ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6038/2013 от 01.11.2013 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-6038/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2013 года

Уссурийский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Веригиной И.Н.

при секретаре Нечипоренко А.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Уссурийского городского округа, действующей в защиту прав неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищно-инновационная компания» о признании действий по увеличению тарифа по статье «Содержание и текущий ремонт» незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет

УСТАНОВИЛ:

Администрация Уссурийского городского округа, действующая в защиту прав неопределенного круга потребителей, обратилась в суд с иском к ООО «УЖИК» о признании незаконными действий по утверждению тарифа по статье «Содержание и текущий ремонт», возложении обязанности произвести перерасчет.

В обоснование своих требований представитель истца указала, что ООО «УЖИК» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома XXXX в г. Уссурийске. На основании приказа XXXX от ДД.ММ.ГГ управляющая организация ООО «УЖИК» с ДД.ММ.ГГ увеличило тариф на вывоз и утилизацию ТБО на 10,6%, а также увеличила тариф на содержание жилья на 11% в обслуживаемых ею многоквартирных домах. На основании приказа XXXX от ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ был увеличен тариф на вывоз и утилизацию ТБО, а также тариф на содержание жилья на 8,5%. Увеличение тарифов в 2010 году и в 2012 году было произведено управляющей организацией с нарушением требований действующего законодательства, поскольку в соответствии со ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. В случае, если собственники многоквартирного жилого дома не приняли на общем собрании решения об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома XXXX в г. Уссурийске, с вопросом об утверждении тарифа на содержание и текущий ремонт не проводилось, однако управляющей организацией в одностороннем порядке был увеличен тариф на содержание и текущий ремонт, что является незаконным. Кроме того, ответчик разграничил и увеличил тариф на вывоз ТБО и на содержание жилья по отдельности, тогда как вывоз ТБО входит в статью расходов по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома. Указанные действия управляющей организации ООО «УЖИК», по мнению истца, нарушают права жильцов многоквартирного дома XXXX в г.Уссурийске. В целях защиты их прав, как потребителей на территории муниципального образования, администрация Уссурийского городского округа просит признать незаконными действия управляющей организации ООО «УЖИК» по утверждению тарифа по статье «Содержание и текущий ремонт» в многоквартирном жилом доме XXXX в г. Уссурийске в 2010 году в размере 14,84 руб./кв.м., в 2012 году в размере 16,1 руб./кв.м. и обязать ООО «УЖИК» произвести перерасчет размера платы за содержание и текущий ремонт в многоквартирном доме № 46 по ул.Некрасова в г. Уссурийске в соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от 23 декабря 2008 года № 1621 «О внесение изменений в Постановление главы Уссурийского городского округа от 20 декабря 2007 года № 2150 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг нанимателями и собственниками жилых помещений в Уссурийском городском округе» с 1 января 2011 года.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, в обоснование требований привела доводы, аналогичные изложенным выше.

Представитель ООО «УЖИК» в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В письменном возражении на иск представитель ООО «УЖИК» с заявленными требованиями не согласилась, указала, что ООО «УЖИК» осуществляет управление многоквартирным жилым домом XXXX в г. Уссурийске с ДД.ММ.ГГ. Пунктом ДД.ММ.ГГ договора управления предусмотрено, что управляющая организация один раз в год имеет право изменять тариф на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома в зависимости от фактического уровня инфляции на основании данных территориального органа федеральной службы государственной статистики, о чем собственники извещаются путем размещения объявления на доске объявлений, либо на оборотной стороне квитанции - извещения об оплате оказываемых услуг. На основании приказа XXXX от ДД.ММ.ГГ управляющая организация ООО «УЖИК» с ДД.ММ.ГГ увеличило тариф на вывоз и утилизацию ТБО на 10,6%, а также увеличила тариф на содержание жилья на 11% в обслуживаемых ею многоквартирных домах. На основании приказа XXXX от ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ был увеличен тариф на вывоз и утилизацию ТБО на 8,5%, а также тариф на содержание жилья на 8,5%. При этом собственники жилого дома были извещены о предстоящем увеличении тарифа путем размещения объявления на оборотной стороне квитанции - извещения об оплате оказываемых услуг. Кроме того, управляющая организация руководствовалась письмом Минрегионразвития РФ от 6 марта 2009 года №6174-АД/14, в котором разъяснено, что фиксированная стоимость работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме может применяться не менее одного года. В последующем указанная стоимость в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований (например, изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей). При наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Отсутствие в договоре управления указанного положения об индексации платы и указании в договоре управления только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера такой платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку в договоре управления от ДД.ММ.ГГ предусмотрено право управляющей организации изменять тариф в зависимости от фактического уровня инфляции, действия ООО «УЖИК» по увеличению тарифа являются правомерными. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив доказательства, суд полагает, что иск администрации Уссурийского городского округа подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «УЖИК» осуществляет управление многоквартирным жилым домом XXXX в г. Уссурийске на основании договора управления от ДД.ММ.ГГ.

