ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-603/2022 от 26.05.2022 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело №2-603/2022

УИД: 34RS0012-01-2022-000464-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области 26 мая 2022 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Елистарховой Е.Н.,

при секретаре Объедковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам,

у с т а н о в и л:

Комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратился в суд с указанным иском к ФИО1, мотивировав свои требования тем, что постановлением Администрации Волгоградской области от 19 июня 2015 года № 339-п утвержден Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок). Данный Порядок определяет условия, критерии и порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Грант). Главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на предоставление Гранта, является Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет). Индивидуальным предпринимателем ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 был предоставлен пакет документов для участия в конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение Гранта. На основании протокола от 11 июля 2015 года №4 заседания единой конкурсной комиссии по отбору крестьянский (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм, отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, и решения Комитета о предоставлении Гранта и включении в реестр получателей грантов между ФИО1 и Комитетом было заключено соглашение о предоставлении гранта от 13 июля 2015 года (далее - Соглашение). В соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 2.2 Соглашения (с учетом дополнительных соглашений) Комитет предоставляет Фермеру денежные средства в виде Гранта в размере 1 000 000 рублей на софинансирование его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в целях создания на территориях сельских поселений Волгоградской области крестьянского (фермерского) хозяйства, а Фермер обязуется выполнить обязательства, предусмотренные Соглашением. Комитетом ответчику перечислен Грант платежным поручением №245248 от 13 июля 2015 года в размере 1 000 000 (один миллион) рублей. В соответствии с пунктом 2.12 Порядка и подпунктом 6 пункта 2.2 Соглашения одним из требований к Фермеру, имеющему право на получение Гранта и подавшему заявку на участие в конкурсе, является его обязательство осуществлять деятельность не менее пяти лет после получения Гранта (13 июля 2015 года), то есть до 13 июля 2020 года. Согласно подпункту 1 пункта 8.2.1 Порядка, подпункту «а» подпункта 13 пункта 2.2 Соглашения, Грант подлежит возврату в областной бюджет Фермером в полном объёме при выявлении факта нарушения требований, установленных пунктом 2.12 Порядка и подпунктом 6 пункта 2.2 Соглашения. Пунктом 4.1 Соглашения установлено, что Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения принятых обязательств.

В нарушение вышеназванных пунктов Соглашения и Порядка ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности произведена 01 апреля 2020 года, чем нарушил свое обязательство осуществления деятельности не менее пяти лет после получения Гранта.

В адрес ответчика Комитетом было направлено уведомление (претензия) от 10 декабря 2021 года № 18-08-16/13756 о необходимости возврата полученных средств в полном объёме. На данное письмо ответчик направил ответ, в котором согласился с нарушением условий Соглашения и просил принять во внимание обстоятельства его совершения.

Ссылаясь на вышеизложенное, истец просит взыскать с ответчика ФИО1 в пользу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области денежные средства, полученные в качестве гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в размере 1 000 000 рублей.

В судебное заседание представитель истца Комитета сельского хозяйства Волгоградской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя Комитета, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании ордера, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Ответчик ФИО1 представил суду возражения на исковые требования, в которых указал, что средства гранта и единовременной помощи были использованы им строго по заявленным целям и после согласования с Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области: приобретены овощная сеялка, борона дисковая модульная навесная, персональный компьютер, минеральные удобрения, инсектициды, пестициды, газовый котел. На протяжении 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годов ответчиком осуществлялась производственная деятельность, были приняты на работу сотрудники, выплачивалась заработная плата, отчислялись налоги и страховые взносы в соответствии с требованиями действующего законодательства, ущерба бюджету не причинено. Ответчик пояснил, что сельскохозяйственный год начинается в апреле каждого текущего года, поэтому еще до предоставления средств гранта им было начато фактическое выполнение условий договора. С отсрочкой платежа им были закуплены производственные средства (удобрения, техника и пестициды), чтобы успеть начать производственную деятельность, и выполнить производственные обязательства по программе поддержки в 2015 году. Ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского (фермерского) хозяйства с 2013 года, до его участия в программе, участие в программе стало следствием ведения ответчиком сельскохозяйственной деятельности, что свидетельствует об отсутствии в его действиях злоупотребления правом. В марте 2020 года после предоставления в Комитет сельского хозяйства Волгоградской области отчета за пятый производственный год и после консультации сотрудника Комитета сельского хозяйства Волгоградской области, который сообщил, что претензий по соглашению не имеется, в связи со сложившейся ситуацией с распространением коронавирусной инфекцией и дальнейшей неопределенностью ответчик принял решение о прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского (фермерского) хозяйства. Ответчик полагает, что допущенное им нарушение – прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 01 апреля 2020 года, а не 13 июля 2020 года – не причинило ущерба истцу, так как по факту выполнение договора началось в апреле 2015 года и было выполнено пятилетнее производство сельскохозяйственной продукции, а взыскание с него суммы гранта и единовременной помощи полностью не отвечает принципу соразмерности ответственности за совершенное нарушение и принципу справедливости. Ссылаясь на вышеизложенное, ответчик просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Руководствуясь положением ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу статьей 4, 6 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов (ст. 16, 17, 25).

