ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-603/2018 от 07.06.2018 Гуковского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-603/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гуково, Ростовская область 07 июня 2018 года

Гуковский городской суд Ростовской области в составе судьи Батура Н.В.

при секретаре Десятниковой Л.А.,

с участием представителя истцов адвоката Ерешко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково" об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском, ссылаясь на то, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 приобрела в собственность дом, расположенный по <адрес>. Еще до приобретения права собственности на дом ФИО4 вселилась в дом вместе со своей семьей: супругом ФИО3 и сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и проживают в нем до настоящего времени. В соответствии с постановлением Администрации г.Гуково № 209 от 06.08.2013, на основании заключения МВК о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 21.06.2013 г. №32, указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу и включен в список домов, жильцы которых подлежат переселению по Программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах за счет средств, реструктуризации угольной промышленности. Решением Гуковского городского суда от 21.11.2013 ФИО1 и ФИО3 были включены в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «ш.Антрацит» ОАО «Гуковуголь» г.Гуково - дома <адрес>, с последующим включением в списки граждан на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен ветхого на семью из 2 человек по нормам, установленным законодательством. Решением Гуковского городского суда от 09.02.2017 ФИО2 был включен в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «ш.Антрацит» ОАО «Гуковуголь» г.Гуково, с последующим включением в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой «ш.Антрацит» ОАО «Гуковуголь» г.Гуково, определен размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из трех человек, равной 54 квадратным метрам. По указанным основаниям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 истцы, имеют право на получение социальной выплаты для приобретения другого жилья взамен вышеуказанного, в размере 54 кв.м., установленном для семьи из трех человек. До настоящего времени администрацией города Гуково с ФИО1 не заключен договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. В соответствующий список граждан, с которыми подлежат заключению такие договоры, ФИО1 и члены ее семьи не включены. Жилое помещение, в котором проживают истцы, находится в аварийном состоянии и грозит обрушением. Уклонение ответчика от заключения договора и не принятие действий по взысканию с Минфина РФ денежных средств для предоставления социальной выплаты ФИО1 для приобретения жилья, взамен сносимого ветхого, нарушают ее права и членов ее семьи на получение гарантированной государством социальной помощи и конституционное право на жилище. Граждане не являются участниками межбюджетных отношений, между тем реализация их прав не должна ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов. Ответчик обязан в полной мере предпринять все зависящие от них действия для того, чтобы исполнить возложенные на него нормативными актами полномочия в полном объеме. В 2012 году утверждена Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 14-р, Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 N 1099-р). В настоящее время программа является действующей. Бездействие ответчика не может быть основанием для ограничения прав истцов на получение гарантированной государством социальной помощи. Отсутствие финансирования межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на день рассмотрения судом спора не препятствует МКУ города Гуково «УКСиЖКХ» МО «Город Гуково» произвести расчет социальной выплаты в установленном Правилами порядке, согласовать его с Минэнерго РФ и заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Право ФИО1 и членов ее семьи на получение социальной выплаты, подтвержденное вступившим в законную силу судебным решением, не было реализовано по независящим от истцов обстоятельствам. На основании изложенного ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят суд обязать Муниципальное казенное учреждение города Гуково «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Гуково» заключить с ФИО1 составом семьи из трех человек: ФИО1 - собственника, ФИО3 - супруга, ФИО2 - сына, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики РФ, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из трех человек, равной 54 квадратным метрам; взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации, социальную выплату для приобретения (строительства) жилья, определив ее размер на день исполнения решения суда из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья равной 54 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории Ростовской области, перечислив указанную сумму целевым назначением отделу № 5 Управления Федерального казначейства по Ростовской области для выделения ФИО1 на семью, состоящую из трех человек по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, заключенному c Муниципальным казенным учреждением города; Гуково «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Гуково».

29 мая 2018 года в суд поступило уточненное исковое заявление истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, в котором они просили суд обязать МКУ «УКС и ЖКХ» МО «Город Гуково» заключить с ФИО1 составом семьи из трех человек: ФИО1- собственника, ФИО3- супруга, ФИО2- сына, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики РФ, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из трех человек, равной 54 квадратным метрам.

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истцов.

Представитель истцов Ерешко Т.А., действующая на основании доверенности от 24.11.2016, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Гуково» ФИО5, действующий на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что орган местного самоуправления шахтерского города заключает договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ. Данной формой договора предусмотрена обязанность муниципалитета за счет средств федерального бюджета предоставить семье гражданина социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчета утвержденной площади. Договором оговорено, что гражданин в течение 3-х месяцев с даты подписания договора осуществляет самостоятельный поиск подходящего жилья, заключает договор купли-продажи с собственником жилья, проводит необходимую регистрацию сделки и предоставляет указанные документы в муниципалитет. Муниципалитет в течение 3-х дней перечисляет денежные средства непосредственно продавцу жилого помещения, с которым гражданин заключил договор. Из чего следует, что МКУ «УКС и ЖКХ» МО «Город Гуково» не может быть обязано заключить договор, заведомо не имя возможности выполнить принимаемые обязательства за счет средств федерального бюджета в оговариваемые договором сроки.

Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил отзыв на исковое заявление С-вых.

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика - Администрации г.Гуково в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Администрации г.Гуково.

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерства финансов РФ в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Министерства финансов РФ.

Выслушав представителя истцов Ерешко Т.А., представителя ответчика -МКУ «УКС и ЖКХ» МО «Город Гуково» ФИО5, изучив представленные материалы, суд пришел к следующему мнению.

Судом установлено, что на основании договора дарения от 24.03.1990 ФИО4 приобрела в собственность дом, расположенный по <адрес>. Еще до приобретения права собственности на дом ФИО4 вселилась в дом вместе со своей семьей: супругом ФИО3 и сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и в указанном доме проживают до настоящего времени.

В соответствии с постановлением Администрации г.Гуково № 209 от 06.08.2013, на основании заключения МВК о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 21.06.2013 г. №32, указанный дом, был признан аварийным и подлежащим сносу и включен в список домов, жильцы которых подлежат переселению по Программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах за счет средств, реструктуризации угольной промышленности.

Решением Гуковского городского суда от 21.11.2013 ФИО1 и ФИО3 были включены в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «ш.Антрацит» ОАО «Гуковуголь» г.Гуково - дома № 51 по улице Параллельная в г.Гуково, с последующим включением в списки граждан на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен ветхого на семью из 2 человек по нормам, установленным законодательством.

Решением Гуковского городского суда от 09.02.2017 ФИО2 был включен в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «ш.Антрацит» ОАО «Гуковуголь» г.Гуково, с последующим включением в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой «ш.Антрацит» ОАО «Гуковуголь» г.Гуково, определен размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из трех человек, равной 54 квадратным метрам. По указанным основаниям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 истцы, имеют право на получение социальной выплаты для приобретения другого жилья взамен вышеуказанного, в размере 54 кв.м., установленном для семьи из трех человек.

Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Согласно ч.2 ст.5 указанного Закона финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Подпунктом "б" пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые регулируют правоотношения по предоставлению гражданам соответствующих выплат.

Согласно п. 5 вышеназванных Правил… межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации, в том числе, следующих мероприятий:

а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье);

б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого;

В соответствии с п. 8 Правил…содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья (п.9 Правил…).

В силу п. 12 Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. (п.13 Правил…)

Анализ изложенного позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства РО от 14.06.2012 N 511 "О реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности" утверждено Положение о порядке предоставления местным бюджетам шахтерских городов и поселков Ростовской области межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, поступающих из федерального бюджета в доход областного бюджета..

Согласно п. 6 упомянутого Положения органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков обеспечивают своевременное заключение договоров на предоставление социальных выплат с гражданами на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, составленных на текущий финансовый год, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Ростовской области и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Исходя из изложенного, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена именно на орган местного самоуправления и не ставится в зависимость от поступления денежных средств из бюджета. Таким образом, отсутствие финансирования не может являться препятствием к заключению указанного договора.

Федеральным законом от 5.12.2017г. 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (приложение 33 таблица 3- "Распределение иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков бюджетам субъектов Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов») выделение денежных средств Администрации г.Гуково Ростовской области на указанные цели не предусмотрено,

Как указано ранее, истцы в списки граждан, подлежащих переселению, внесены, их право на получение социальной выплаты не оспаривается, однако договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья не заключен со ссылкой на отсутствие финансирования из федерального бюджета.

На территории муниципального образования «Город Гуково» органом местного самоуправления полномочия по составлению списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, заключению договоров на предоставление социальной выплаты переданы Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства». В связи с этим обязанность по заключению договора на предоставление социальной выплаты должна быть возложена на указанную организацию, действующую от имени органа местного самоуправления.

Довод представителя ответчика - МКУ «Управление КС и ЖКХ» МО «Город Гуково» о том, что договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья заключается по мере поступления средств федерального бюджета, суд находит несостоятельным, так как действующее законодательство не ставит заключение договора в зависимость от наличия (отсутствия) финансирования.

В связи с изложенным исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Гуково» заключить с ФИО1 составом семьи из трех человек: ФИО1- собственника, ФИО3 - супруга, ФИО2- сына, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики РФ, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из трех человек, равной 54 квадратным метрам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2018.

Судья Н.В. Батура