Дело №2-603/2020
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации |
19 июня 2020 года город Новосибирск
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи | Коцарь Ю.А. | ||
при секретаре судебного заседания | ФИО1 | ||
с участием истца | ФИО2 | ||
представителя истца | ФИО3 | ||
представителей ответчиков | ФИО4 ФИО5 | ||
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Пенсионному фонду России, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное), Федеральному агентству по рыболовству, министерству сельского хозяйства России о признании решений незаконными, признании права на назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности оформить представление, назначить пенсию за выслугу лет, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчикам и с учетом уточнений требований (л.д. 123-124) просил:
- признать незаконными ответы Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№-ЯБ/У06 и от ДД.ММ.ГГГГ№-пг/У06, решение УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№, ответ Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №С-310/06-362;
- признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
- возложить на Федеральное агентство по рыболовству обязанность оформить представление к назначению пенсии за выслугу лет и вместе с заявлением и полным пакетом документов направить в Пенсионный фонд РФ;
- возложить обязанность на Пенсионный фонд РФ назначить пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ;
- взыскать с ответчиков солидарно судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей и по оплате почтовых расходов по отправлению ответчикам копии искового заявления в размере, указанном в почтовых квитанциях.
В обоснование требований истец указал, что замещал должности федеральной государственной гражданской службы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» - 5 лет и в Верхнеобском территориальном управлении Росрыболовства – 11 лет 1 месяц 4 дня, что в общей сложности на 2018 г. составило 16 лет 1 месяц 4 дня стажа федеральной государственной гражданской службы. При этом в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, он также замещал должность федерального государственного гражданского служащего.
ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с гражданской службы в связи с истечением срока действия служебного контракта, что установлено решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ На момент освобождения от должности он имел право на страховую пенсию по старости, которую получает с ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим полагает, что имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
В 2019 г. он обратился в Федеральное агентство по рыболовству с заявлением на имя председателя правления Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии за выслугу лет Федеральных государственных гражданских служащих, приложив полный пакет документов, который Федеральное агентство по рыболовству обязано было направить в Пенсионный фонд РФ для назначения пенсии за выслугу лет.
Однако, письмом Федерального агентства по рыболовству весь пакет документов был возвращен со ссылкой на недостаточность стажа федеральной государственной гражданской службы на 2019 г. для назначения пенсии за выслугу лет, который в 2019 г. составлял не менее 16 лет 6 месяцев.
С данным решением он не согласен, полагает, что, несмотря на то, что с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет он обратился в 2019 г., право на получение пенсии у него возникло в 2018 г. при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, поскольку решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приказ о его увольнении от ДД.ММ.ГГГГ был признан незаконным, формулировка увольнения была изменена на увольнение в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта. Решение суда было обжаловано и вступило в законную силу лишь ДД.ММ.ГГГГ В этой связи он был лишен возможности обратиться за назначением пенсии в 2018 г., а потому полагает, что пенсия за выслугу лет должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента установления пенсии по старости.
В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец ФИО2 и его представитель ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
Представитель ГУ - УПФ РФ в <адрес>ФИО4 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Представитель Пенсионного фонда РФ ФИО5 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Федеральное агентство по рыболовству, министерство сельского хозяйства России в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, ранее представили отзывы на иск, представителем министерства сельского хозяйства России заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Судом установлено, что ФИО2 замещал должность руководителя Верхнеобского территориального управления Росрыболовства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до этого в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность начальника ФГУ «Верхнеобьрыбвод», что следует из представленной в материалы дела копии трудовой книжки (л.д. 19-41).
На основании приказа Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-кр истец был освобожден от замещаемой должности руководителя Верхнеобского территориального управления Росрыболовства и уволен с федеральной государственной гражданской службы на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ «О государственной гражданской службы РФ» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ кр об увольнении ФИО2 Изменена дата увольнения ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ, формулировка основания увольнения на увольнение в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (п. 2 ч.1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») (л.д. 44-59).
