дело №2-603/2019
(26RS0026-01-2019-001024-91)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 11 октября2019 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Апалькова А.В.,
при секретаре –Адамовой А.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Нефтекумского района Миранова Р.Р.,
представителя ответчика – администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края – ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края – ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Ставропольского краяк администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского краяо взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился с иском в суд в интересах Ставропольского края к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края и просит взыскать с администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края в доход бюджета Ставропольского края денежные средства в сумме 582 350 рублей в счет возмещения использованных не по целевому назначениюбюджетныхсредств Ставропольского края, предоставленных в рамках заключенного соглашения № 07725000-1-2018-004 между министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае, мотивируя следующим.
Прокуратурой Нефтекумского района Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства при использовании средств бюджета Ставропольского края, выделенных местным бюджетам на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды, а также на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) на объекте: администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 28.02.2019.
Установлено, что 19.06.2018 между министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае №.
Предметом данного соглашения являлось предоставление из бюджета Ставропольского края в 2018-2020 года бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края субсидии на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Объем субсидий на формирование современной городской среды, предусмотренных программой и фактически предоставленных Миндором Ставропольского края в 2018 году из краевого бюджета местному бюджету составил 12 705 720 рублей.
Распределение субсидии в 2018 году из краевого бюджета, выделенных бюджету Нефтекумскому городскому округу на мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий утверждено постановлением Правительства Ставропольского края № 227-п от 07.06.2018 «О распределении субсидии в 2018-2019 года из бюджета Ставропольского края, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае, в рамках реализации подпрограммы «Современная городская среда» государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды», в соответствии с которым субсидия выделена бюджету Нефтекумского городского округа в сумме 12 070 434 рубля. Лимиты бюджетных обязательств на 2018 год на мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий доведены до администрации Нефтекумского городского округа.
Во исполнение условий соглашения и постановления правительства Ставропольского края, решением думы Нефтекумского городского округа от 05.06.2018 внесены изменения в решение думы Нефтекумского городского округа от 26.12.2017 № 78 «О бюджете Нефтекумского городского округа Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которому в доходы местного бюджета включены субсидии бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в сумме 12 070,43 тыс. рублей (коды бюджетной классификации 000 2 02 25555 00 0000 151 и 000 2 02 25555 04 0000 151).
В соответствии с п. 4.3.11.2 соглашения № 07725000-1-2018-004 о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края муниципалитет (администрация Нефтекумского городского округа) обязался осуществить расходование средств предоставленной субсидии на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, а также обеспечить эффективное использование субсидии (п. 4.3.11.6).
Пунктом 5.3 Соглашения установлено, что субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели. Муниципалитет несет ответственность за целевой характер использования бюджетных средств, полученных в соответствии с условиями Соглашения, за своевременность и достоверность предоставляемых сведений, документов, отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Установлено, что в рамках исполнения соглашения № 07725000-1-2018-004 от 19.06.2018, управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа 22.08.2018 по итогам аукционав электронной форме заключило с ООО <данные изъяты> муниципальный контракт №, реестровый номер№ на выполнение работ по благоустройству общественного места – городского парка г. Нефтекумска для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее - муниципальный контракт), цена контракта 12 705,7 тыс. рублей, на условиях, предусмотренных извещением и документацией об электронном аукционе.
В силу п. 3.1 муниципального контракта оплата должна быть произведена в сумме 12 070 434,00 руб. за счет средств бюджета Ставропольского края, в сумме 635 286,00 руб. – за счет бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края (уровень софинансирования со стороны краевого бюджета – 95 %).
Согласно п. 3.2 муниципального контракта, оплата осуществляется за счет средств субсидии из бюджета Ставропольского края в 2018-2020 годах на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Современная городская среда» государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением правительства Ставропольского краяот 23.08.2017 № 332-п, атакже за счет средств бюджета Нефтекумского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Благоустройство и санитарная очистка населенных пунктов» муниципальной программы Нефтекумского городского округа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и улучшение жилищных условий», утвержденной постановлением администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 28.12.2017 № 12.
Проведенной прокурорской проверкой фактически выполненных работ и актов о приемке выполненных работ установлены факты завышения стоимости выполненных работ на общую сумму 613,012 тыс. рублей по благоустройству общественного места – городского парка г. Нефтекумска.
В частности, в результате нарушений при расчёте стоимости подготовительных работ по благоустройству городского парка установлено завышение стоимости на 32790 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 367731 тыс. рублей.
