ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-604 от 12.05.2011 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

                                                                                    Ленинградский районный суд г. Калининграда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинградский районный суд г. Калининграда — Тексты судебных актов

Дело 2-604/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2011года

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чесноковой Е.В.

при секретаре Ефремовой Е.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета социальной поддержки населения администрации городского округа «город Калининград» к ФИО1 о взыскании денежных средств, необоснованно полученных в качестве субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

У с т а н о в и л :

Комитет социальной поддержки населения администрации городского округа «город Калининград» обратился в суд с иском к ФИО1,3-и лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, указав, что ФИО1 являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с июня ДД.ММ.ГГГГ по март ДД.ММ.ГГГГ. Для начисления субсидии ответчиком предоставлялись в подразделение ОГУ «Центр социальной поддержки населения»  в формате «одного окна» справки о доходах ответчика и его супруги ФИО2 из  которого он являлся за периоды: . За указанные периоды семье ФИО1 была начислена субсидия в сумме  копейки.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в подразделение ОГУ «Центр социальной поддержки населения»  в форме «одного окна» с очередным заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав в заявлении-анкете в составе своей семьи семью племянника в составе 6 человек, которые представили справки с места работы – ИП ФИО1.

В связи с тем, что ФИО1 в период получения субсидий являлся не только », но и , а сведения о предпринимательской деятельности не представлялись, была проведена проверка достоверности представленных сведений, в ходе которой было выявлено, что сведения о доходах физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ по  на ДД.ММ.ГГГГ в базе данных налоговой службы № по  отсутствуют, соответственно предоставляемые сведения о доходе семьи не соответствуют действительности.

В результате предоставления недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидий произошла переплата субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме . Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/п ФИО1 было предложено добровольно вернуть в бюджет городского округа город «Калининград» необоснованно полученные в качестве субсидии средства, но указанные денежные средства в бюджет не поступили.

Просят взыскать с ответчика в пользу казны городского округа «город Калининград» сумму неосновательно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере .

В ходе рассмотрения дела судом была произведена замена истца Комитета социальной поддержки населения администрации городского округа «город Калининград» на Министерство социальной политики Калининградской области в связи с прекращением осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области государственного полномочия по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Постановлением правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченным органом по исполнению государственного полномочия Калининградской области по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложено на Министерство социальной политики Калининградской области.

Судом к участию в деле в качестве 3-х лица привлечены комитет социальной поддержки населения Администрация городского округа «город Калининград», ОГКУ «Центр социальной поддержки населения».

В судебное заседание представитель Министерства социальной политики Калининградской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представители 3-го лица ОГКУ « Центр социальной поддержки населения» по доверенности Н.В.В., Б.Ж.П. поддержали заявленные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, пояснили, что в ходе судебного разбирательства была проведена дополнительная проверка по назначениям и перечислению денежных средств в виде субсидий ФИО1, в ходе которой были выявлены технические ошибки. В результате чего неосновательно полученная ответчиком сумма составляет . С ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в виде субсидий перечислялись в  для снятия коммунальных платежей, а с ДД.ММ.ГГГГ денежные средства перечислялись на расчетный счет ответчика в Калининградском отделении Сбербанка России.

Представители 3-го лица комитета социальной поддержки населения администрации городского округа «город Калининград» С.Т.В., П.Р.Ю. поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, полагают, что исковые требования подлежат удовлетворению с учетом уточненного расчета в сумме , полагают, что срок исковой давности не пропущен, поскольку о том, что ответчиком предоставлялись недостоверные сведения о доходах его семьи стало известно только после проведенной проверки достоверности сведений после обращения ФИО1 с очередным заявлением о предоставлении субсидии ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ФИО1 по доверенности М.С.Б. исковые требования признала частично, полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд о взыскании денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку о нарушении своего права истцу должно было быть известно по окончании финансового года, поскольку по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. В силу статьи 12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. Исполнение бюджета завершается 31 декабря. Поскольку в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджета субъектов Российской Федерации, истец о нарушении своего права за период с ДД.ММ.ГГГГ должен был узнать по окончании финансового года – не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Просит в соответствии со ст.199 ГК РФ применить срок исковой давности в части взыскания с ответчика денежных средств в сумме  за период с ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что в действиях ответчика необоснованного обогащения не имеется, кроме того, факт перечисления субсидий ФИО1 бухгалтерскими документами не подтвержден.