Данное решение суда было обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение указанного решения суда министром сельского хозяйства РФ был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-кр, согласно которому ФИО2 освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с гражданской службы руководителя Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта – п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (л.д. 60).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился на имя председателя правления Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в котором просил назначить надбавку за выслугу лет к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7).
Письмом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№-ЯБ/У06 ФИО2 были возращены поданные им документы, при этом указано, что стаж федеральной государственной гражданской службы истца составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в Верхнеобском территориальном управлении Росрыболовства, то есть 11 лет 1 месяц 4 дня. В стаж государственной гражданкой службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть зачтены 5 лет работы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» в должности начальника управления. Однако, при включении в стаж указанного период работы стаж государственной гражданской службы составит 16 лет 01 месяц 04 дня, что недостаточно для обращения за назначением пенсии за выслугу лет, поскольку в 2019 г. требуемый стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет составляет не менее 16 лет 6 месяцев (л.д. 8-10).
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился на имя председателя правления Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет, в котором просил назначить пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, приложив к заявлению копию решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и указав на невозможность обращения с соответствующим заявлением в 2018 г. в связи с обжалованием своего увольнения в суд и последующим обжалованием вынесенного судом решения (л.д. 11-12).
Письмом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№-пг/У-06 истцу были возвращены поданные им документы по основаниям, аналогичным тем, которые были указаны в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
С ДД.ММ.ГГГГФИО6 является получателем страховой пенсии по старости, что следует из справки УПФ РФ в <адрес> (л.д. 42).
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие (пп. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Пенсия за выслугу лет является видом пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
Приложением 2 к Федеральному закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что при обращении за пенсией за выслугу лет в 2018 г. стаж государственной гражданской службы должен составлять не менее 16 лет, в 2019 г. – не менее 16 лет 6 месяцев).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Возвращая истцу документы о назначении пенсии по выслуге лет, Росрыболовство исходило из того, что у истца отсутствовал требуемый стаж государственной гражданской службы на момент обращения за назначением пенсии по выслуге лет.
Суд не может согласиться с данным отказом, при этом исходит из следующего.
Действительно, из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что пенсия за выслугу лет может быть назначена при одновременном соблюдении указанных в данной норме условий, а именно – федеральный государственный гражданский служащий должен быть уволен по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», иметь стаж государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, замещать должность федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Суд полагает, что при разрешении вопроса о том, имеет ли истец право на назначение пенсии за выслугу лет, следует исходить из того, что указанное право возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ, поскольку по состоянию на указанную дату истец достиг пенсионного возраста – 60 лет, в данную дату он был уволен с государственной гражданской службы на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», до этой даты он занимал должность государственной гражданской службы не менее 12 месяцев. По состоянию на указанную дату – ДД.ММ.ГГГГ истец имел стаж государственной гражданской службы 16 лет 01 месяц 04 дня, на что указало Росрыболовство в ответах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 16 лет, как это предусмотрено приложением 2 к Федеральному закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применительно к размеру стажа государственной гражданской службы на 2018 г. То обстоятельство, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в 2019 г. и по состоянию на 2019 г. требуемый стаж для назначения пенсии за выслугу лет составил 16 лет 6 месяцев в соответствии с приложением 2 к Федеральному закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», не свидетельствует о том, что право на пенсию за выслугу лет у истца возникло в 2019 г., то есть в год обращения.
Из положений ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что под стажем государственной гражданской службы понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.
Таким образом, стаж государственной гражданской службы рассчитывается на день увольнения федерального государственного гражданского служащего, а не на день обращения с заявлением о назначении пенсии, которое может быть подано истцом в любое время после дня возникновения права на получение пенсии.
На день увольнения – ДД.ММ.ГГГГ истец имел стаж государственной гражданской службы 16 лет 01 месяц 04 дня. Таким образом, в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» указанная продолжительность стажа учитывается при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии. Согласно приложению 2 к Федеральному закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в 2018 г. стаж государственной гражданской службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, составил 16 лет на 2018 <адрес> образом, право на пенсию за выслугу лет у истца возникло в ДД.ММ.ГГГГ.