Так, изучением позиции 17 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 установлено, что при определении стоимости погрузочных работ строительного мусора необоснованно применена расценка ТССЦпг-01-01-01-045 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей (с использованием погрузчика)» с ценой погрузки 1 тонны – 15,58 рублей (в базисных ценах 2001 года), поскольку в данном случае при определении стоимости работ по погрузке строительного мусора надлежало применить расценку ТССЦпг-01-01-01-043 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3» с ценой погрузки 1 тонны – 3,78 рублей (в базисных ценах 2001 года), что более чем в 4 раза дешевле, чем примененная при составлении настоящего локального сметного расчета расценка.
При применении надлежащей расценки стоимость работ по погрузке строительного мусора составила бы в базисных ценах 644 рубля.
Неверное применение расценки ТССЦпг-01-01-01-045 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей(с использованием погрузчика)» в 17-й позиции акта по форме КС-2 от 10.12.2018, привело к неверному определению стоимости за выполнение работ по перевозке грузов автомобилями-самосвалами, грузоподъемностью 10 тонн, работающих вне карьера, на расстояние: до 83 км. 1 класс груза, указанной и в позиции 18 локального сметного расчета.
При применении надлежащей расценки стоимость погрузочных работ составила бы 5954 рубля в базисных ценах.
Таким образом, при проведении расчета стоимости подготовительных работ по благоустройству городского парка сумма завышения составила 367731 рубль.
Изложенное свидетельствует о том, что расчет стоимости подготовительных работ по благоустройству парка не соответствует целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
В результате допущенных нарушений при расчете стоимости работ по устройству покрытия пешеходной зоны городского парка установлено завышение стоимости на 4688 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 29838 тыс. рублей.
При расчете позиции 80.1 локального сметного расчета необоснованно не применен понижающий коэффициент к количеству бетонной смеси (0,86) и раствора цементного (0,33) в расценке ТЕР 27-02-010-02, при установке аллейных бортовых камней марки БР 100.20.8, в соответствии с пунктом 3.8 приложения 27.3 технической части сборника № 27.
Таким образом, при проведении расчета стоимости работ по устройству покрытия пешеходной зоны городского парка сумма завышения составила 29838 рублей (с учетом 4072 рубля недоплаты, образовавшейся при необоснованном применении понижающих коэффициентов к расходу бетона и раствора при установке БР 100.30.15).
Изложенное свидетельствует о том, что расчет стоимости работ по устройству покрытия пешеходной зоны парка не соответствует целям осуществления закупки, что в соответствии с кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
В результате допущенных нарушений при производстве расчета стоимости работ по устройству покрытия на детских площадках установлено завышение стоимости на 1870 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 16109,36 тыс. рублей.
В соответствии с позицией 92 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторамис ковшом вместимостью: 0,4 (0,35-0,45) м3, группа грунтов 2. ТЕР01.01-014092», стоимость выполненных работ составила 372 рубля в базисных ценах, при учете объема выполненных работ – 0,0592 от 1000 м3 и стоимости - 6283,05 рублей за 1000 м3.
Однако проведенной проверкой выполненных работ установлено, что стоимость данных работ составила 302 рубля в базисных ценах, поскольку объем фактически выполненных работ составил 0,048 от 1000 м3.
В соответствии с позицией 93 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня. ТЕР27-04-001-04», стоимость выполненных работ составила 1135 рублей, при учете объема выполненных работ – 0,296 от 100 м3 и стоимости – 3832,99за 100 м3.
Однако проведенной проверкой выполненных работ установлено,что стоимость выполненных работ составила 920 рублей в базисных, поскольку фактически выполненный объем работ составил 0,24 от 100 м3.
В соответствии с позицией 94 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Щебень из природного камня марка 1400, фракция 5 (3)-10 мм. Калькуляция» стоимость выполненных работ составила 8374 рублей в базисных ценах, при учете объема выполненных работ – 37,296 м3 и стоимости 224,52 рубля за м3.
Однако проверкой выполненных работ установлено, что объем работ фактически составил 30,24 м3, в связи с чем, стоимость выполненных работ составляет 6789 рублей.
Таким образом, при проведении расчета стоимости работ по устройству покрытия детских площадок городского парка сумма завышения составила 16109,36 рублей.
Изложенное свидетельствует о том, что расчет стоимости работ по устройству покрытия детских площадках не соответствует целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
В результате допущенных нарушений при производстве работ и расчета стоимости работ по устройству площадки для автостоянки установлено завышение стоимости работ на 1519 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 10988 рублей.
В соответствии с позицией 107 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Камни бортовые БР 100.30.18/бетон В30 (М400). ТССЦ-403-8735», при установке бортовых камней, стоимость выполненных работ составила 8721 рубль в базисных ценах.
Однако проверкой фактически выполненных работ установлено, что вместопредусмотренным локальным сметным расчетом камней бортовых БР 100.30.18/бетон В30 (М400). ТССЦ-403-8735, подрядчиком установлены камни бортовые БР 100.30.15/бетон В30 (М400), объем 0,043 м3 (ГОСТ 6665-91). ТССЦ-403-8021 стоимостью 7202 рублей в базисных ценах.