3-и лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд находит исковые требования Комитета социальной поддержки населения администрации городского округа «город Калининград» подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 7 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, в случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ за N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации в соответствии с подп. "г" п. 8, которым для получения субсидии граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства помимо заявления о предоставлении субсидии, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с п. 61 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Как установлено в судебном заседании ответчик ФИО1 являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. Для начисления субсидии им предоставлялись в подразделение ОГУ «Центр социальной поддержки населения» необходимые для получения субсидии документы. В том числе справки о его доходах и доходах его супруги из  которого он являлся, что подтверждается заявлениями ФИО1 о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предоставленными справками о доходах.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении ему указанной субсидии, указав в заявлении-анкете в составе своей семьи семью племянника в составе 6 человек, которые предоставили справки с места работы – ИП ФИО1.

В связи с тем, что за весь период получения субсидии ответчик не предоставлял сведения о предпринимательской деятельности, уполномоченным на выплату субсидии органом была проведена проверка достоверности представленных сведений. В ходе которой установлено, что сведения о доходах физических лиц за 2004-2009г по » на ДД.ММ.ГГГГ в базе налоговой службы № по  отсутствуют, что свидетельствует о том, что при обращении за получением субсидии ответчиком были представлены сведения о доходе семьи не соответствующие действительности, что в силу вышеназванных положений нормативных актов являлось основанием к отказу в предоставлении субсидии, указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Как следует из представленного ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» расчета, ФИО1 излишне перечислены в счет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг денежные средства в размере .

Суммы субсидий за период ДД.ММ.ГГГГ перечислены в  коммунальные платежи за указанные периоды не оплачивались.

С марта ДД.ММ.ГГГГ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечислялись на расчетный счет ФИО1 в Калининградском отделении Сбербанка России. Факт зачисления указанных денежных средств на расчетный счет ФИО1 подтверждается выпиской из лицевого счета по вкладу.

Уполномоченным органом ответчику ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с предложением добровольно возвратить в бюджет излишне полученные суммы. В добровольном порядке субсидия в бюджет ответчиком не возвращена.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что в результате предоставления ФИО1 в орган, осуществляющий предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг недостоверных сведений, ФИО1 неосновательно получена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме , суд приходит к выводу о том, что указанные денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию с ответчика в бюджет , поскольку в соответствии с п.66 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности является неосновательным.

В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 данного Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда орган, осуществляющий предоставление гражданам субсидий узнал или должен было узнать о нарушении своего права.

Поскольку о том, что ответчиком были предоставлены недостоверные сведения, в результате которых ему неправомерно выплачивалась субсидия за период с ДД.ММ.ГГГГ, органу, осуществляющему предоставление гражданам субсидий стало известно только после получения в июне ДД.ММ.ГГГГ сведений из налоговой инспекции о том, что сведения о доходах ФИО1 и ФИО2 за 2004-2009г по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в базе данных отсутствуют, срок исковой давности по иску об истребовании сумм неосновательно полученной субсидии, начинает течь с июня ДД.ММ.ГГГГ соответственно на момент предъявления иска в суд срок исковой давности не истек.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу п.п.19 п.1 ст.333.39 Налогового кодекса пропорционально удовлетворенным требованиям в размере

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 в пользу казны Калининградской области  в счет неосновательно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере

Решение может быть обжаловано сторонами посредством подачи кассационной жалобы в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд города Калининграда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

.

.

Судья: Е.В. Чеснокова