ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-603/2013 от 03.10.2013 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2-603/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2013 года г. Петровск-Забайкальский

Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи                Герасимовой Н.А.

при секретаре                             Пархоменко Т.В.

с участием истицы ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

действующей на основании прав под должности,

представителя соответчика ФИО3,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МБУК «Краеведческий музей» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда),

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она работает в должности уборщицы служебных помещений в МБУК «Краеведческий музей» городского округа Петровск-Забайкальский с 13 июля 2012 года. Размер ее начисленной заработной платы с 13 июля 2012 года по 31 июля 2013 года составлял 4815 руб. 76 коп. в месяц и включал в себя: оклад (тарифную ставку) – 1651 руб. 78 коп., районный коэффициент 40% - 872 руб. 93 коп., надбавку за работу в Читинской области 30% - 654 руб. 54 коп. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. Просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 13.07.2012 года по 31.07.2013 года в размере 48 912 руб.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала, пояснив, что поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, просит исковые требования удовлетворить. Также дополнила, что с исковыми требованиями она обратилась в суд после того, как узнала из газет о том, что заработная плата начисляется неправильно. Заработную плату она получала за спорный период своевременно, расчетные листки ей выдавались. Также уточнила, что в просительной части искового заявления описка, поскольку она просит взыскать в ее пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 13.07.2012 года по 31.07.2013 года, расчет ею произведен за указанный период, в том числе с учетом заработной платы за июль 2013 года.

