ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-602/2021 от 15.09.2021 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-602/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Выкса 15 сентября 2021 года

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Скучилиной Е.И., при секретаре Морозовой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействительным соглашения о намерениях,

у с т а н о в и л :

Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о расторжении соглашения о намерениях №….. (предварительный договор мены) от …… года, заключенного между ФИО1, ФИО2, ФИО3 и администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области.

Требования мотивированы тем, что ….. года многоквартирный дом, расположенный по адресу: ……. был признан аварийным и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на …. годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168. ….. года между ФИО1, ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, было заключено соглашение о намерениях №…. (предварительный договор мены), с целью предоставления жилого помещения, во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, приобретаемого в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на ……годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ……… года ФИО1, ФИО2, ФИО3 было направлено уведомление о расторжении соглашения о намерениях от ……. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2020 года №926 «О внесении изменений в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на ….. годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от …. года № … администрацией городского округа город Выкса ФИО1. ФИО2, ФИО3 было направлено соглашение о расторжении соглашения о намерениях (предварительный договор мены) от ….. года №….. …… в администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1, ФИО2, ФИО3 были направлены уведомления об отказе в подписании соглашения о расторжении о намерениях (предварительный договор мены) от ……

…… администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области были даны ответы исх-……

В соответствии с ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

ФИО1, ФИО2, ФИО3 приобрели право общей долевой собственности по …. доли в праве каждый на квартиру №… дома … по улице …… на основании договора купли-продажи от …., о чем в ЕГРН сделана запись регистрации №№……

Согласно ч.8.2 ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации право общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 возникло позднее, чем многоквартирный дом признали в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а именно …..

В соответствии со ст.235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.

Таким образом, Аверьянов Аверьянов А.И., ФИО2, ФИО3 не имеют права на переселение посредством заключения договора мены жилых помещений, в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на …… годы», так как согласно ч.8.2 ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. С ФИО1, ФИО2, ФИО3 будет заключено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в соответствии со ст.56.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, с выплатой денежного возмещения за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в соответствии со ст.56.11 Земельного Кодекса Российской Федерации.

С учетом последующего изменения исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец просил признать недействительным соглашение о намерениях № …. ( предварительный договор мены) от …… года, заключенное между ФИО1, ФИО2, ФИО3 и администрацией городского округа город Выкса нижегородской области.

В обоснование заявленных требований истец дополнительно указал, что в соответствии с п. 1 ст.166 ГК РФ, п.1 ст. 167 ГК РФ, п.2 ст. 168 ГК РФ, п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" заключение соглашения о намерениях №….. (предварительного договора мены) от …… нарушает требования закона, содержащего явно выраженный запрет по совершению таких сделок (посягает на публичный интерес), а также нарушает права и охраняемые законом интересы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, так как приводит к невозможности надлежащей реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на …….. годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ………

В судебном заседании представитель интересов истца ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования администрации городского округа город Выкса Нижегородской области поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить и признать недействительным соглашение о намерениях

Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3 и представитель ответчиков адвокат Воржеинова И.В. в судебном заседании исковые требования не признали. Из письменного отзыва ответчиков следует, что истцом — Администрацией г.о.г. Выкса Нижегородской области подано исковое заявление о расторжении соглашения о намерениях №…. заключенного между нами ….. года. Свои требования Истец мотивирует тем, что в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от ……. « О внесении изменений в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на ….. годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от …… Истцом в адрес Ответчиков было направлено соглашение о расторжении соглашения о намерениях (предварительный договор мены) от …..Истец настаивает на необходимости расторжения соглашения и невозможности предоставления жилого помещения взамен аварийного ссылаясь на ч.8.2. ст. 32 ЖК РФ «Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.» Однако мнение Истца о том, что в данном случае применима данная норма в связи с тем, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 приобрели по ….. доли в праве общей долевой собственности на данную квартиру по договору купли-продажи …… года, то есть после признания жилого дома аварийным, считаю не основанным на законе в связи со следующим: В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ). Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ (введена 28.12.2019) граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. …… многоквартирный жилой дом по ул. ……… признан аварийным и подлежащему сносу. Обоснованность и законность указанного решения сторонами не оспаривается. Собственниками квартиры №….. в указанном жилом доме являются Ответчики. В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Во исполнение ч. 4 ст. 15 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п. 2 которого установлено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Положения действующего законодательства свидетельствуют о том, что действия по выявлению жилых помещений, являющихся аварийными и подлежащих сносу, сносу аварийного жилого фонда являются обязанностью органов местного самоуправления путем как реализации полномочий соответствующих комиссий, направления требований о сносе соответствующих домовладений их собственникам, так и изъятия земельных участков, на которых находятся аварийные МКД для муниципальных нужд. Необходимость исполнения указанной обязанности в области жилищных отношений возникает у органа местного самоуправления с момента выявления МКД, признанного в установленном Законом порядке аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с частью 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2 указанной статьи). С учетом приведенных положений ст. 6 ЖК РФ, а также принимая во внимание, что спорные жилищные правоотношения между сторонами возникли до принятия Федерального закона от 27.12.2019 г. N 473-ФЗ, можно придти к выводу, что положения ч.8.2. ст.32 ЖК РФ на данные правоотношения не распространяется. Согласно пункту 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Между тем согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Таким образом, вопреки доводам Истца, поскольку до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 г. N 473-ФЗ дом, в котором расположено спорное жилое помещение признан аварийным и включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья, последний имеет право на предоставление ему в собственность взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения. Также государственная региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на ……. годы" предусматривает в качестве источников финансирования средства фонда ЖКХ, областного и местного бюджетов. Согласно разделу …. программы реализация программных мероприятий предусматривает наличие обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы по расходованию средств местных бюджетов на следующие цели:... 3) обеспечение финансирования превышения стоимости приобретения (строительства) контрактов 1 квадратного метра благоустроенных жилых помещений в рамках заключенных муниципальных контрактов над стоимостью квадратного метра, установленной Программой, для случаев принятия органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы соответствующих решений. При этом указанная программа не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Кроме этого Ответчикам на момент приобретения квартиры не было известно об аварийности дома.

Третье лицо Министерство строительства Нижегородской области в судебное заседание представителя не направило. О дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом – судебной повесткой, в представленном отзыве на исковые требования ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, дополнительно указав, что Министерство является разработчиком и государственным заказчиком (координатором) региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на ….. годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от …….(далее - Программа). Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до …… г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Программой определено взаимодействие министерства с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области - участников Программы по расселению многоквартирных домов, признанных аварийными до ……. г. При этом конкретные мероприятия по переселению граждан из аварийных жилых домов (в том числе заключение с гражданами договоров мены, договоров социального найма и др.) осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы самостоятельно. Урегулирование вопроса о расторжении соглашения о намерениях (предварительного договора мены) от ……… осуществляется в рамках договорных отношений между администрацией и ответчиками, министерство не является стороной данного соглашения. Многоквартирный дом по адресу: ……., включен в третий этап Программы с планируемым ориентировочным сроком расселения до …… г. В целях приведения Программы в соответствие с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) постановлением Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2020 г. № 926 раздел 10 Программы дополнен новой нормой, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности (за исключением случаев наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным, имеют право только на выплату возмещения. Разъяснения по вопросу применения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ содержатся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06. Минстрой России в данном письме указывает, что Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 473-ФЗ) статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. Данная норма вступила в силу 28 декабря 2019 г. Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после ……. г., размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

Третье лицо Министерство финансов Нижегородской области в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом – судебной повесткой. В представленном отзыве на исковые требования ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии, дополнительно пояснив, что согласно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 ст. 32 ЖК РФ (о возможности заключения соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого и об установлении дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями) в отношении таких граждан не применяются. Право собственности на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме возникло у ответчиков после признания многоквартирного дома аварийным, соответственно они имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение. Министерство финансов Нижегородской области, в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 №206, входит в структуру органов исполнительной власти Нижегородской области и является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечение исполнения бюджета Нижегородского области. Следовательно, министерство финансов Нижегородской области может только обеспечить исполнениезаложенных в смете учреждения или предусмотренных законодательством расходных обязательств в рамках средств, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Учитывая, вышеизложенное, министерство финансов Нижегородской области не имеет отношения к возникшим правоотношениям.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица в судебное заседание представителя не направило, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном отзыве на исковые требования указало, что являясь в силу пункта 1 положения «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, Минстрой России полагает возможным пояснить следующее. На основании части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Согласно части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. Как указано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ). Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ была дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание представителя не направил. О дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд находит следующее.

….. года многоквартирный дом, расположенный по адресу: …….. был признан аварийным и включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на ….. годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от …..…….