Таким образом, при выполнении работ по устройству площадки для автостоянки сумма завышения составила 10988 рублей.
Изложенное свидетельствует о том, что выполненные работы по устройству детских площадок не соответствуют целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
В результате допущенных нарушений при выполнении работ по устройству малых архитектурных форм установлено завышение стоимости на 7166 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 51834 рублей.
В ходе проведенного осмотра результатов выполненных работ установлено, что в акт о приемке выполненных работ № 1 (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 1 включена установка четырех каруселей с ограждением из труб «ТСС-116-0039» (позиция в локально-сметном расчете № 120), тогда как фактически установлено лишь две указанных карусели.
Таким образом, при выполнении работ по устройству малых архитектурных форм сумма завышения составила 51834 рубля.
Изложенное свидетельствует о том, что выполненные работы по устройству малых архитектурных форм не соответствуют целям осуществления закупки, что в соответствии с классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
В результате допущенных нарушений при выполнении работ по озеленению (формовочной обрезке) установлено завышение стоимости работ на 3806 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 64015 рублей.
Установлено, что вместо указанных в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 1 формовочной обрезки 10 деревьев высотой более 5 м. (позиция локальной сметы № 155) и 10 деревьев, высотой до 5 м. (позиция локальной сметы № 156), фактически была выполнена формовочная обрезка 5 деревьев, высотой более 5 м. и 1 дерева, высотой до 5 м.
Таким образом, при выполнении работ по озеленению, сумма завышения составила 64015 рублей.
Изложенное свидетельствует о том, что выполненные работы при проведении озеленения не соответствуют целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
В ходе проверки выявлены факты оплаты непредвиденных расходов в завышенном размере.
Так, в соответствии с пунктом 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее - МДС 81-35.2004), при расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. Объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
На непредвиденные работы и затраты УГХ и ООО «КИЦ» составлен отдельный локальный сметный расчет № 1-1 «доп» на сумму 115,8 тыс. рублей. Указанные работы и затраты были включены в акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 3 на сумму 115,8 тыс. рублей и в справку о стоимости выполненных работ формы № КС-3 и оплачены заказчиком подрядчику.
Однако кроме этого, в акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 03.10.2018 № 1 были дополнительно включены непредвиденные затраты в размере 1,5% на сумму 144,6 тыс. рублей без расшифровки фактически выполненных работ. Указанная сумма была оплачена заказчиком (УГХ) подрядчику (ООО «КИЦ»).
В нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 4.33 МДС 81-35.2004 объемы фактически выполненных непредвиденных (дополнительных) работ на сумму 144,6 тыс. рублей не зафиксированы в обосновывающих расчеты документах (локальные сметные расчеты) и оплачены УГХ подрядчику ООО «<данные изъяты>» без подтверждения факта хозяйственной жизни (без подтверждения непредвиденных расходов актами формы № КС-2).
Сводным сметным расчетом на благоустройство общественного места – городского парка г. Нефтекумска предусмотрен резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 1,5% в сумме 188,0 тыс. рублей.
Фактически УГХ оплачено ООО «КИЦ» за непредвиденные работы и затраты всего в сумме 260,4 тыс. рублей (акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 03.10.2018 № 1 - в размере 1,5% на сумму 144,6 тыс. рублей без расшифровки фактически выполненных работ и акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 3 на сумму 115,8 тыс. рублей).
Таким образом, сумма завышения (не предусмотренная сводным сметным расчетом) за непредвиденные работы и затраты, оплаченная УГХ подрядчику ООО «КИЦ», составила 72400 рублей (260,4 – 188,0 = 72,4 тыс. рублей).
Изложенное свидетельствует о том, что оплата непредвиденных расходов в завышенном размере за счет бюджетных средств, без подтверждения первичными учетными документами и не в соответствии с целями осуществления закупки в соответствии с кодом 02.03.03.01.03.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Общая сумма завышения стоимости выполненных и оплаченных работ по благоустройству общественного места – городского парка г. Нефтекумска составила 613012 рублей.
03.10.2018 и 10.12.2018 начальником управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ч.В. утверждены справка о стоимости выполненных работ и затрат № № 1, 2 (форма КС-3) на сумму 9 788 494 рублей и 2 917 226 рублей соответственно, а всего на общую сумму 12 705 720 рублей.
