ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6047 от 09.09.2010 Вологодского городского суда (Вологодская область)

                                                                                    Вологодский городской суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вологодский городской суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-6047/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

09

»

сентября

2010 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Парфенюк О.В.

при секретаре Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФГУ «З» по Вологодской области об обязании осуществить внесение изменений в кадастровый учет земельного участка, признании недействительным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГУ «З» по Вологодской области об обязании осуществить внесение изменений в кадастровый учет земельного участка, мотивируя требования следующими обстоятельствами. Отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости № ФГУ «З» по Вологодской области своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Истец считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Ранее с межевым планом, подготовленным землеустроительной организацией по заявлению ФИО1, последняя обратилась в ФГУ «З» по Вологодской области Отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости № с аналогичным заявлением. ФГУ «З» приостановила внесение изменений своим решением, указанное решение было обжаловано и решением Вологодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело 2-875/10) действия ФГУ «З» признаны незаконными.

ООО «В» (землеустроительная организация) установило границы земельного участка в натуре и подготовило дополнительный межевой план в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и предоставил указанный документ в ФГУ «З» для внесения изменений в кадастровый учет.

В названных дополнениях по требованию ФГУ «З» был установлен смежный земельный участок, с которым необходимо было провести согласование границ земельных участков. Таким земельным участком является земельный участок из земель запаса, находящийся в ведении  района согласно сведениям кадастровый выписки от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрация  муниципального района отказалась от согласования границ земельного участка. Однако, в соответствии с постановлениями высших арбитражных судов, сложившейся правоприменительной практикой и нормами земельного законодательства отказ смежного землепользователя либо его уклонение от подписания акта согласования границ земельного участка не препятствует дальнейшему утверждению проекта границ, результатов межевания и выдаче кадастрового плана на земельный участок.

Указанные мероприятия были выполнены с целью уточнения границ земельного участка и определения его площади. Все согласования с собственниками и владельцами смежных участков проведены. Однако, отделом обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости № ФГУ «З» по Вологодской области отказано в осуществлении действия по внесению изменений в кадастровый учет.

Истец указывает о том, что данный земельный участок находится в границах населенного пункта, категория земель - земли населенных пунктов. Иные смежные землепользователи в данной категории земель, кроме указанных в межевом плане и дополнении к нему, отсутствуют. Установленный законом порядок - п.п.14.1.и 14.4. Методических указаний по проведению межевания соблюден.

Просила суд обязать отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости № ФГУ «З» по Вологодской области осуществить внесение изменений в кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка с №, принадлежащего на праве собственности ФИО1

В дальнейшем представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования увеличила, о чем представила письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ. Просила суд признать решение ФГУ «З» об отказе в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, так как данное решение является препятствием для внесения ответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования, с учетом заявления об увеличении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФГУ «З» по Вологодской области по доверенности ФИО3 с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В письменном отзыве представитель ответчика указал о том, что в ходе проверки по заявлению ФИО1 об осуществлении государственного кадастрового учета было выявлено, что в акте согласования границы земельного участка с кадастровым номером №, представленном в дополнении к межевому плану, отсутствует личная подпись и представлены возражения заинтересованного лица по согласованию местоположения границы №, уточняемого земельного участка, одновременно являющейся частью границы земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости. В представленном дополнении к межевому плану, в акте согласования местоположения границ нет подписи одного из заинтересованных лиц (Администрации  района - смежный земельный участок с кадастровым номером №). Представлены в письменном виде возражения с обоснованием отказа в согласовании местоположения границ. Документов об урегулировании данного спора предоставлено не было. Представитель ответчика считает, что принятое работниками ФГУ «З» по Вологодской области решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, обосновано и законно. На основании вышеизложенного, ФГУ «З» по Вологодской области просил суд в иске ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал о том, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости сведения об определении точных границ земельного участка с кадастровым номером № отсутствовали; с заявлением об учете изменений и определении их точности уполномоченные органы не обращались, следовательно, такие границы не имеют юридического значения для проведения согласования.

Представитель третьего лица ООО «И» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв.

Представители третьих лиц – Администрации  муниципального района Вологодской области, Департамента дорожного хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Суд, заслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на дату ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером № отсутствуют.

По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО1, категория земель - земли населенных пунктов.

ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, удостоверенного нотариусом  района, было выдано свидетельство на право собственности на землю серия №. Свидетельство было выдано в соответствии с формой, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Первоначальная площадь земельного участка с кадастровым номером № составляла 1942 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости (площадь земельного участка), имеющем кадастровый номер №. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение № об исправлении данной ошибки - были исключены ошибочно внесенные сведения о площади земельного участка равной 1942 кв.м. и внесено правильное значение данной характеристики - 1722 кв.м.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , площадью 1722 кв.м., с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 по доверенности Г. обратилась в ФГУ «З» по Вологодской области с заявлением за № о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером №. К заявлению были приложены дополнение к межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, межевой план от ДД.ММ.ГГГГ из учетного дела по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решением ФГУ «З» по Вологодской области (Отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости №) № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в осуществлении кадастрового учета по следующим основаниям. В акте согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, представленном в дополнении к межевому плану, отсутствует личная подпись и представлены возражения заинтересованного лица по согласованию местоположения части границы №, уточняемого земельного участка, одновременно являющейся частью границы земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с п.1, п.2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Предметом согласования местоположения границ земельных участков с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения других границ не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В соответствии с п.п. 2 п. 5 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

В соответствии со п. 1 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

В соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В соответствии с п. ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 40 указанного закона местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, направленному Администрацией  муниципального района Вологодской области в адрес ООО «И», смежным земельным участком с земельным участком истца является участок с кадастровым номером №, площадью 12 га, с видом разрешенного использования: для производственных нужд на земли занятые автодорогами, принадлежащий на праве бессрочного (постоянного) пользования по данным Государственного земельного кадастра Территориальному дорожному комитету администрации Вологодской области (в настоящее время преобразован в Департамент дорожного хозяйства Вологодской области).

Однако в судебном заседании установлено, что имеется вступившее в законную силу решение Вологодского городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ (гражданское дело №), которым удовлетворены требования ФИО1 о признании недействительным и не порождающим правовых последствий решения ФГУ «З» по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О приостановлении в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости», принятого по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУ «З» по Вологодской области судом обязано рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

Данным решением суда установлено, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об определении точных границ земельного участка с кадастровым номером № отсутствовали; с заявлением об учете изменении и определении их точности Территориальный дорожный комитет не обращался, следовательно, такие границы не имеют юридического значения для проведения согласования.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, согласование границ границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу, с землепользователем земельного участка с кадастровым номером № - Департаментом дорожного хозяйства Вологодской области не требовалось.

Согласно сведениям, предоставленным суду Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и ФГУ «З» по Вологодской области (листы дела 16 и 19), смежным земельным участком с земельным участком истца является земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли запаса, находящийся в государственной собственности, уполномоченным органом на распоряжение которым является Администрация  муниципального района Вологодской области.

В обоснование отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка ФГУ «З» по Вологодской области было положено дополнение к межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, составленное ООО «И», которое было представлено истцом ответчику (лист дела 7). В дополнении к межевому плану имеется акт согласования местоположения границы земельного участка (лист дела 10), в котором в качестве смежного землепользователя указана Администрация  муниципального района Вологодской области (кадастровый номер смежного земельного участка №). Сведения о согласовании границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу, со смежным землепользователем - Администрацией  муниципального района Вологодской области в данном акте отсутствуют, так как в акте согласования местоположения границ не имеется подписи представителя смежного землепользователя - Администрации  муниципального района Вологодской области.

Согласно статье 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Таким образом, согласование границ должно проводиться с органами, уполномоченными на распоряжение земельным участком, отнесенным к категории земель запаса, то есть в данном случае - с Администрацией  муниципального района Вологодской области.

Однако, в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствует информация об описании местоположения границ по обоим земельным участкам: с кадастровым номером № и с кадастровым номером №.

В соответствии с п.7 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В судебном заседании установлено, что на момент обращения представителя истца с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером №, на момент принятия оспариваемого решения ФГУ «З» по Вологодской области (Отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости №) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета, а также на момент рассмотрения дела в суде (ДД.ММ.ГГГГ) не произведено обязательное согласование границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу, со смежным землепользователем земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли запаса, находящимся в государственной собственности, уполномоченным органом на распоряжение которым является Администрация  муниципального района Вологодской области.

В связи с изложенным, суд полагает, что решение ФГУ «З» по Вологодской области (Отдел обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости №) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета является обоснованным и не подлежит отмене.

Оснований для обязания отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости № ФГУ «З» по Вологодской области осуществить внесение изменений в кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1, суд не усматривает.

При таких установленных обстоятельствах дела, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»,  ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГУ «З» по Вологодской области об обязании осуществить внесение изменений в кадастровый учет земельного участка, признании недействительным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Парфенюк

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2010 года.