При этом законодатель различает дату возникновения права на получение пенсии за выслугу лет и дату обращения за назначением пенсии за выслугу лет.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону) и являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Таким образом, то обстоятельство, что истец обратился в 2019 г. за назначением пенсии за выслугу лет, не свидетельствует о том, что право на данную пенсию у него возникло в 2019 г., а указывает лишь на реализацию истцом своего права на получение пенсии в 2019 г., а потому при разрешении вопроса о том, имеет ли истец право на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» необходимо исходить из того, какую продолжительность стажа государственной гражданской службы истец имел по состоянию на день увольнения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ Как указано выше, на дату увольнения с государственной гражданской службы истец имел требуемую продолжительность стажа государственной гражданской службы.
Доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о признании за ним права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Данное право возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, ответы Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№-ЯБ/У06 и от ДД.ММ.ГГГГ№-пг/У06 нельзя признать законными, поскольку в данных ответах Федеральное агентство по рыболовству возвратило истцу документы в связи с недостаточностью стажа государственной гражданской службы, неверно определив его по состоянию на 2019 г., а не на 2018 г., когда у истца возникло право на пенсию за выслугу лет.
Возражая относительно того, что право на пенсию за выслугу лет возникло у истца в 2018 г., ответчики в ходе рассмотрения дела также указали, что стаж истца составляет 11 лет 1 месяц 4 дня – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Период работы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» может быть включен в стаж работы истца, но только по решению министерства труда и социальной защиты РФ по согласованию с министерством финансов РФ.
Суд не принимает данные доводы ответчика, поскольку из ответов Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№-ЯБ/У06 и от ДД.ММ.ГГГГ№-пг/У06 не следует, что истцу было отказано в принятии документов по мотиву отсутствия стажа в виду невозможности включения в стаж периода работы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод». Напротив, в данных ответах ответчик указал, что данный период работы истца может быть включен в соответствии с п. 9 Порядка №н. То есть по основанию невозможности включения периода работы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» в стаж государственной гражданской службы истцу отказано не было.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 570 утвержден Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (далее – Порядок №).
В соответствии с п. 1 Порядка № включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Документ, подтверждающий стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о назначении указанной пенсии.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее – Перечень).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1648н утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 23469) (далее – Порядок №н).
В соответствии с п. 3 Порядка №н включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы в министерствах и ведомствах СССР после ДД.ММ.ГГГГ до увольнения работника, но не позднее дня завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств (п. 8 Порядка №н).
Согласно п. 9 Порядка №н в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее - иные периоды), на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - решение), согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - заявление о включении иных периодов).
Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
К представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности (должностям), представленной (представленным) для рассмотрения (трудовой договор, должностная инструкция, иной документ), заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Принятое Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации решение, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, направляется в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление.
В случае несоответствия представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа или поступивших с ним документов требованиям, установленным пунктом 20 Перечня должностей либо пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 570 «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих, и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации», в принятии решения отказывается.
