ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-602/2027И от 27.07.2020 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-602/20 27 июля 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт – Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Писаревой А.А.,

при секретаре Наджафовой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ЗАО «РЕНО-Россия» об обязании заменить транспортное средство, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

14 февраля 2019 года между истцом и ООО «Сигма Сервис» был заключен договор № ШЗА-0000206 купли-продажи БУ автомобиля Рено Дастер, VIN , стоимостью 720 000 (семьсот двадцать тысяч) руб. (л.д.13-14).

В соответствии с актом приема-передачи от 14 февраля 2019 года автомобиль был передан истцу (л.д.15) в согласованном состоянии, покупатель предупрежден о том, что автомобиль является бывшим в употреблении и в автомобиле могут проявится дефекты, связанные с его предыдущей эксплуатацией, за которые продавец ответственности не несет.

В обоснование исковых требований истец указал, что почти сразу после передачи ей автомобиля на автомобиле загорелась сигнальная лампа неисправности ДВС, о чем она сообщила официальному дилеру Рено в Санкт-Петербурге – ООО «РОЛЬФ Эстейт Санкт-Петербург», филиал «Лахта» при техническом обслуживании автомобиля (заказ-наряд № 48325420 от 17 февраля 2019 года) (л.д. 26). После проведения обслуживания о причинах загорания лампы истцу ничего сообщено не было, но лампа погасла.

Через несколько дней при работе ДВС на холостом ходу появился стук, ухудшилась управляемость автомобиля. В заказ-наряде ООО «РОЛЬФ Эстейт Санкт-Петербург», филиал «Лахта» от 09 марта 2019 года № 48437168 (л.д. 28) дилер указал на фиксацию ошибки мультиплексной сети, а также выдал диагностическую карточку по результатам диагностики ЭБУ, в которой отражено «наличие ошибки в отношении радио с кодом DTC 935549 «Усилитель FM2»; записанная в память ошибка в отношении антиблокировочной системы автомобиля с кодом DTC С40200 «Неверные мультиплексированные данные АКП» с отражением неисправности функции экстренного торможения на пробеге 76 193 км; вновь записанная в память ошибка с кодом DTC 1525F3 «Доставка информации по мультиплексной сети для регулятора/ограничителя скорости», число случаев проявления неисправности – 5, пробег при последнем проявлении неисправности – 76 378 км; в отношении записанная в память ошибка с кодом DTC А05111 «Блокировка рулевой колонки» функции «Свободные руки». (л.д. 29 – 32).

14 марта 2019 года на автомобиле началась индикация ошибок системы управления ДВС, прекратилась индикация информации о выборе передачи АКПП, м автомобиль периодически перестал заводиться.

26 марта 2019 года истцом была направлена ответчику претензия (л.д. 33) с требованием заменить автомобиль Рено Дастер, VIN , на новый автомобиль Рено аналогичной модели.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился к дилеру с заявкой: «Загорается индикация неисправности системы управления двигателем, пропадает индикация выбора передач АКПП, не заводится автомобиль». В заказ-наряде от 08 апреля 2019 года № 48644250 дилер подтвердил выявление запомненной неисправности с кодом DTC 0705 в ЭБУ АКПП «Многофункциональный переключатель в запрещенном положении», указал на проведение диагностики по данному коду неисправности, проверку разъемов и жгутов проводов, относящихся к данной цепи, в результате которых неисправность не выявлена, а также на отсутствие ее признаков при проведении тестовой поездки. В распечатке информации, полученной с помощью дилерского диагностического прибора Clip Alliance указано на фиксацию ошибки в отношении ЭБУ АКП с кодом DTC 0705 в ЭБУ АКПП «Многофункциональный переключатель в запрещенном положении», ошибки в отношении антиблокировочной системы автомобиля с кодом DTC C40200 «Неверные мультплексированные данные АКП» и ошибка с кодом DTC 1525F3 «Доставка информации по мультиплексной сети для регулятора/ограничителя скорости». Кроме того, зафиксирована ошибка в отношении ЭБУ панели приборов с кодом DTC С00187 «Связь по мультиплексной сети». (л.д. 35-40).

12 апреля 2019 года ответчик направил ответ на претензию от 26 марта 2019 года (л.д. 41), в которой просил истца предоставить автомобиль на территорию дилерского центра ООО «РОЛЬФ Эстейт Санкт-Петербург», филиал «Лахта» с целью рассмотрения претензии по существу.

29 апреля 2019 года ответчик по результатам проверки качества автомобиля направил истцу уведомление (л.д. 46), в котором указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных истцом требований: отсутствие неисправностей в ЭБУ до дорожного испытания; отсутствие текущих ошибок электронных систем в ходе дорожного испытания; при движении автомобиля по дороге общего пользования не зафиксировано пропадание индикации на щитке приборов;. При движении по ровному дорожному покрытию ошибки не загораются, неисправностей не зафиксировано.