Представитель ответчика – МБУК «Краеведческий музей» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что истица при приеме на работу была ознакомлена с размером заработной платы, была согласна, претензий не предъявляла. Полагает, что заработная плата начислялась в соответствии с нормами трудового законодательства, при этом просила учесть срок исковой давности. Также представителем ответчика представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краеведческий музей» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» создано в 2011 году на основе решения Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 17 декабря 2010 г.  за № и Постановления администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № от 25 января 2011г. Тип учреждения - бюджетный, учредителем и собственником имущества является городской округ «Город Петровск - Забайкальский». Функции от учредителя и собственника имущества от имени городского округа «Город Петровск -Забайкальский» осуществляет администрация городского округа. МБУК «Краеведческий музей» находится в ведомственном подчинении Отдела культуры администрации городского округа «Город Петровск - Забайкальский ». Финансируется учреждение из бюджета городского округа. Место нахождения учреждения: <адрес>. МБУК «Краеведческий музей» в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ, законами Забайкальского края, иными нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и Уставом учреждения. ФИО1 принята уборщиком служебных помещений в МБУК «Краеведческий музей» временно (на время отпуска по уходу за ребенком З.). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливалась в соответствии действующими у работодателя системами оплаты труда, включая системы доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, среди них процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера (ст. 317 ТКРФ), и районный коэффициент (ст.316 ТК РФ). ФИО1    была предварительно информирована о предстоящей заработной плате, на что дала согласие, написав личное заявление о принятии на работу. С ней был заключен трудовой договор, в котором прописан оклад 1816 рублей в месяц согласно действующего на тот момент штатного расписания и Единого тарифно-квалификационного справочника работников культуры. Там же были прописаны компенсационные выплаты согласно статье 129ТК РФ: вредные условия труда -217 рублей (12%), районный коэффициент - 1084руб. 94 коп.(40%), северная надбавка - 813 руб. 70 коп.(30%) и повышающий коэффициент -678 руб.43 коп. В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. Кроме того, в 2009 году было подписано Соглашение между Министерством культуры Забайкальского края и Забайкальской краевой организацией профсоюза работников культуры на 2010-2012 годы, в котором обозначены профессиональные квалификационные группы отраслевых профессий рабочих и размер оплаты труда: уборщик служебных помещений относится к первой квалификационной группе и размер оплаты труда составлял 1601-1745 руб. Согласно Распоряжению Главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 6 ноября 2012г. за № 456. с первого октября 2012 года производилось начисление минимальной заработной платы в размере 4912 рублей, а с 1 января 2013 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики», а также Распоряжения Главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № 14-од от 21 января 2013 года «О минимальном размере оплаты труда», был установлен должностной оклад ФИО1 в размере 1979 руб. На основе этого с ней было заключено дополнительное соглашение, т.е. внесены изменения в трудовой договор. Минимальная заработная плата на сентябрь 2013 г. по РФ и Забайкальскому краю составляла 5205 рублей, а зарплата ФИО1 5382 руб.88 коп. Таким образом. зарплата ФИО1 за период её работы неоднократно поднималась. Труд работника МБУК «Краеведческий музей» ФИО1 оплачивался и оплачивается согласно всем нормативно-правовым актам, которые имеются и поступают в учреждение и в централизованную бухгалтерию Отдела культуры администрации городского округа. Бухгалтер-расчетчик производит начисление заработной платы, согласно утвержденным документам. В течение периода 2011-2013 гг. были произведены различные финансовые проверки вышестоящих органов, а так же прокуратурой по обращению работников МУ ГИБС, замечаний по поводу начислений заработной платы выявлено не было, в том числе и ФИО1 По поводу правильного начисления компенсационных выплат (районный коэффициент, северная надбавка) на оклад или на минимальную заработную плату руководитель Отдела культуры М. 23.05.2012 г обращалась за разъяснениями к Главе городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Т., на что был получен ответ от 28.06.2012 года о том, что включение доплат и надбавок в состав минимального размера оплаты труда является законным. Кроме того, еще ранее от Председателя Комитета по финансам г. Петровск-Забайкальский С. (28.09.2010) было дано разъяснение руководителям бюджетных организаций, что согласно требованию трудового законодательства заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, включая все стимулирующие и компенсационные выплаты. На основании всего изложенного считает, что заработная плата ФИО1 начислялась правильно. За время работы в МБУК «Краеведческий музей» письменных обращений от неё в профсоюзную организацию работников культуры и к работодателю о пересмотре заработной платы не поступало. В письме Министра финансов Забайкальского края К. главам муниципальных районов, городских округов от 12.09.2013 № сообщается, что в настоящее время подписано дополнительное Соглашение о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от 17 октября 2012года в размере 5550 рублей, что выше минимального размера оплаты труда, указанного в Федеральном законе № 232- ФЗ от 03.12. 2012 г. Просит учесть срок исковой данности три месяца по разрешению трудового спора (ст. ст. 386 и 392 ТК РФ).

Определением суда от 24.09.2013 года в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа «город Петровск-Забайкальский».

Представитель соответчика - Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» М. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель соответчика – Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» ФИО3 исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований истицы отказать, пояснив, что заработная плата истице начислялась согласно действующего штатного расписания и Единого тарифно-квалификационного справочника работников культуры. Согласно Распоряжению Главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 6 ноября 2012г. за № 456. с первого октября 2012 года производилось начисление минимальной заработной платы в размере 4912 рублей, а с 1 января 2013 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики», а также Распоряжения Главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № 14-од от 21 января 2013 года «О минимальном размере оплаты труда», был установлен должностной оклад ФИО1 в размере 1979 руб. На основе этого с ней было заключено дополнительное соглашение, т.е. внесены изменения в трудовой договор. Минимальная заработная плата на сентябрь 2013 г. по РФ и Забайкальскому краю составляла 5205 рублей, а зарплата истицы 5382 руб.88 коп. Согласно требованию трудового законодательства заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, включая все стимулирующие и компенсационные выплаты, то есть в размер заработной платы входят компенсационные выплаты. Кроме того, просит учесть, что на основании приказа и дополнительного соглашения с 09 января 2013 года из заработной платы исключена доплата в размере 12% за вредные условия труда.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда – МРОТ (часть 2 статья 7 Конституции РФ). При этом, в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Статьей 2 Трудового кодекса РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которое, в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 года, включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размере оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и при процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. То есть, исходя из правовой взаимосвязи и смысла данных правовых норм, установление повышенной оплаты труда, а именно районных коэффициентов и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями по своей правовой природе есть компенсация за труд в местностях с особыми климатическими условиями. То есть данный вид выплаты по своему основанию не связан с количеством и качеством выполняемого труда. И основанием для его выплаты является то, что она работает в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно в особых климатических условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно в особых климатических условиях. Следовательно, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии.