С целью производства оплаты выполненных работ начальником управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ч.В. 23.10.2018 утверждена заявка на кассовый расход № 565 на сумму 9 299 069,30 рублей, 23.10.2018 заявка № 566 на сумму 489 424,70 рублей, 21.12.2018 заявка № 754 на сумму 2 396 776,00 рублей, 21.12.2018 заявка № 755 на сумму 404 648, 00 рублей, 21.12.2018 заявка № 756 на сумму 115 802,00 рублей.
Платежными поручениями № 46418 от 24.10.2018, № 46419 от 24.10.2018, № 104429 от 25.12.2018, № 104430 от 25.12.2018, № 10443 от 25.12.2018 на расчетный счет подрядчика ООО «<данные изъяты>» управлением городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа перечислены денежные средства на общую сумму 12 705 720 рублей.
Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем возмещения убытков.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ввиду отсутствия понятия ущерба в Бюджетном кодексе РФ, наличие ущерба публично-правовому образованию должно определяться по критериям, аналогичным указанным в части 2 статьи 15 ГК РФ.
Такой ущерб возмещается в соответствии с общими положениями, предусмотренными п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Одним из основных принципов Бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации
Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются бюджетные меры принуждения, в том числе бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Проведенной проверкой установлено, что в результате необеспечения со стороны ответчика контроля за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета администрацией Нефтекумского городского округа в нарушение условий Соглашения № от 19.06.2018 допущено нецелевое использование бюджетных средств в размере 613012 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика, как с получателя бюджетных средств.
Факт нецелевого использования ответчиком денежных средств подтверждается решением <данные изъяты> суда от 05.07.2019 о привлечении начальника Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского районного суда Ч.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решение суда вступило в законную силу.
Использование денежных средств при исполнении муниципального контракта №, ценой 12 705 700 рублей, осуществлялось в рамках софинансирования, из них 12 070 434,00 руб. за счет средств бюджета Ставропольского края, 635 286,00 руб. – за счет бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края, что свидетельствует о соотношении краевых средств к муниципальным в уровне 95 %.
Таким образом, взысканию в бюджет Ставропольского края подлежит сумма равная 95 % от суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств (613012 рублей), то есть 582350 рублей (пятьсот восемьдесят две тысячи триста пятьдесят рублей).
В судебном заседании представитель истца Миранов Р.Р. поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме, суду пояснил, что в ходе прокурорской проверки выявлены факты завышения стоимости работ, а именно нарушения при расчете стоимости работ по благоустройству городского парка, покрытию пешеходной зоны городского парка и детских площадок, устройству малых архитектурных форм и площадки для автостоянки. Кроме того, выявлены факты оплаты непредвиденных расходов в завышенном размере. В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Кроме того, указанные нарушения в соответствии с кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным Казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО1 с исковыми требования прокурора Нефтекумского района не согласилась, просила отказать в их удовлетворениив полном объеме, суду пояснила, что считает, что администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку в процессе составления искового заявления нигде не фигурирует администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края, везде указывается Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края как заказчик, и непосредственно начальник Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края. Главным распорядителем бюджетных средств является Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, а местный бюджет утверждается и принимается Думой Нефтекумского городского округа. В рамках Соглашения исполнителем является Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края.Лимиты были доведены до администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края. В данном случае нецелевое использование бюджетных средств отсутствует, так как денежные средства были направлены на строительство общественного места городского парка непосредственно, на другие цели они не использовались.
В судебном заседании представитель ответчика – Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО2 с исковыми требования прокурора Нефтекумского района не согласилась, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, суду пояснила, что 19.06.2018 года было заключено соглашение между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ по формированию современной городской среды в Ставропольском крае. Во исполнение этого соглашения у нас был внесен в план график и заключен контракт с ООО «Киц» на выполнение работ по благоустройству общественного места, согласно которому сумма закупки, указанная в контракте, указана на основании проектно-сметной документации, изготовленной ООО АБЗ. Данная документация прошла государственную экспертизу независимой организации «Автономное учреждение Ставропольского края» о правильности применения сметных нормативов. В связи с чем, считает, что необоснован довод о завышении стоимости выполненных работ при производстве проектно-сметного расчета. У Управления не имелось оснований сомневаться в достоверности сметы. Также Управлением был заключен муниципальный контракт 23.08.2018г. №19Г по осуществлению строительного контроля по этому объекту – благоустройство общественного места городского парка. Все акты о приемке – передач были подписаны также строительным контролем. В ходе проведения контрольных мероприятий были установлены факты завышения стоимости выполненных работ. Управлением было направлено письмо в ООО «<данные изъяты>» о добровольном возврате денежных средств, платежный документ Управлением был предоставлен в судебное заседание. На основании изложенного считает, что факт нецелевого использования не установлен, так как Управление все действия совершали в рамках проектно-сметной документации, которая прошла экспертизу.