Истец, не согласившись с выводами проверки качества автомобиля, полагая, что в автомобиле присутствует существенный недостаток в виде периодической индикации неисправности системы управления двигателем, прекращении индикации на панели приборов выбора передач АКПП, препятствия к запуску двигателя автомобиля, с учетом уточнения исковых требований (л.д.151-152) в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд:

- обязать ЗАО «РЕНО-Россия» заменить автомобиль Рено Дастер, VIN , государственный регистрационный знак В 807 МВ 198, цвет кузова – черный, ненадлежащего качества, на товар аналогичной марки и модели, цвет кузова – черный;

- взыскать неустойку за нарушение срока удовлетворения требования о замене автомобиля в размере 720 000 (семьсот двадцать тысяч) руб.;

- взыскать штраф в размере пятьдесят процентов от присужденной в пользу истца суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца;

- взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что дефект в автомобиле не устранен, то есть нарушены сроки устранения недостатков товара.

В судебном заседании представители ответчика по доверенности ФИО7ФИО8 исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, пояснили, что истец не обращался с требованиями к ответчику о немедленном устранении дефекта по гарантии, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела ходатайства о применении ст. 333 ГК РФ.

Третье лицо ООО «Русфинанс Банк» в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом.

Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица в порядке ст.ст.113, 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заключение судебной экспертизы, допросив в ходе судебного заседания эксперта ФИО9, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Согласно ст. 12 ГПК РФ, судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что 14 февраля 2019 года между истцом и ООО «Сигма Сервис» был заключен договор № ШЗА-0000206 купли-продажи БУ автомобиля Рено Дастер, VIN , стоимостью 720 000 (семьсот двадцать тысяч) руб. (л.д.13-14).

В соответствии с нормами статьи 469 ГК Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли–продажи.

В силу положений п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Сторонами не оспаривается, что автомобиль был передан истцу по акту приема-передачи от 14 февраля 2019 года (л.д.15) в согласованном состоянии, покупатель предупрежден о том, что автомобиль является бывшим в употреблении и в автомобиле могут проявится дефекты, связанные с его предыдущей эксплуатацией, за которые продавец ответственности не несет.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели, артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом, потребитель вправе потребовать возмещения убытков. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар той же марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Следовательно, право потребителя требовать замены технически сложного товара, в котором выявлены недостатки, по истечении 15 дней со дня потребителю такого товара, возникает в случае если недостаток является существенным, или продавцом (изготовителем), уполномоченной организацией нарушены установленные Законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара или если установлена невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При этом в соответствии п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под существенным недостатком товара следует понимать а) неустранимый недостаток товара- недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию; б) недостаток товара. который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара. который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток товара, выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 17 февраля 2019 года истец при техническом обслуживании автомобиля сообщил ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург» о загорании сигнальной лампы неисправности ДВС. Истцу был оформлен заказ-наряд для проведения диагностики данной неисправности (л.д.25-26). В этот же день истцу была предоставлена информация, полученная с помощью дилерского диагностического прибора Clip Alliance, о фиксации в ЭБУ шестикратного появления ошибки с кодом DTC 1525F3 «доставка информации по мультиплексной сети для регулятора/ограничителя скорости» (л.д. 27).

В связи с ухудшением управляемости автомобиля, появлением стука истец 09 марта 2019 года обратилась к дилеру. В заказ-наряде от 09 марта 2019 года № 48437168 (л.д. 28-32) зафиксирована ошибка мультиплексной сети, в выданной дилером диагностической карточке по результатам диагностики ЭБУ отражено: «наличие ошибки в отношении радио с кодом DTC 935549 «Усилитель FM2»; записанная в память ошибка в отношении антиблокировочной системы автомобиля с кодом DTC С40200 «Неверные мультиплексированные данные АКП» с отражением неисправности функции экстренного торможения на пробеге 76 193 км; вновь записанная в память ошибка с кодом DTC 1525F3 «Доставка информации по мультиплексной сети для регулятора/ограничителя скорости», число случаев проявления неисправности – 5, пробег при последнем проявлении неисправности – 76 378 км; в отношении записанная в память ошибка с кодом DTC А05111 «Блокировка рулевой колонки» функции «Свободные руки».(л.д. 29 – 32).

26 марта 2019 года истцом была направлена ответчику претензия (л.д. 33) с требованием заменить автомобиль Рено Дастер, VIN , на новый автомобиль Рено аналогичной модели.