С 01 июня 2011 г. Федеральным законом от 01.06.2011 г. № 106 -ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4611 руб.

С 01.01.2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 года № 232-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5205 руб.

Согласно копии приказа о приеме на работу от 13.07.2012 года и копии трудового договора от 13.07.2012 года №, ФИО1 принята на работу уборщиком служебных помещений на период отпуска по уходу за ребенком З. с оплатой должностного оклада 1,0 ст. в размере 1816 руб. 00 коп. в месяц, с доплатой 40 % за районный коэффициент, северная надбавка – 30%, за вредные условия труда – 12 %.

Дополнительным соглашением от 09.01.2013 года между сторонами достигнуто соглашение об изменении условий трудового договора, в том числе, исключена надбавка за вредные условия труда в размере 12%.

На основании приказа от 21.01.2013 года № с 01.01.2013 года ФИО1 установлен должностной оклад в размере 1979 руб.

Из материалов дела, расчетных листков усматривается и не отрицается ответчиками, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента (30%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (40%) был ниже минимального размера оплаты труда (с 01.06.2011 года – 4611 руб., с 01.01.2013 года - 5205 руб.), установленного на всей территории Российской Федерации, а само начисление районного коэффициента и процентной надбавки производилось на заработную плату (должностной оклад), размер которой был ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Доначисление до минимального размера оплаты труда, о котором говорят представителя ответчиков, приводит всего лишь к получению работником заработной платы в размере, соответствующем МРОТ, что было бы оправданным в местностях с благоприятными климатическими условиями. В местностях с неблагоприятными климатическими условиями при начислении заработной платы должны учитываться районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае.

Учитывая изложенное, суд усматривает допущенные ответчиком нарушения трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы, поскольку работодателем были нарушены положения об исчислении заработной платы истицы, работающей в особых климатических условиях при выполнении ею в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени, которым должна быть гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенного размера оплаты труда, обеспечивающегося выплатой надбавок компенсационного характера (районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями), а потому исковые требования истицы суд признает обоснованными.

Вместе с тем, исковые требования истицы подлежат удовлетворению в части.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

Согласно содержания искового заявления, истица просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 13.07.2012 года по 31.07.2013 года. С исковым заявлением истица обратилась 27 августа 213 года.

В ходе судебного заседания установлено, что истицей заработная плата выплачивалась своевременно, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела. На обстоятельства, связанные с задержкой выплаты заработной платы истица не ссылается.

Сумма, которую истица просит взыскать с ответчика, не входит в состав начисленной заработной платы и правомерность ее выплаты оспаривается представителями ответчиков.

Обращаясь 27 августа 2013 года в суд с требованиями о взыскании оспариваемых сумм за период работы с 13 июля 2012 года по 01.05.2013 года, истица не предоставила доказательств уважительности причин пропуска трехмесячного срока и ее ссылка на то, что она узнала о нарушении своих прав перед обращением в суд, суд находит бездоказательными, они опровергаются изложенными выше обстоятельствами и сами по себе не свидетельствуют об уважительности причин пропуска указанного срока, поскольку истица, получая заработную плату за период с 13 июля 2012 года по 01.05.2013 года своевременно и в производимых работодателем расчетах по ее начислению, не могла не знать о нарушении своих прав. Как пояснила истица в судебном заседании, заработную плату и расчетные листы она получала своевременно. Иных уважительных причин пропуска срока для обращения в суд сторона истца в судебном заседании не привела. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд истица не заявляла.

