ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-603/18 от 19.09.2018 Тюльганского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2018года п. Тюльган

Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Н.Н.

при секретаре Рыбчук ЕВ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» к ФИО3 о взыскании суммы неосновательного обогащения,

установил:

Государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что в соответствии со статьей 12.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Ответчик 05.08.2016 года обратилась в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тюльганском районе за назначением ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представив в соответствии с пунктом 76 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. н (далее - Порядок) все необходимые документы, в том числе справку от 27.07.2016 года, в которой указано, что её супруг ФИО1 проходит военную службу по призыву в в/ч с 15.06.2016 года по 15.06.2017 года.

На основании представленных документов ответчику было назначено ежемесячное пособие на ребенка (ФИО2ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего, проходящего военную службу по призыву с 15.06.2016г. в размере 12107,48 рублей ежемесячно, с 01.02.2017г. в размере 2761,27 рублей.

В июне 2017г. в филиал обратился супруг ответчика и указал, что проходил службу по призыву с 15.06.2016г. по 29.11.2016г., 30.11.2016г. перешел на службу по контракту. Впоследствии указанные сведения подтвердились соответствующими выписками из приказов.

Ответчик своевременно не уведомила о переходе её супруга на службу по контракту, в связи с чем, за ответчиком образовалась переплата пособия за период с 01.12.2016 года по 31.05.2017 года в размере 75260,04 руб.

В адрес ответчика неоднократно направлялись уведомления о необходимости погашения переплаты. 06.12.2017г. ответчик написала заявление о добровольном погашении задолженности до 30.05.2018г., однако до настоящего времени ответчик указанную переплату не погасила.

Кроме того, ответчик являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за детьми до достижения ими возраста 16(18) лет на детей:

ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. в размере 517,50 рублей ежемесячно (345,00* 150%=517,50 рублей).

В результате несвоевременного извещения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты (несвоевременное извещение о переходе супруга на службу по контракту, ответчик утратил право на повышенный размер) за ответчиком образовалась переплата ежемесячного пособия по уходу за детьми до достижения ими возраста 16 (18) лет за период с 01.12.2016г. по 30.06.2016г. в размере 3622,50 руб.

В адрес ответчика неоднократно направлялись уведомления о необходимости погашения переплаты. 06.12.2017г. ответчик написала заявление о добровольном погашении задолженности до 30.05.2018г., однако до настоящего времени ответчик указанную переплату не погасила.

Просит суд взыскать с ФИО3 в пользу государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» излишне полученную сумму:

- ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву за период с 01.12.2016 года по 31.05.2017 года в размере 75260,04 руб.

- ежемесячное пособие по уходу за детьми до достижения ими возраста 16 (18) лет за период с 01.12.2016г. по 30.06.2016г. в размере 3622,50 руб.

Государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание представителя не направили, в заявлении просят суд рассмотреть дело без участия представителя, исковые требования поддерживают, просят удовлетворить.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой от 07.09.2018 года. О причинах неявки в суд не известила, отзыв по делу не направила.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и ответчика.

Изучив материалы дела, суд приходит к убеждению, что исковое заявление государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» подлежит удовлетворению.

Суд приходит к такому выводу по следующим основаниям.

Статьей 12.5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно ст. 73 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

В соответствии с п.83 вышеназванного Порядка – получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

В случае, если в текущем месяце наступают обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячных пособий (смерть ребенка, устройство получателя пособия на работу и др.), но выплата пособия за текущий месяц уже произведена, оснований для удержания излишне выплаченного пособия за данный месяц не имеется.

В этом случае у получателей пособия право на получение ежемесячных пособий прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Согласно военному билету от 14.06.2016 года, выписок из приказов, сообщений командира войсковой части 32755 и военного комиссара (Октябрьского, Сакмарского и Тюльганского районов Оренбургской области), ФИО1 проходил военную службу по призыву с 16.06.2016 года, 30.11.2016 года – поступил на военную службу по контракту.

Из свидетельства о рождении ФИО2, следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются: ФИО1 и ФИО3.

Протоколом филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тюльганском районе Оренбургской области от 09.08.2016 года, принято решение о назначении ФИО3 ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву с 15.06.2016г. по 14.06.2017г. в размере 12107,48 руб.

Протоколом о перерасчете назначения ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву от 01.02.2017 года, ФИО3 перерасчитан размер пособия и составил – 12761,27 руб. с 01.02.2017г. по 14.06.2017г.

