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что проведенной, прокуратурой г.Армавира совместно с государственным инспектором по охране природы Краснодарского края, проверкой установлено, что ООО «Альянс-Арт» осуществляет деятельность в области производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения. В ходе осуществления своей деятельности требования законодательства об охране окружающей среды ООО «Альянс-Арт» исполняются ненадлежащим образом.

Так, установлено, что руководитель ООО «Альянс-Арт» подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не имеет, программа производственного экологического контроля отсутствует, какая- либо документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля не представлена.

В деятельности ООО «Альянс-Арт» также выявлены нарушения в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно п. 8, 9 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.Согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под неблагоприятными метеорологическими условиями понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.

В соответствии с разделом 5 РД 52.04-52-85, разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеоусловиях требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Проведенной прокуратурой г.Армавира проверкой установлено, что в процессе хозяйственной деятельности ООО «Альянс-Арт» эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства об охране атмосферного воздуха ООО «Альянс-Арт» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий не разработаны, договоры по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий не заключены.

Кроме того, в деятельности ООО «Альянс-Арт» выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления.

В результате хозяйственной деятельности ООО «Альянс-Арт» образовываются отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды: мусор от офисных и бытовых помещений организации не сортированный (исключая крупногабаритный) - 4 класса опасности; мусор и смет производственных помещений малоопасный 4-го класса опасности; лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства 1-го класса опасности.

Согласно ст. 14, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В нарушение указанных требований ООО «Альянс-Арт» не подтвердило класс опасности отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, паспорта на отходы I - IV класса опасности не составлены и не утверждены природопользователем, учет в области обращения с отходами не осуществляется: журналы учета отходов не ведутся, бухгалтерская документация, акты приема-передачи отходов не представлены.

Таким образом, хозяйственная деятельность ООО «Альянс-Арт» ведется бесконтрольно, какая-либо разрешительная документация в области охраны окружающей среды отсутствует.

Невыполнение ООО «Альянс-Арт» природоохранного законодательства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты прав и интересов граждан.

До настоящего времени допущенные ответчиком нарушения не устранены.

Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, а также нормы действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что имеются основания о признании незаконным бездействия ответчика по соблюдению законодательства в области природоохранного законодательства и возложении обязанности по устранению выявленных нарушений путем прохождения руководителем ООО «Альянс-Арт» подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, разработки программы производственного экологического контроля, организации производственного экологического контроля, подтверждении класса опасности отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, получении паспортов на отходы I - IV класса опасности, образующихся в процессе деятельности предприятия, организации учета в области обращения с отходами, получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий, заключении договоров по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

Руководствуясь ст.194-198,233-237 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать незаконным бездействие ООО «Альянс-Арт», выразившееся в отсутствии у руководителя ООО «Альянс-Арт» подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отсутствии программы производственного экологического контроля, отсутствии документации, содержащей сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, не подтверждении класса опасности отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, отсутствии паспортов на отходы I - IV класса опасности, образующихся в процессе деятельности предприятия, отсутствии учета в области обращения с отходами, отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствии мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий, не заключении договоров по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

Обязать ООО «Альянс-Арт» устранить нарушения природоохранного законодательства путем прохождения руководителем ООО «Альянс-Арт» подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, разработки программы производственного экологического контроля, организации производственного экологического контроля, подтверждении класса опасности отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, получении паспортов на отходы I - IV класса опасности, образующихся в процессе деятельности предприятия, организации учета в области обращения с отходами, получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий, заключении договоров по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае подачи заявления, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 04.03.2016 г.

Заочное решение вступило в законную силу 05.05.2016 г. судья подпись С.А. Клюшина