УИД: №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития <Адрес>, администрации <данные изъяты> муниципального района <Адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительной социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития <Адрес>, администрации <данные изъяты> муниципального района <Адрес> о признании незаконным отказа Министерства социального развития <Адрес> в предоставлении социальной выплаты на покупку комнаты в <Адрес> для приобретения права собственности на трехкомнатную квартиру <данные изъяты> по адресу: <Адрес> возложении обязанности предоставить социальную выплату на указанное помещение в установленном размере на сумму <данные изъяты>
Впоследствии истец отказался от исковых требований к Министерству социального развития <Адрес>. Отказ принят судом, производство по делу в указанной части прекращено определением суда.
С учетом уточненного искового заявления ФИО1 просит признать незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> муниципального района <Адрес> в выделении денежных средств, возложении обязанности предоставить выплату на жилое помещение в установленном размере на сумму <данные изъяты>. В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе семьи из четырех человек: ФИО1, супруги – ФИО3, дети – ФИО4, ФИО5 Администрацией <данные изъяты> района Пермского края ДД.ММ.ГГГГ семье истца выдано свидетельство на получение социальной выплаты № на сумму <данные изъяты> которую планируют использовать для погашения основной суммы долга по кредитному договору №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ для приобретения комнаты <данные изъяты> по адресу: <Адрес>1. Однако ответчиком в выделении денежных средств по программе «Обеспечение жильем молодых семей» отказано. Полагает, данный отказ является незаконным поскольку после приобретения указанной выше комнаты, в долевой собственности семьи находится все три комнаты в трехкомнатной квартире общей площадью 68,9 кв.м. Таким образом, семья истца является единоличными собственниками трехкомнатной квартиры, а не отдельной комнаты.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме, также пояснил, что квартира по <Адрес> в <Адрес> приобреталась им и его супругой в ипотеку, по разным кредитным договорам. В целом на семью желают приобрести комнату, тогда вся трехкомнатная квартира будет находиться в собственности у семьи истца. Банк одобрил ипотечный кредит для приобретения комнаты.
Администрация <данные изъяты> муниципального района <Адрес> представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что семья ФИО1 в составе четырех человек включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья <данные изъяты>, в связи с чем <данные изъяты> было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты № на сумму <данные изъяты> Согласно обращениям ФИО1, его семья планирует приобрести комнату общей площадью 30,5 кв.м. в трехкомнатной квартире площадью 68,9 кв.м. Поскольку учетная норма на территории <Адрес> установлена в размере 12 кв.м на одного человека, в случае приобретения семьей истца комнаты общей площадью 30,5 кв.м., на одного человека будет приходиться менее 12 кв.м учетной нормы площади приобретаемого жилого помещения, что будет не соответствовать условиям программы «Молодая семья», просят в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании установлено, что семья ФИО7 является участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой Программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
ФИО3 и ФИО1 на основании общей долевой собственности, доли в праве у каждого <данные изъяты> принадлежит комната в 3-х комнатной квартире (помещение №), назначение жилое, <данные изъяты> адрес объекта: <Адрес> (л.д. 8, 9).
Также ФИО3 и ФИО1 на основании общей долевой собственности, доли в праве у каждого <данные изъяты> принадлежит комната в 3-х комнатной квартире, <данные изъяты> адрес (местонахождение) объекта: <Адрес>
ДД.ММ.ГГГГ отделом по социальной политике администрации <данные изъяты> муниципального района <Адрес> семье ФИО1 выдано свидетельство праве на получение социальной выплаты № на сумму <данные изъяты>
<данные изъяты> выдано уведомление о решении предоставить ФИО1 кредит процентной ставкой 9,80% годовых, сроком 329 месяцев, на сумму <данные изъяты> указано, что заключение кредитного договора на вышеуказанных условиях возможно до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ Отделом по социальной политики администрации <данные изъяты> муниципального района <Адрес>ФИО1 направлено уведомление, в котором указано, что приобретение жилого помещения площадью 30,5 кв.м. на семью из четырех человек в <Адрес> не соответствует условиям программы «Молодая семья», так как при расчете на каждого члена семьи будет приходиться 7,6 кв.м, что менее учетной нормы, которая на территории <Адрес> составляет 12 кв.м. на одного члена семьи. Жилищной комиссией принято решение отказать в перечислении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере <данные изъяты>
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Во исполнение положений ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 ЖК РФ, в целях формирования рынка доступного жилья экономического класса, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).
Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.
Приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты.
В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края» Правительство Пермского края утвердило Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» (Постановление Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п) (далее – Порядок).
В силу п. 1.1 Порядка, настоящий Порядок определяет механизм реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках участия Пермского края в реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее - основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации), в том числе за счет средств бюджета Пермского края, а также мероприятий, предусмотренных подпрограммой 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п (далее соответственно - мероприятия Подпрограммы, Подпрограмма).
Согласно указанному Порядку (п.п. 2.1, 2.1.2) реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям, в том числе, предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
В соответствии с п. 2.8 Порядка социальные выплаты, предоставляемые в соответствии с пунктами 2.1.1-2.1.2 настоящего Порядка, предоставляются на приобретение у физических и (или) юридических лиц жилья как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1.3.6 настоящего Порядка.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося индивидуального жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.
Участницы Подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (строительства индивидуального жилого дома) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами, в том числе средства ипотечных жилищных кредитов.
Пунктом 3.2 Порядка предусмотрено, что общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося индивидуального жилого дома), указанная в пункте 3.1 настоящего Порядка, в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.
В соответствии с п. 7.4 Порядка, социальная выплата, предусмотренная в пункте 2.1.1 Порядка, может быть направлена для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд исходит из того, что одним из условий предоставления социальной выплаты при приобретении жилого помещения, предусмотренным Правилами, является соответствие данного жилого помещения определенным требованиям: жилое помещение должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты, и его общая площадь должна быть не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения.
Решением Пермской городской думы № 103 от 30.05.2006 на территории города Перми установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено, что семья ФИО7 является участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой Программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы. ДД.ММ.ГГГГ отделом по социальной политике администрации <данные изъяты> муниципального района <Адрес> семье ФИО1 выдано свидетельство праве на получение социальной выплаты № на сумму <данные изъяты>
Отказывая ФИО1 в предоставлении социальной выплаты, администрация <данные изъяты> муниципального района <Адрес> указала, что при приобретении жилого помещения площадью 30,5 кв.м на семью истца из четырех человек будет приходиться 7,6 кв.м, что менее учетной нормы, исходя из размера приобретаемой комнаты.
Однако в данном случае определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, принадлежащего на праве собственности семье ФИО7, должно осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, а именно комнаты, площадью 25 кв.м, комнаты площадью 13,4 кв.м, а также приобретаемой комнаты площадью 30,5 кв.м, расположенных по одному адресу: <Адрес> что составляет <данные изъяты>, т.е. по <данные изъяты> кв.м на каждого члена семьи, состоящей из четырех человек.
Таким образом, совокупная площадь всех жилых помещений принадлежащих семье ФИО7 будет больше учетной нормы, установленной законом, следовательно, уведомление администрации Ординского муниципального района <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, исковые требования о возложении на администрацию Ординского муниципального района <Адрес> обязанности предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение комнаты общей площадью 30,5 кв.м. по адресу: <Адрес> в размере <данные изъяты> подлежат удовлетворению.
Государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него. На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации, при рассмотрении жалоб граждан, выраженных в отказе органов на реализацию социальной поддержки граждан, по иным делам.
Семья истца на период разрешения дела судом не исключена из числа участников Программы, срок предъявления свидетельства истек в виду наличия судебного спора. Однако в Банк свидетельство предъявлено стороной своевременно.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным уведомление администрации Ординского муниципального района <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в перечислении социальной выплаты на приобретение жилья в размере <данные изъяты>
Возложить на администрацию <данные изъяты> муниципального района <Адрес> обязанность предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение комнаты общей площадью 30,5 кв.м в <Адрес> в соответствии со свидетельством о праве на получение социальной выплаты в размере <данные изъяты>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Б. Чикулаева