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которой субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно п.3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

На основании положений статей 34 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2012 года № 166, действовавших в период предоставления гранта и единовременной выплаты ответчику, полученный грант подлежит возврату в соответствующий бюджет только в случае его нецелевого использования начинающими фермерами.

Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете сельского хозяйства Волгоградской области, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 года № 691-п, Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять реализацию государственной аграрной политики, государственное управление в сфере рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и сохранения водных биологических ресурсов на территории Волгоградской области (за исключением охраны водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Волгоградской области), государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области.

В силу пункта 2.1 раздела 2 указанного Положения Комитет осуществляет следующие полномочия в области сельского хозяйства: осуществляет государственную поддержку сельскохозяйственного производства.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 19 июня 2015 года № 339-п, действовавшего в период предоставления ответчику гранта и единовременной помощи (далее - Порядок) главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, является комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее именуется - комитет сельского хозяйства).

Согласно разделу 2 Порядка к гражданину Российской Федерации, являющемуся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, подавшему в конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение гранта и единовременной помощи заявку на участие в конкурсе (далее именуется - заявитель), предъявляются следующие требования, в том числе, заявитель обязуется осуществлять деятельность не менее пяти лет после получения гранта (пункт 2.12 Порядка).

Согласно пунктам 3.1 – 3.3 Порядка грант предоставляется начинающему фермеру - победителю конкурса в целях создания и развития на территориях сельских поселений Волгоградской области хозяйства и включает, в том числе, приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений; приобретение удобрений и ядохимикатов.

Единовременная помощь предоставляется начинающему фермеру - победителю конкурса в целях его бытового обустройства и включает, в том числе, приобретение и доставку предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения.

Максимальный размер гранта составляет 950 000 рублей, единовременной помощи – 50 000 рублей, но не более 90 процентов от затрат, указанных в плане расходов.

Согласно пункту 6.2 Порядка в целях обеспечения контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств операции по расходованию гранта и единовременной помощи получателем подлежат согласованию с комитетом сельского хозяйства.

В силу подпункта 1 подпункта 8.2.1 пункта 8.2 Порядка грант и единовременная помощь подлежат возврату в областной бюджет получателем гранта и единовременной помощи в следующих размерах: при выявлении факта нарушения требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка, а именно: пунктов 2.12 - в полном объеме.

Истец полагает, что прекращение ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского (фермерского) хозяйства 01 апреля 2020 года, а не 13 июля 2020 года является нарушением условий предоставления гранта и единовременной помощи. Иных оснований для возврата предоставленной субсидии Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области не указано.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 июля 2013 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом деятельности являлось выращивание овощей, 01 апреля 2020 года деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращена.

13 июля 2015 года между Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области и ИП ФИО2 КФХ ФИО1 было заключено Соглашение №13 о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Соглашение), согласно которому ответчику был предоставлен грант на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременная помощь на бытовое обустройство в общей сумме 1 000 000 рублей. Указанные грант и единовременная помощь были предоставлены в целях реализации мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 – 2020 годы» за счет средств областного бюджета и (или) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на поддержку начинающих фермеров, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Комитету в областном бюджете на текущий финансовый год.