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, будучи извещенным надлежащим образом, не явился,причин уважительности неявки суду не представил, представил суду письменные пояснения по делу, согласно которым, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21.03.2017г. № 9023-АЧ/04, установлено, что учитывая федеральный характер приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», важность его качественной реализации, а также в целях обеспечения эффективного расходования средств субсидии и недопущения некорректного формирования расходов на мероприятия по благоустройства, по мнению Минстроя России, целесообразно рассмотреть вопрос об установлении требования о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости при реализации мероприятий по благоустройству для случаев отсутствия законодательно установленной обязательности ее проведения, на уровне субъекта Российской Федерации.В силу п.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 06 февраля 2017г. №64 «О межведомственной комиссии по формированию современной городской среды в Ставропольском крае» (далее – межведомственная комиссия), межведомственная комиссия является межведомственным координационным органом, образованным для обеспечения согласованного и эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций и общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, в целях решения вопросов формирования современной городской среды в Ставропольском крае. В соответствии с п. 2.2 протокола межведомственной комиссии от 26.02.2018г. №11, органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с численностью населения свыше 20 тыс. человек, в том числе администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, рекомендовано с учетом рекомендаций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.03.2017г. № 9023-АЧ/04, в целях целевого и эффективного использования бюджетных средств, провести определение достоверности сметной стоимости работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018 году, в уполномоченной на ее проведение организации. В целях исполнения данной рекомендации межведомственной комиссии, администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края от автономного учреждения Ставропольского края «Государственная экспертиза в сфере строительства» получено заключение №666НР/1-18 о правильности применения сметных нормативов, индексов и методологии выполнениясметной документации на объект «Благоустройство общественного места - городского парка г.Нефтекумска Нефтекумского городского округа Ставропольского края». В соответствии с п.3 данного заключения сметная документация выполнена методологически правильно, входящие в ее состав показатели соответствуют сметным нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов. Оплата выполненных работ производилась на основании актов выполненных работ по форме КС-2, принятых уполномоченными лицами. Основания для отказа в перечислении средств у министерства отсутствовали.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу п. 1 ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как установлено в судебном заседании, между министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае № 07725000-1-2018-004 от 19.06.2018 года, предметом которого является предоставление из бюджета Ставропольского края в 2018-2020 года бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края субсидии на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Нефтекумского городского округа на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 12 705 720 рублей.
Постановлением Правительства Ставропольского края №227-п от 07.06.2018 года утверждено распределение субсидии в 2018-2019 года из бюджета Ставропольского края, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае, в рамках реализации подпрограммы «Современная городская среда» государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды», в соответствии скоторым бюджету Нефтекумского городского округа выделена субсидия в сумме 12 070 434 рубля.
Лимиты бюджетных обязательств на 2018 год на мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий доведены до администрации Нефтекумского городского округа.
Во исполнение условий соглашения и постановления правительства Ставропольского края, решением Думы Нефтекумского городского округа №203 от 05.06.2018 года внесены изменения в решение Думы Нефтекумского городского округа от 26.12.2017 № 78 «О бюджете Нефтекумского городского округа Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которым в доходы местного бюджета включены субсидии бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в сумме 12 070,43 тыс. рублей (коды бюджетной классификации 000 2 02 25555 00 0000 151 и 000 2 02 25555 04 0000 151).
В соответствии с п. 4.3.11.2 соглашения № 07725000-1-2018-004 о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края муниципалитет (администрация Нефтекумского городского округа) обязался осуществить расходование средств предоставленной субсидии на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, а также обеспечить эффективное использование субсидии (п. 4.3.11.6).
В соответствии с п. 5.3 соглашения, субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели. Муниципалитет несет ответственность за целевой характер использования бюджетных средств, полученных в соответствии с условиями Соглашения, за своевременность и достоверность предоставляемых сведений, документов, отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
В рамках исполнения соглашения № от 19.06.2018 года, управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа ДД.ММ.ГГГГ по итогам аукциона в электронной форме заключило с ООО <данные изъяты> муниципальный контракт №, реестровый номер № на выполнение работ по благоустройству общественного места - городского парка г.Нефтекумска для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа Ставропольского края, цена контракта 12 705,7 тыс. рублей, на условиях, предусмотренных извещением и документацией об электронном аукционе.
Согласно п.3.1 муниципального контракта оплата должна быть произведена в сумме 12 070 434,00 рублей за счет средств бюджета Ставропольского края, в сумме 635 286,00 рублей за счет бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края.
Согласно п. 3.2 муниципального контракта, оплата осуществляется за счет средств субсидии из бюджета Ставропольского края в 2018-2020 годах на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского грая, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Современная городская среда» государственной программы <адрес> «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 23.08.2017 № 332-п, а также за счет средств бюджета Нефтекумского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Благоустройство и санитарная очистка населенных пунктов» муниципальной программы Нефтекумского городского округа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и улучшение жилищных условий», утвержденной постановлением администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 28.12.2017 года №12.