ФИО1, ФИО2, ФИО3 приобрели право общей долевой собственности по …… доли в праве каждый на квартиру ……. на основании договора купли-продажи от …., о чем в ЕГРН сделана запись регистрации ……

….. года между ФИО1, ФИО2, ФИО3 и Администрацией городского округа город Выкса, было заключено соглашение о намерениях №…..(предварительный договор мены), с целью предоставления жилого помещения, во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, приобретаемого в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на ….. годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от …..

…. года ФИО1, ФИО2, ФИО3 было направлено уведомление о расторжении соглашения о намерениях от …..

Как следует из п. …. Соглашения о намерениях № …. (предварительного договора мены) от …. года, заключенного между сторонами, ответчиками сделан выбор в пользу предоставления им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения.

Согласно п…. и п….. указанного Соглашения администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области было дано согласие и приняты на себя обязательства по предоставлению ответчикам жилого помещения во вновь построенном многоквартирном доме, расположенном в пределах города Выкса Нижегородской области, а также обязательства по заключению, в будущем основного договора мены.

Из пункта …. вышеуказанного Соглашения также следует, что на момент его заключения Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области было известно о дате заключения договора купли-продажи спорного жилого помещения ответчиками и о дате регистрации права собственности- …… года.

Основанием для направления уведомления о расторжении соглашения о намерениях со стороны администрации городского округа город Выкса Нижегородской области послужило то, что в соответствии с ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Однако, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Аналогичные разъяснения содержатся в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.)

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: …… было признано аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, на основании Заключения межведомственной комиссии о признании непригодным для постоянного проживания от ……….

Постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от ……. многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений в данном доме был установлен срок для сноса – ……. лет.

Жилой дом, расположенный по адресу: ….. был включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на …… годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от ….. с предполагаемым сроком расселения до ….. года.

Доводы истца о том, что поскольку в собственность ответчиков спорная квартира поступила на основании договора купли-продажи после признания жилого дома аварийным и подлежащим к сносу, возможность предоставления ответчикам другого жилого помещения отсутствует, не могут быть признаны обоснованными.

Данных о том, что спорное жилое помещение было признано аварийным и подлежащим сносу, в договоре купли-продажи не имеется.

Как следует из выписки ЕГРН, на спорный объект недвижимости сведения об ограничении прав и обременении объекта недвижимости, также не зарегистрированы.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В данном случае спорные жилищные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу части 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Жилые помещения, расположенные по адресу: ………признаны непригодными для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу, постановлением Администрации городского округа Выкса Нижегородской области от ….. то есть до принятия и вступления в силу части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Поскольку Федеральный закон 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» не содержит указания на то, что он распространяется на ранее возникшие жилищные отношения, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса подлежат применению в случае изъятия для муниципальных нужд аварийных жилых помещений, приобpeтeнных после 28 декабря 2019 года.

Кроме того, согласно части 3 статьи 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодатeльcтвa, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно части 4 указанной статьи акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

На основании части 1 cтатьи 4 и статьи 10 Жилищного кодекса можно сделать вывод, что жилищные отношения возникают у гpaжданина с момента приобретения им жилого помещения, а жилищные права, связанные с переселением из жилого помещения в признанном аварийным многоквapтиpном доме, основанные на статье 32 Жилищного кодекса и Федеральном законе,- с момента включения данного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Как указано в «Обзоре судебной пpaктики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению гpаждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пyнкта 3 статьи 2, cтатьи 16 Федерального закона имеет право на предocтaвление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Таким образом, право собственника помещения в признанном аварийным многокваpтиpном доме требовать по своему выбору реализации одного из указанных способов обеспечения его жилищных прав возникает с момента включения многоквартирного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Кроме того, возникшее у собственника право требовать выплаты возмещения за изымаемое жилое помещения, в размере, определяемом в coотвeтcтвии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса не предусматривало в момент возникновения этого права (то есть в момент включения многоквapтиpного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда) каких-либо дополнительных ограничений на размер возмещения, в том числе ограничения ценой приобретения данного жилого помещения. Применение к таким собственникам части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса означало бы распространение данной нормы на ранее возникшие жилищные права, что прямо противоречит положениям частей 3 и 4 статьи 6 Жилищного кодекса.

Таким образом, поскольку спорное жилое помещение перешло в собственность ответчиков до вступления в законную силу положений части 8.2статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных законом оснований, как для расторжения или признания недействительным соглашения о намерениях № …….не имеется.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований, заявленных администрацией городского округа город Выкса следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействительным соглашения о намерениях № …..( предварительный договор мены) от …… года, заключенного между ФИО1, ФИО2, ФИО3 и администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья- Скучилина Е.И.