Кроме того, нормы Постановления Пленума Верховного суда от 17.03.04 года «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», о том, что «при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора», не подлежат применению, поскольку в данном случае нельзя сказать, что нарушение трудовых прав истицы носит длящийся характер, так как в данном случае, как было указано выше, оспариваемая истицей сумма не была начислена, по ней между сторонами возник спор.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истица, при несогласии с размерам выплаченной заработной платы, имела право и возможность в трехмесячный срок с момента получения заработной платы в суде оспорить ее размер и не выплаченные, по ее мнению, денежные суммы, однако таким правом своевременно не воспользовалась, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований истицы о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 13 июля 2012 года по 01 мая 2013 года, надлежит отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Однако суд считает, что оснований для применения последствий пропуска срока обращения в суд в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за май 2013 года не имеется, поскольку истица получила заработную плату за май 2013 года в начале июня 2013 года, а в суд обратилась 27.08.2013 года, то есть в пределах установленного законом срока.

При таком положении, задолженность по заработной плате подлежит расчету за период с 01 мая 2013 года по 31 июля 2013 года:

1. Как следует из табеля рабочего времени, ФИО1 в мае 2013 за период с 01.05.2013 года по 12.05.2013 года отработала 3 рабочих дня.

Соответственно, заработная плата за период с 01.05.2013 года по 12.05.2013 года должна была составить 1474 руб. 75 коп. ((5205:18х3)х1,7, где 5205 – минимальный размер оплаты труда, 18 – количество рабочих дней в мае, 3- количество отработанных дней за указанный период, 1,7 – 40% районный коэффициент, 30% - северная надбавка.

Учитывая, что работодателем истице за указанный период начислено 869 руб. 10 коп., соответственно, задолженность по заработной плате составила 605 руб. 65 коп. ( 1474,75-869,10).

2. С 13 мая 2013 года по 10 июня 2013 года истица находилась в отпуске.

Согласно ст. 139 ТК РФ, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Истица была принята на работу 13 июля 2012 года, соответственно средний дневной заработок для платы отпуска должен рассчитываться за период с 13 июля 2012 года по апрель 2013 года включительно.

В 2012 году минимальный размер оплаты труда составлял 4611 руб., также в 2012 году истице выплачивалось 12% за вредные условия труда.

Согласно ст.146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствие с ч.ч.1, 2 ст.135 ГПК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При таком положении, надбавка за вредность в 2012 году истице также должна была начисляться на размер заработка, составляющего не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

С 13.07.2012 года по 31.07.2012 года истицей отработано 13 дней, соответственно размер заработной платы составляет 5185 руб. 28 коп. ((4611:22х13)х1,7+(4611х12%)), где 4611 – минимальный размер оплаты труда, 22 – количество рабочих дней в июле 2012 года, 1,7 - 40% районный коэффициент, 30% - северная надбавка, 12% - надбавка за вредные условия труда.

За период с августа по декабрь 2012 года доход истицы составил 41960 руб. 10 коп. ((4611х1,7х5)+(4611х12%х5)), где 4611 - минимальный размер оплаты труда, 1,7 - 40% районный коэффициент, 30% - северная надбавка, 12% - надбавка за вредные условия труда, 5 – количество месяцев.

В 2013 году минимальный размер оплаты труда составлял 5205 руб., также с января 2013 года надбавка в размере 12% за вредные условия труда соглашением сторон исключена.

За период с января по апрель 2013 года доход истицы составил 35394 руб. 00 коп. (5205х1,7х4), где 5205 - минимальный размер оплаты труда, 1,7 - 40% районный коэффициент, 30% - северная надбавка, 4 – количество месяцев.