Проведенной проверкой фактически выполненных работ и актов о приемке выполненных работ, установлены факты завышения стоимости выполненных работ на общую сумму 613 000 рублей по благоустройству общественного места - городского парка г. Нефтекумска.
При проведении подготовительных работ по благоустройству городского парка установлено следующее.
Изучением позиции 17 актом по форме КС-2 от 10.12.2018 года установлено, что при определении стоимости погрузочных работ строительного мусора необоснованно применена расценка ТССЦпг-01-01-01-045 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей (с использованием погрузчика)» с ценой погрузки 1 тонны - 15,58 рублей (в базисных ценах 2001 года), поскольку в данном случае при определении стоимости работ по погрузке строительного мусора надлежало применить расценку ТССЦпг-01-01-01-043 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3» с ценой погрузки 1 тонны - 3,78 рублей в базисных ценах 2001 года), что более чем в 4 раза дешевле, чем примененная при составлении настоящего локального сметного расчета расценка.
При применении надлежащей расценки стоимость работ по погрузке строительного мусора составила бы в базисных ценах 644 рубля.
При этом, неверное применение расценки ТССЦпг-01-01-01-045 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей (с использованием погрузчика)» в 17-й позиции акта по форме КС-2 от 10.12.2018, привело к неверному определению стоимости за выполнение работ по перевозке грузов автомобилями-самосвалами, грузоподъемностью 10 тонн, работающих вне карьера, на расстояние: до 83 км. 1 класс груза, указанной и в позиции 18 локального сметного расчета.
Между тем, при применении надлежащей расценки стоимость погрузочных работ должна была составить 5954 рубля в базисных ценах.
Изучением позиций № 17 «ТССЦпг-01-01-01-045 Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей (с использованием погрузчика) (разобранные конструкции)» и № 18 «ТССЦпг-03-21-01-083 Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т., работающих вне карьера, на расстояние: до 83 км I класс груза (на полигон ООО «Комбинат благоустройства»» г. Буденновск) (1 т груза)» установлено, что погрузка полученного от разборки бетонных и железобетонных конструкций, тротуаров, дорожек строительного мусора в автомобили и его вывоз на общую сумму 440 600 рублей.
При определении начальной (максимальной цены муниципального контракта от 22.08.2018г. № 02 при расчете стоимости погрузочных работ и работ по перевозке строительного мусора, полученного от разборки 673 м. бортовых камней на бетонном основании, сечением 150 х 300 мм., в результате завышения объема одного бортового камня в 10 раз был завышен объем вывозимого строительного мусора на 608,93 тонн и завышена стоимость вышеуказанных работ.
Согласно ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые», объем одного бортового камня длиной 100 см., высотой 30 см. и шириной 15см. составляет 0,043 куб. м..
Судом установлено, что при составлении акта по форме КС-2 от 10.12.2018 при определении объема вывозимого строительного мусора объем одного такого бортового камня неверно принят в размере 0,42 куб.м, что в 10 раз больше фактического его объема.
Кроме того, в локальном сметном расчете при определении стоимости погрузочных работ применена расценка ТССЦпг-01-01-01-045 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей (с использованием погрузчика)» с ценой погрузки 1 тонны – 15,58 рублей.
Однако, при определении стоимости работ по погрузке строительного мусора следовало применить расценку ТССЦпг-01-01-01-043 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3» с ценой погрузки 1 тонны – 3,78 рублей, что более чем в 4 раза дешевле, чем примененная при составлении локального сметного расчета расценка.
Таким образом, при проведении подготовительных работ по благоустройству городского парка сумма завышения составила 367731 рубль.
Также, установлен факт завышения стоимости при выполнении работ по устройству покрытия пешеходной зоны парка (позиция 80.1 локального сметного расчета) на сумму 29838 рублей (4688 рублей в базисных ценах), выразившегося в неприменении понижающих коэффициентов к количеству бетонной смеси и раствора цементного.
При выполнении работ по устройству детских площадок установлено следующее.
В соответствии с позицией 92 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,4 (0,35-0,45) м3, группа грунтов 2. ТЕР01.01-014092», стоимость выполненных работ составила 372 рубля в базисных ценах, при учете объема выполненных работ - 0,0592 от 1000 м3 и стоимости - 6283,05 рублей за 1000 м3.
Однако проведенной проверкой выполненных работ установлено, что стоимость данных работ составила 302 рубля в базисных ценах, поскольку объем фактически выполненных работ составил 0,048 от 1000 м3.