08 апреля 2019 года истец повторно обратился к дилеру с заявкой: «Загорается индикация неисправности системы управления двигателем, пропадает индикация выбора передач АКПП, не заводится автомобиль». В заказ-наряде от 08 апреля 2019 года № 48644250 дилер подтвердил выявление запомненной неисправности с кодом DTC 0705 в ЭБУ АКПП «Многофункциональный переключатель в запрещенном положении», указал на проведение диагностики по данному коду неисправности, проверку разъемов и жгутов проводов, относящихся к данной цепи, в результате которых неисправность не выявлена, а также на отсутствие ее признаков при проведении тестовой поездки. В распечатке информации, полученной с помощью дилерского диагностического прибора Clip Alliance, указано на фиксацию ошибки в отношении ЭБУ АКП с кодом DTC 0705 в ЭБУ АКПП «Многофункциональный переключатель в запрещенном положении», ошибки в отношении антиблокировочной системы автомобиля с кодом DTC C40200 «Неверные мультплексированные данные АКП» и ошибка с кодом DTC 1525F3 «Доставка информации по мультиплексной сети для регулятора/ограничителя скорости». Кроме того, зафиксирована ошибка в отношении ЭБУ панели приборов с кодом DTC С00187 «Связь по мультиплексной сети» (л.д. 35-40).

12 апреля 2019 года ответчик направил ответ на претензию от 26 марта 2019 года (л.д. 41), в которой просил истца предоставить автомобиль на территорию дилерского центра ООО «РОЛЬФ Эстейт Санкт-Петербург», филиал «Лахта» с целью рассмотрения претензии по существу.

29 апреля 2019 года ответчик по результатам проверки качества автомобиля направил истцу уведомление (л.д. 46), в котором указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных истцом требований: отсутствие неисправностей в ЭБУ до дорожного испытания; отсутствие текущих ошибок электронных систем в ходе дорожного испытания; при движении автомобиля по дороге общего пользования не зафиксировано пропадание индикации на щитке приборов;. При движении по ровному дорожному покрытию ошибки не загораются, неисправностей не зафиксировано.

По ходатайству истца, которое было поддержано ответчиком, заявленном в предварительном судебном заседании 23 сентября 2020 года определением суда была назначена судебная комплексная товароведческая и автотехническая экспертиза, на разрешение которой были поставлены следующие вопросы: «Имеются ли не исправности и какова причина возникновения неисправности (если таковые имеются) автомобиля Рено Дастер, VIN , 2016 года выпуска?», «Если неисправности имеются, то каковы причины их возникновения в автомобиле (производственный или эксплуатационный), являются ли данные неисправности устранимыми, какова стоимость и время устранения данных неисправностей, а также время их возникновения? Влияют ли данные неисправности на безопасность эксплуатации транспортного средства?», Производство экспертизы было поручено экспертам <данные изъяты>

19 декабря 2019 года в суд было передано заключение экспертов от 12 декабря 2019 года (л.д. 95-145), которым установлено, что многофункциональный переключатель селектора АКПП а/м марки Рено Дастер, имеет дефект в виде износа контактной группы, который спорадически (иногда) вызывает сообщение об ошибке в блоке управления бортовой сети – DTC0705 0 – многофункциональный переключатель в запрещенном положении; дефект производственный, устранимый путем замены многофункционального переключателя селектора АКПП, раннее фиксировался 08 апреля 2019 года при диагностике специалистами ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург», не устранялся. Стоимость восстановительного ремонта составляет 10 700 (Десять тысяч семьсот) руб.

Заключением экспертов от 12 декабря 2019 года (л.д. 95-145) подтверждается, что автомобиль имеет производственный устранимый дефект. При этом, как указано в заключении, под устранимым дефектом следует понимать дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно; других недостатков товара не обнаружено.

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.

При таких обстоятельствах суд считает, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.

Допрошенный в ходе судебного заседания эксперт ФИО9 заключение поддержал, дополнительно пояснил, что <данные изъяты>.

В удовлетворении ходатайства представителя ответчика ФИО7 о назначении по делу повторной экспертизы судом отказано, о чем вынесено мотивированное определение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что выявленный дефект может быть устраним, стоимость его устранения – 10 700 руб. – не требует несоразмерных расходов, данный дефект не может быть квалифицирован как существенный недостаток товара.

Таким образом, требования истца в части замены транспортного средства на аналогичное удовлетворению не подлежит, кроме того, судом учитывается, что истцу продано бывшее в употреблении транспортное средство.

Поскольку, в материалах дела нет доказательств того, что истец обращался к ответчику с требованием об устранении недостатка товара, срок устранения недостатков нарушен был ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург», в связи с чем требование истца в части взыскания неустойки в размере 720 000 (Семьсот двадцать тысяч) руб. не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Факт передачи истцу товара, который имеет недостаток судом установлен, поскольку, согласно заключению экспертов от 12 декабря 2019 года (л.д. 95-145) и пояснениям эксперта ФИО9, данным в судебном заседании, выявленный в автомобиле дефект является производственным.

Следовательно, суд полагает, что требование истца в части взыскания компенсации морального вреда в размере 30 000 руб. подлежит удовлетворению.

Ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 15 000 руб.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, суд считает возможным взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 700 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ЗАО «РЕНО-Россия» в пользу ФИО2 в счет компенсации морального вреда 30 000 руб., штраф 15 000 руб., а всего 45 000 руб.

В остальной част иска - отказать.

Взыскать с ЗАО «РЕНО-Россия» в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлину в размере 700 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2020 года.