Пунктом 5.4 договора управления определено, что размер платы услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома определяется на общем собрании собственников дома с учетом предложений Управляющей компании. В случае если собственники не утвердили на общем собрании плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плата устанавливается согласно тарифам, установленным органом местного самоуправления.

На основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением главы Уссурийского городского округа от 23 декабря 2008 года № 1621 «О внесение изменений в Постановление главы Уссурийского городского округа от 20 декабря 2007 года № 2150 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг нанимателями и собственниками жилых помещений в Уссурийском городском округе» утвержден размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, применяющийся для оплаты по многоквартирным домам, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, процедура изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства. Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможности изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющей компанией в одностороннем порядке. В связи с чем, п. ДД.ММ.ГГ договора управления от ДД.ММ.ГГ, которым предусмотрено, что управляющая организация один раз в год имеет право в одностороннем порядке изменять тариф на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома в зависимости от фактического уровня инфляции, является противоречащим закону.

Между тем, на основании приказа XXXX от ДД.ММ.ГГ управляющая организация ООО «УЖИК» с ДД.ММ.ГГ в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в доме XXXX в г. Уссурийске, увеличило тариф на вывоз и утилизацию ТБО на 10,6%, а также увеличила тариф на содержание жилья на 11%, тем самым установила тариф по статье «Содержание и текущий ремонт» в размере 14,48 руб./кв.м. На основании приказа XXXX от ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ был увеличен тариф на вывоз и утилизацию ТБО на 8,5%, а также тариф на содержание жилья на 8,5%, что привело к установлению тарифа в размере 16,10 руб./кв.м. Тогда как, постановлением главы Уссурийского городского округа от 23 декабря 2008 года № 1621 «О внесение изменений в Постановление главы Уссурийского городского округа от 20 декабря 2007 года № 2150 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг нанимателями и собственниками жилых помещений в Уссурийском городском округе» утвержден размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в размере 13,37 руб./кв.м. по многоквартирным домам, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Оценивая возражения представителя ответчика, изложенные в письменном виде и приобщенные к материалам дела, суд находит их не убедительными и противоречащими закону. Ссылку ответчика на то, что ответчик при увеличении тарифа руководствовался письмом Минрегионразвития РФ от 6 марта 2009 года № 6174-АД/14, в котором разъяснено, что при наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня инфляции, то принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется, суд считает несостоятельной, поскольку указанное письмо Минрегионразвития РФ не является нормативно-правовым актом, оно не может применяться в правоприменительной практике. Кроме того, письмо от 6 марта 2009 года № 6174-АД/14 Минрегионом России отозвано.

Суд приходит к выводу, что при увеличении тарифа на содержание и ремонт жилья в одностороннем порядке, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений, ответчиком были допущены нарушения норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования администрации Уссурийского городского округа подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

По изложенному, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищно-инновационная компания» по утверждению тарифа по статье «Содержание и текущий ремонт» в многоквартирном жилом доме XXXX в г. Уссурийске с ДД.ММ.ГГ в размере 14,84 руб./кв.м., с ДД.ММ.ГГ в размере 16,1 руб./кв.м.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищно-инновационная компания» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: XXXX соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от 23 декабря 2008 года № 1621 «О внесение изменений в Постановление главы Уссурийского городского округа от 20 декабря 2007 года № 2150 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг нанимателями и собственниками жилых помещений в Уссурийском городском округе» с 1 января 2011 года.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищно-инновационная компания» госпошлину в доход местного бюджета сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в аппеляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 6 ноября 2013 года.

Председательствующий И.Н. Веригина