В соответствии с позицией 93 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня. ТЕР27-04-001- 4», стоимость выполненных работ составила 1135 рублей, при учете объема выполненных работ - 0,296 от 100 м3 и стоимости - 3832,99 за 100 м3.
Однако проведенной проверкой выполненных работ установлено, что стоимость выполненных работ составила 920 рублей в базисных ценах, поскольку фактически выполненный объем работ составил 0,24 от 100 м3.
В соответствии с позицией 94 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Щебень из природного камня марка 1400, фракция 5 (3)-10 мм. Калькуляция» стоимость выполненных работ составила 8374 рублей в базисных ценах, при учете объема выполненных работ - 37,296 м3 и стоимости 224,52 рубля за м3.
Однако проверкой выполненных работ установлено, что объем работ фактически составил 30,24 м3, в связи с чем, стоимость выполненных работ составляет 6789 рублей.
Таким образом, при выполнении работ по устройству покрытия детских площадок сумма завышения составила 16109 рублей (1870 рублей в базисных ценах).
В части нарушений, допущенных при выполнении работ по устройству площадки для автостоянки, установлено следующее.
В соответствии с позицией 107 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Камни бортовые БР 100.30.18/бетон В30 (М400). ТССЦ-403-8735», при установке бортовых камней, стоимость выполненных работ составила 8721 рубль в базисных ценах.
Однако проверкой фактически выполненных работ установлено, что вместопредусмотренных локальным сметным расчетом камней бортовых БР 100.30.18/бетон В30 (М400). ТССЦ-403-8735, подрядчиком установлены камни бортовые БР 100.30.15/бетон В30 (М400), объем 0,043 м3 (ГОСТ 6665-91). ТССЦ- - 5-8021 стоимостью 7202 рублей в базисных ценах.
Таким образом, при выполнении работ по устройству площадки для автостоянки сумма завышения составила 10988 рублей (1519 рублей в базисных ценах).
В части нарушений, допущенных при выполнении работ по устройству малых архитектурных форм, установлено следующее.
В ходе проведенного осмотра результатов выполненных работ установлено, что в акт о приемке выполненных работ № 1 (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 1 включена установка четырех каруселей с ограждением из труб «ТСС-116-0039» позиция в локально-сметном расчете № 120), тогда как фактически установлено лишь две указанных карусели. Завышение стоимости фактически выполненных работ составило 51,8 тыс. рублей (7166 рублей в базисных ценах).
В части нарушений при проведении формовочной обрезки деревьев установлено следующее.
Осмотром установлено, что вместо указанных в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 1 формовочной обрезки 10 деревьев высотой более 5 м. (позиция локальной сметы № 155) и 10 деревьев, высотой до 5 м. (позиция локальной сметы № 156), фактически была выполнена формовочная обрезка 5 деревьев, высотой более 5 м. и 1 дерева, высотой до 5 м. Завышение стоимости фактически выполненных работ составило 64 015 рублей (3806 рублей).
Также, выявлены факты оплаты непредвиденных расходов в завышенном размере.
В соответствии с пунктом 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее - МДС 81-35.2004), при расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. Объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
На непредвиденные работы и затраты Управления городского хозяйства и ООО «КИЦ» составлен отдельный локальный сметный расчет № 1-1 «доп» на сумму 115,8 тыс. рублей. Указанные работы и затраты были включены в акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 3 на сумму 115,8 тыс. рублей и в справку о стоимости выполненных работ формы № КС-3 и оплачены заказчиком подрядчику.
Однако кроме этого, в акт о приемке выполненных работ № 1 (форма № КС-2) от 03.10.2018 были дополнительно включены непредвиденные затраты в размере 1,5% на сумму 144,6 тыс. рублей без расшифровки фактически выполненных работ. Указанная сумма была оплачена заказчиком (УГХ) подрядчику (ООО КИЦ»).
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 4.33 МДС 81-35.2004 объемы фактически выполненных непредвиденных (дополнительных) работ на сумму 144,6 тыс. рублей не зафиксированы в обосновывающих расчеты документах (локальные сметные расчеты) и оплачены УГХ подрядчику ООО «КИЦ» без подтверждения факта хозяйственной жизни (без подтверждения непредвиденных расходов актами формы № КС-2).
Кроме того, сводным сметным расчетом на благоустройство общественного места - городского парка г. Нефтекумска предусмотрен резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 1,5% в сумме 188,0 тыс. рублей.
Фактически Управлением городского хозяйства оплачено ООО «КИЦ» за непредвиденные работы и затраты всего в сумме 260,4 тыс. рублей (акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 03.10.2018 № 1 - в размере 1,5% на сумму 144,6 тыс. рублей без расшифровки фактически выполненных работ и акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 3 на сумму 115,8 тыс. рублей).