Всего доход за период с 13.07.2012 года по апрель 2013 года включительно составил 82539 руб. 38 коп., а потому (с учетом того, что коэффициент за июль равен 18,2), средний дневной заработок истицы составил 291 руб. 86 коп. Соответственно, отпускные должны были составить 7880 руб. 22 коп. (291,86х27, где 291, 86 средний дневной заработок, 27 – количество дней отпуска).

Соответственно, сумма задолженности по отпускным составила 3275 руб. 37 коп.

3. Как следует из табеля рабочего времени, ФИО1 в июне 2013 за период с 11.06.2013 года по 30.06.2013 года отработала 13 дней.

Соответственно, заработная плата за период с 11.06.2013 года по 30.06.2013 года должна была составить 6054 руб. 24 коп. ((5205:19х13)х1,7, где 5205 – минимальный размер оплаты труда, 19 – количество рабочих дней в июне 2013 года, 13- количество отработанных дней за указанный период, 1,7 – 40% районный коэффициент, 30% - северная надбавка.

Учитывая, что работодателем истице за указанный период начислено 3842 руб. 39 коп., соответственно, задолженность по заработной плате составила 2211 руб. 85 коп. (6054,24-3842,39).

4. Как следует из табеля рабочего времени, ФИО1 июль 2013 года отработала полностью.

Соответственно, заработная плата за июль 2013 года должна была составить 8848 руб. 50 коп. (5205х1,7, где 5205 – минимальный размер оплаты труда, 1,7 – 40% районный коэффициент, 30% - северная надбавка).

Учитывая, что работодателем истице за указанный период начислено 5205 руб. 00 коп., соответственно, задолженность по заработной плате составила 3643 руб. 50 коп. (8848,50-5205,00).

При таких обстоятельствах, задолженность по заработной плате и отпускным за период с 01 мая 2013 года по 31 июля 2013 года составила 9736 руб. 37 коп. без учета НДФЛ.

В соответствии с п.1 ст.6, п.1 ст.208, ст.209 НК РФ выплата суммы заработной платы относится к доходам, полученным от источников в РФ, является объектом налогообложения и подлежит включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц НДФЛ). В связи с тем, что суд не является налоговым агентом, обязанность по удержанию НДФЛ с указанной сумме лежит на работодателе.

Кроме того, в связи с вынесением данного решения, ответчику надлежит в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы истице не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.

В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем) дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Из взаимосвязи приведенных норм следует, что заработную плату обязан выплачивать работодатель.

Если деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником (учредителем), при недостаточности средств для исполнения обязательства работодателя, вытекающего из трудовых отношений, в частности по заработной плате, дополнительная ответственность по таким обязательствам возлагается на собственника (учредителя).

Как следует из Устава, МБУК «Краеведческий музей» городского округа «город Петровск-Забайкальский» - это бюджетное учреждение, учредителем которого является Администрация городского округа «город Петровск-Забайкальский».

Согласно ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей – казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая данные положения закона, суд полагает, что при недостаточности денежных средств на выплату взысканных сумм у МБУК «Краеведческий музей» городского округа «город Петровск-Забайкальский» названные денежные средства должны быть взысканы с Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, суд с учетом того обстоятельства, что МБУК «Краеведческий музей» городского округа «город Петровск-Забайкальский» является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета города, с учетом финансового положения ответчика, в силу ст. 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить в части.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Краеведческий музей» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату (без учета налога на доходы физических лиц) за период с 01.05.2013 года по 31.07.2013 года в размере 9736 руб. 37 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к МБУК «Краеведческий музей» отказать.

В случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного учреждения культуры «Краеведческий музей» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» взыскать названные денежные средства с Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский».

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Краеведческий музей» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» государственную пошлину в доход государства в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения оглашена 03 октября 2013 года.

Решение принято в окончательной форме 11 октября 2013 года.

Судья

Петровск-Забайкальского городского суда

Забайкальского края Н.А. Герасимова

КОПИЯ ВЕРНА