Возвращая истцу документы для назначения пенсии, Росрыболовство в ответах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не указало на то, что период работы истца в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» не подлежит зачету в стаж государственной гражданской службы, а лишь указало на то, что даже при включении указанного периода работы в стаж истца, данного стажа будет недостаточно для назначения пенсии за выслугу лет в 2019 <адрес>, как указано выше, оснований для применения размера стажа государственной гражданской службы по состоянию на 2019 г., у ответчика не имелось, поскольку право на пенсию за выслугу лет возникло у истца на день его увольнения, то есть в 2018 г., а в 2019 г. имело место лишь обращение истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, которое могло быть осуществлению истцом в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Кроме того, суд также учитывает, что согласно приказу Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№-л ФИО2 – руководителю Верхнеобского территориального управления Государственного комитета РФ по рыболовству в стаж государственной гражданской службы РФ был включен период работы – пять лет в должности временно исполняющего обязанности начальника управления и начальника управления ФГУ «Верхнеобьрыбвод» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим ФИО2 была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 15%. Следовательно, сам ответчик своим приказом включил в стаж государственной гражданской службы истца период его работы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод», в связи с чем и по этим основаниям возврат истцу документов для назначении пенсии являлся незаконным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о возложении на Федеральное агентство по рыболовству обязанности оформить истцу представление к назначению пенсии за выслугу лет и направить документы в Пенсионный фонд РФ. При этом суд исходит из того, что возврат ответчиком истцу документов для назначения пенсии являлся незаконным. Следовательно, руководствуясь п. 9 Порядка №н Федеральное агентство по рыболовству должно было принять заявление истца, подготовить представление руководителя на истца, приложив к нему все необходимые документы и направить данное представление в Пенсионный фонд РФ для дальнейшего разрешения вопроса о назначении истцу пенсии за выслугу лет. Однако, Федеральное агентство по рыболовству данные действия не осуществило, чем нарушило положения п. 9 Порядка №н, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность оформить истцу представление к назначению пенсии за выслугу лет и направить документы в Пенсионный фонд РФ.
При этом оснований для возложения на Пенсионный фонд РФ обязанности назначить истцу пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает, поскольку в настоящее время в Пенсионный фонд РФ еще не поступили соответствующие необходимые документы из Федерального агентства по рыболовству, Пенсионный фонд РФ не отказывал истцу в назначении пенсии. В оспариваемом истцом ответе Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №С-310/06-362 истцу было указано, что вопросы исчисления продолжительности стажа государственной гражданкой службы для назначения пенсии за выслугу лет, оформление необходимых документов и представление федерального гражданского служащего к назначению пенсии за выслугу лет относятся к компетенции федерального органа государственной власти, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, в связи с чем обращение истца было перенаправлено в Федеральное агентство по рыболовству (л.д. 14).
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требований истца о признании незаконным ответа Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №С-310/06-362 и возложении на Пенсионный фонд РФ обязанности назначить истцу пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данным ответчиком права истца не нарушены, требования к данному ответчику заявлены истцом преждевременно.
Суд также отказывает в удовлетворении требования о признании незаконным решения ГУ – УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) не является органом, к компетенции которого относятся вопросы назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим. Данные вопросы входят в компетенцию Пенсионного фона РФ в соответствии с Порядком №н. Следовательно, данным ответчиком права истца не нарушены.
На основании изложенного, суд признает за ФИО2 право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и возлагает на Федеральное агентство по рыболовству обязанность оформить представление к назначению пенсии за выслугу лет на ФИО2 и направить Пенсионный фонд РФ полный пакет документов, необходимых для решения вопроса о назначении ФИО2 пенсии за выслугу лет. В вязи с этим суд признает незаконными ответы Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№-ЯБ/У06 и от ДД.ММ.ГГГГ№-пг/У06. В удовлетворении требований в остальной части истцу надлежит отказать.
Относительно взыскания судебных расходов суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом понесены расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей (л.д. 4) и почтовые расходы в размере 780 рублей по отправке искового заявления (л.д. 5). Указанные расходы суд полагает возможным взыскать с Федерального агентства по рыболовству как с проигравшей стороны, поскольку истцом данные расходы были понесены с целью обращения в суд за защитой нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать незаконными ответы Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№-ЯБ/У06 и от ДД.ММ.ГГГГ№-пг/У06.
Обязать Федеральное агентство по рыболовству оформить представление к назначению пенсии за выслугу лет на ФИО2 и направить Пенсионный фонд РФ полный пакет документов, необходимых для решения вопроса о назначении ФИО2 пенсии за выслугу лет.
Признать за ФИО2 право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Взыскать с Федерального агентства по рыболовству в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 780 рублей.
В удовлетворении требований о признании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№, ответа Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №С-310/06-362, возложении на Пенсионный фонд РФ обязанности назначить пенсию за выслугу лет – отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.А. Коцарь