Таким образом, сумма завышения (не предусмотренная сводным сметным расчетом) за непредвиденные работы и затраты, оплаченная УГХ подрядчику ООО «КИЦ», составила 72,4 тыс. рублей (260,4 - 188,0).
Выявленные нарушения свидетельствует о том, что выполнение подготовительных работ по благоустройству парка, работ по устройству покрытия пешеходной зоны парка, детских площадок, площадки для автостоянки, малых архитектурных форм, по формовочной обрезки деревьев, оплата непредвиденных расходов в завышенном размере за счет бюджетных средств, без подтверждения первичными учетными документами не соответствует целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.
Общая сумма завышения стоимости выполненных и оплаченных работ по благоустройству общественного места - городского парка г. Нефтекумска составила 613,0 тыс. рублей.
03.01.2018 и 10.12.2018 начальником управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ч.В.. утверждены справка о стоимости выполненных работ и затрат № и № (форма КС-3) на сумму 9 788 494 рублей и 2 917 226 рублей соответственно, а всего на общую сумму 12 705 720 рублей.
С целью производства оплаты выполненных работ начальником управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ч.В.ДД.ММ.ГГГГ утверждена заявка на кассовый расход № на сумму 9 299 069,30 рублей, ДД.ММ.ГГГГ утверждена заявка № на сумму 489 424,70 рублей, ДД.ММ.ГГГГ утверждена заявка № на сумму 2 396 776,00 рублей, ДД.ММ.ГГГГ утверждена заявка № на сумму 404 648, 00 рублей, ДД.ММ.ГГГГ утверждена заявка № на сумму 115 802,00 рубля.
Платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет подрядчика ООО «КИЦ» управлением городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа перечислены денежные средства на общую сумму 12 705 720 рублей.
Факт нецелевого использования ответчиком денежных средств в вышеуказанном размере подтверждается также постановлением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица заместителя главы - начальника управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Ч.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и о назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем возмещения убытков.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ввиду отсутствия понятия ущерба в Бюджетном кодексе РФ, наличие ущерба публично-правовому образованию должно определяться по критериям, аналогичным указанным в части 2 статьи 15 ГК РФ.
Такой ущерб возмещается в соответствии с общими положениями, предусмотренными п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Одним из основных принципов Бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со ст.78.2 в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Согласно ст.38 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной система Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст.306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При этом, указанная норма дает понятие за нецелевое использование бюджетных средств безотносительно к субъектному составу.
Доводы представителей ответчиков о том, что администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края является ненадлежащим ответчиком, а также о том, что бюджетные средства были направлены на целевое использование, и завышение стоимости выполненных работ не является нецелевым использованием бюджетных средств, суд признает необоснованными, поскольку соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края было заключено с администрацией городского округа Ставропольского края, лимиты бюджетных обязательств на 2018 год на мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий доведены до администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края. Согласно указанному соглашению администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края взяла на себя обязательство за целевое использование бюджетных средств, обязалось обеспечить эффективное использование субсидии.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.306.2 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются следующие бюджетные меры принуждения: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Использование денежных средств при исполнении муниципального контракта №, ценой 12 705 700 рублей, осуществлялось в рамках софинансирования, из них 12 070 434,00 руб. за счет средств бюджета Ставропольского края, 635 286,00 руб. – за счет бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края, что свидетельствует о соотношении краевых средств к муниципальным в уровне 95 %.
Таким образом, взысканию в бюджет Ставропольского края подлежит сумма равная 95 % от суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств (613012 рублей), то есть 582350 рублей (пятьсот восемьдесят две тысячи триста пятьдесят рублей).
На основании вышеизложенного, в ходе судебного заседания установлено, что в результате не обеспечения со стороны администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края контроля за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета ответчиком в нарушение условий Соглашения № от 19.06.2018 допущено нецелевое использование бюджетных средств в размере 582 350 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика как с получателя бюджетных средств.
Доводы представителя ответчика администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО1 о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Министерство финансов Ставропольского края суд признает необоснованными, поскольку рассматриваемые спорные правоотношения интересы Министерства финансов Ставропольского края не затрагивают.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Данные положения закона подлежат толкованию во взаимосвязи с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, согласно которой в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Следовательно, ответчики, если они относятся к кругу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, освобождаются от ее уплаты в том числе и в порядке возмещения государству пошлины, от уплаты которой был освобожден истец при обращении в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края в доход бюджета Ставропольского края денежные средства в сумме 582 350 (пятьсот восемьдесят две тысячи триста пятьдесят) рублей в счет возмещения использованных не по целевому назначению бюджетных средств Ставропольского края, предоставленных в рамках заключенного соглашения № между министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края опредоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае.
Мотивированное решение изготовлено 16.10.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Нефтекумского районного суда Апальков А.В.