Средства гранта и единовременной помощи были в полном объёме перечислены ИП ФИО2 КФХ ФИО1 по платежному поручению № 245248 от 13 июля 2015 года.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2.2 Соглашения фермер обязуется, в том числе, осуществлять деятельность не менее пяти лет после получения гранта.

Установив, что ответчик прекратил предпринимательскую деятельность до истечения пятилетнего срока после предоставления гранта и единовременной помощи (не 13 июля 2020 года, а 01 апреля 2020 года), истец направил ему уведомление (претензию) от 10 декабря 2021 года № 18-08-16/13756 с требованием в месячный срок со дня получения уведомления возвратить средства гранта в размере 1 000 000 рублей.

В ответе на указанное уведомление (претензию) ответчик признал допущенное нарушение, просил разрешить исправить ему его путем восстановления работы своего хозяйства и доработать оставшиеся дни до истечения пятилетнего срока.

Из представленных ответчиком документов следует, что в период с 2015 года по 2016 год ФИО1 были согласованы расходы на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и бытовое обустройство, что подтверждается письмами Комитета сельского хозяйства Волгоградской области.

За период с 2015 года по 2016 год ответчиком были направлены истцу отчеты о расходах бюджета ИП ФИО2 КФХ ФИО1 (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия с сопроводительными письмами. Письмами Комитета сельского хозяйства Волгоградской области подтверждено, что представленные ФИО1 отчеты соответствуют условиям и требованиям.

С 2016 года по 2020 год ответчиком в адрес Комитета сельского хозяйства Волгоградской области были представлены отчеты о производственной деятельности за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы.

В материалы дела ответчиком предоставлены копии налоговой отчетности ИП ФИО2 КФХ ФИО1 за 2015 – 2020 годы в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Волгоградской области.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем 4 пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Данная норма предполагает недобросовестное поведение получателя субсидии и его вину в неправомерной выплате субсидии уполномоченным органом.

В силу требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств осуществляется судом, который оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что грант и единовременная помощь израсходованы ответчиком по целевому назначению в соответствии с условиями Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 19 июня 2015 года № 339-п, и Соглашения от 13 июля 2015 года.

Заявленным истцом основанием для возвращения гранта и единовременной помощи является прекращение ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского (фермерского) хозяйства.

Разрешая спор по существу, суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что по факту производственная деятельность им была начата до предоставления гранта и единовременной помощи с учетом начала сельскохозяйственного года в апреле каждого текущего года, а также то обстоятельство, что решение о прекращении предпринимательской деятельности было принято ответчиком, в том числе, по независящим от него обстоятельствам в связи с распространением коронавирусной инфекции и дальнейшей неопределенностью.

Несоблюдение ФИО1 условий предоставления гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в части осуществления деятельности не менее пяти лет после получения гранта носит формальный характер и само по себе, в отсутствие недобросовестного поведения со стороны ответчика не является достаточным основанием для возложения на него обязанности возвратить полученную субсидию.

Фактов нецелевого использования денежных средств гранта и единовременной помощи полученного ФИО1 контрольными органами не устанавливалось и истцом не заявлено. Недобросовестности в действиях ответчика судом не установлено, целевое использование полученного им гранта подтверждается представленными доказательствами, цели, обусловленные Соглашением от 13 июля 2015 года, ответчиком выполнены. Меры по истребованию гранта и единовременной помощи в данном случае являются чрезмерной ответственностью за выявленное нарушение, и не будут отвечать целям его предоставления, а также требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.

Позиция истца основана на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского (фермерского) хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы финансирования крестьянских (фермерских) хозяйств.

Суд также учитывает незначительность допущенного ФИО1 нарушения срока осуществления деятельности после получения гранта, с учетом момента, когда спорное обязательство считалось бы им исполненным (13 июля 2020 года), относительно даты фактического прекращения ответчиком данной деятельности (01 апреля 2020 года).

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым, при отсутствии доказанности со стороны истца фактов нецелевого использования денежных средств гранта и единовременной помощи ФИО1 и недобросовестности в действиях ответчика, в удовлетворении заявленных требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в размере 1 000 000 рублей – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2022 года.

Судья Е.Н. Елистархова