Протоколом филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тюльганском районе Оренбургской области от 06.12.2017 года, было прекращено назначение ФИО3 ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с 01.12.2016 года, по причине окончания срока выплаты.

В распоряжении от 28.04.2018 года о взыскании удержаний, указано, что удержание проводится с ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву ФИО3, за период с 01.12.2016г. по 31.05.2017г., общая сумма удержания – 75 260,04р.

В заявлении от 06.12.2017 года, ФИО3 с переплатой ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву за период с 01.12.2016г. по 31.05.2017г. в размере 75 260,04 руб. согласилась, указала, что переплата возникла по причине перехода мужа на службу по контракту, обязалась вернуть данную сумму до 30.05.2018 года.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст.3, 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004г. № 1525/256-Ш-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 110% величины прожиточного минимума на душу населения в Оренбургской области, установленного в соответствии с Законом Оренбургской области "О прожиточном минимуме в Оренбургской области», при этом статьей 1 указанного Закона установлено, что действие Закона распространяется: на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Оренбургской области.

Перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются Правительством Оренбургской области.

Постановлением администрации Оренбургской области от 11 января 2005 г. N 1 -п утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей"

В соответствии со статьей 10 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 г. N 1525/256-Ш-ОЗ, получатели ежемесячного пособия на ребенка обязаны не позднее чем в месячный срок извещать органы социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размеров пособий или прекращение их выплаты, в том числе об изменении дохода семьи, дающего право на получение пособия.

Протоколом филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тюльганском районе Оренбургской области от 12.08.2016 года, было принято решение о назначении ФИО3 ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет по категории заявителя - родитель, совместно проживающего с ним ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с 01.07.2016г. по 30.06.2017г. в размере 517,50 руб.

Протоколом филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тюльганском районе Оренбургской области от 06.12.2017 года, было прекращено назначение ФИО3 ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет по категории заявителя - родитель, совместно проживающего с ним ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в размере 517,5 руб., с 01.12.2016 года, по причине окончания срока выплаты.

В распоряжении от 28.04.2018 года о взыскании удержаний, указано, что удержание проводится с пособия на ребенка до 16 (18) лет по категории заявителя - родитель, совместно проживающего с ним ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ФИО3, за период с 01.12.2016г. по 30.06.2017г., общая сумма удержания – 3622,5 руб.

В заявлении от 06.12.2017 года, ФИО3 с переплатой ежемесячного пособия, гражданам имеющим детей (повышенным размером на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву) за период с 01.12.2016г. по 30.06.2017г. в размере 3622,5 руб. согласилась, указала, что переплата возникла по причине перехода мужа на службу по контракту, обязалась вернуть данную сумму до 30.05.2018 года.

Судом установлено, что ФИО3, являлась получателем ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву с 15.06.2016г. на основании ее заявления от 05.08.2016 года и представленных документов и получателем ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет по категории заявителя - родитель, совместно проживающего с ним ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву с 01.07.2016г. на основании ее заявления от 09.08.2016 года и представленных документов. Назначенные суммы пособий, перечислялись на счет ФИО3 открытый в филиале ОАО «Сбербанк России». В связи с переходом супруга ФИО3, ФИО1 на военную службу по контракту, образовалась переплата:

- ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву за период с 01.12.2016 года по 31.05.2017 года в размере 75260,04 рублей (декабрь 2016 года, январь 2017 года по 12107,48 руб., февраль, март, апрель, май 2017г. по 12761,27 руб. = 12107,48*2 + 12761,27*4 = 75 260,04 рублей);

- ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет, за период с 01.12.2016 года по 30.06.2017 года в размере 3622,50 рублей (декабрь 2016г., январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2017г. по 517,5 руб. = 517,50 * 7 = 3622,50 рублей),

- общий размер неосновательного обогащения составил - 75260,04 рублей + 3622,50 рублей = 78 882,54 руб.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

На основании вышеизложенного, суд приходит к убеждению, что исковые требования филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Тюльганском районе Оренбургской области к ФИО3 о взыскании излишне полученной суммы пособия на ребенка военнослужащего-суммы неосновательного обогащения, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2566 рублей 48 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» к ФИО3 о взыскании суммы неосновательного обогащения – удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» сумму неосновательного обогащения 78882 (семьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят два) рубля 54 копейки.

Взыскать с ФИО3 в доход государства государственную пошлину в размере 2566 (две тысячи пятьсот шестьдесят шесть) рублей 48 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Власова

Решение в окончательной форме принято 19 сентября 2018 года

Судья Н.Н. Власова