2-603/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Дубовик О.Н. при секретаре Демко Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги», в лице Северокавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «Российские железные дороги» об обязании исполнить требования законодательства о транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов –филиала ОАО «РЖД» об обязании исполнить требования законодательства о транспортной безопасности, мотивируя свои требования тем, что Ростовской транспортной прокуратурой в период с 13.03.2017г. по 31.03.2017 г. проведена проверка исполнения требований законодательства в обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - Главном железнодорожном вокзале на станции Ростов-Главный Северо-кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов -структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».
В результате проверки установлено, что уведомлением Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.05.2011 г. № УТБ-7/40124 Главному железнодорожному вокзалу присвоена категория 1 по транспортной безопасности, 16.07.2012 года указанным компетентным органом утверждены результаты оценки уязвимости данного объекта, 25.09.2013 года утвержден план обеспечения его транспортной безопасности.
Вопреки положениям п. 7.1 ст. 1 Закона № 16-ФЗ, п. 5.5 Приказа № 43, в соответствии с пп. 1.5.4, 3.7, 3.8, 3.9 плана обеспечения транспортной безопасности Главного железнодорожного вокзала и приложениями № 1,5 к нему, в качестве сил обеспечения транспортной безопасности объекта привлечено частное охранное предприятие - ООО «ЧОП «РЖД-Охрана», не аккредитованное в установленном порядке, в обязанности которой входит только охрана имущества вокзала.
Таким образом, на главном Железнодорожном вокзале мероприятия по защите данного объекта от актов незаконного вмешательства уполномоченными лицами из числа работников подразделения транспортной безопасности, прошедших аттестацию, не осуществляются.
Более того, согласно положениям ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 « О частной детективной и охранной деятельности в РФ» охранная деятельность частных организация не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные ФЗ от 27.05.1996 № 57-ФЗ « О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Во исполнение положений Закона № 2487-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», которым утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране.
В соответствии с п. 15 Перечня к объектам подлежащим государственной охране, отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2015 № 948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», согласно которым Перечень объектов, подлежащих государственной охране, заменен на Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, согласно п. 15 которого к таким объектам отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
Указанные изменения вступили в силу с 22.09.2015.
К таковым объектам относится и Главный железнодорожный вокзал, которому присвоена 1 категория по транспортной безопасности.
С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства, вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта, требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства в указанной сфере.
Истец просит обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» по истечении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на Главном железнодорожном вокзале ст. Ростов-Главный, а именно:
- внести изменения в План обеспечения транспортной безопасности Главного железнодорожного вокзала на ст. Ростов-Главный, разработав приложения №№ 1 и 5, определяющие подразделение транспортной безопасности, соответствующее требованиям п. 7.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- обеспечить Главный железнодорожный вокзал государственной охраной в лице подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, или и аккредитованного для этой цели в установленном порядке юридического лица.
В судебное заседание явился представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, исковые требование не признал, просил отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Под обеспечением транспортной безопасности (п. 4 ст. 1) понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы (п. 5 ст. 1 Закона)
Судом установлено, что уведомлением Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.05.2011 № УТБ- 7/40124 Главному железнодорожному вокзалу присвоена 1 категория по транспортной безопасности, 16.07.2012 указанным компетентным органом утвержден результаты оценки уязвимости данного объекта, 25.09.2013 утвержден план обеспечения его транспортной безопасности.
В силу ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) и обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Согласно требованиям ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16 ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) целями обеспечении транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Из содержания п.10 ст.1 Закона №16-ФЗ следует, что под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) возложено на субъекта транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона № 16-ФЗ являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной безопасности и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов группы, из числа сотрудников под разделений транспортной безопасности.
Аналогичный требования закреплены подп. 3 п. 5 постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, вступающие в силу с 1 июля 2017 г.
Принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами независимо от наличия или отсутствия реальной угрозы безопасности.
Согласно пп. 7.1, 7.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ «Подразделения транспортное безопасности» - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделение ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в облаете транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение п. 7.1 ст. 1 Закона № 16-ФЗ, п. 5.5 Приказа № 43, в соответствии с пп. 1.5.4, 3.7, 3.8, 3.9 плана обеспечения транспортной безопасности Главного железнодорожного вокзала и приложениями № 1,5 к нему, на Главном железнодорожном вокзале мероприятия по защите данного объекта от актов незаконного вмешательства уполномоченными лицам из числа работников подразделений транспортной безопасности, прошедших аттестацию, не осуществляются.
В качестве сил обеспечения транспортной безопасности объекта привлечено частное охранное предприятие - ООО «ЧОП «РЖД-Охрана», не аккредитованное в установленном порядке, в обязанности которой входит только охрана имущества вокзала.
Согласно положениям ст. 11 Закона Российской Федерации oт 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1) охранная деятельность частных организаций не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57 - ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений Закона № 2487-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», которым утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране.
В соответствии с п. 15 Перечня к объектам подлежащим государственной охране, отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2015 № 948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», согласно которым Перечень объектов, подлежащих государственной охране, заменен на Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, согласно п. 15 которого к таким объектам отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
В Федеральном законе от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" раскрыто понятие "государственная охрана" применительно к указанному Закону, как деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. Определяющим в указанном понятии "охрана" является обеспечение безопасности охраняемого объекта.
Согласно ст. 80 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.
В силу приведенных норм, ОАО "РЖД", а не иные органы и лица, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, в который входит объект транспортной инфраструктуры - вокзал, т.е. реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства, антитеррористической защищенности.
Конкретные требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, предусмотрены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 года N 43, которые применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Доводы представителя ответчика о том, что им необходимо более трех месяцев для устранения всех недостатков, не могут быть приняты во внимание суда, поскольку они являются голословными и вопреки ст. 56 ГПК РФ не подтверждающими факт утверждение планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций в установленном законом порядке в разумные сроки.
На основании изложенного суд считает, что понуждение ответчика к принятию мер по обеспечению государственной охраны, под которой необходимо понимать обеспечение транспортной безопасности самим субъектом транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации «О транспортной безопасности».
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции управления движением, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция управления движением, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, Привокзальная площадь, 1/2, обеспечить разработку и утверждение в установленном законом порядке планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Ростов-Товарный, Зоологический Сад, Ростов-Западный, Темерник, Горная, Кадамовка, Лесостепь, Михайло-Леонитьевская, Несветай, ФИО1, ФИО2, Юбилейная, Гниловская, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции управления движением в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 02.02.2018 года