2-604/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Вольно-Надеждинское ...................
Судья Надеждинского районного суда Приморского края Герасимова М.А.,
с участием помощника прокурора Надеждинского района Султанова А.В.,
представителя ответчика Администрации Надеждинского района Сараевой М.Ю.., представителя ответчика МОУ «СОШ ........................................» Глазыриной Е.В.,
при секретаре Константиновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа ........................................», администрации Надеждинского муниципального района об обязании установить резервный источник энергоснабжения котельной
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Надеждинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, указав, что в ходе осуществления прокуратурой Надеждинского района надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики установлено, что за МОУ «СОШ ........................................» на праве оперативного управления закреплена котельная, отапливающая указанную школу. В котельной отсутствует резервный источник энергоснабжения.
Ссылаясь на то, что ввиду отсутствия резервного источника питания на котельной МОУ «СОШ ........................................» в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации будут нарушены права и законные интересы малолетних детей, обучающихся в указанном учреждении, будет создана угроза их здоровью, нарушится воспитательный процесс, а также может быть причинен ущерб муниципальному имуществу, прокурор просит обязать ответчиков - администрацию МОУ «СОШ ........................................», администрацию Надеждинского муниципального района установить резервный источник энергоснабжения котельной, находящейся на праве оперативного управления образовательного учреждения не позднее ...................
В судебном заседании помощник прокурора Надеждинского района Приморского края Султанов А. В. иск прокурора поддержал.
Представитель администрации Надеждинского района Сараева М.Ю., а так же представитель МОУ СОШ ........................................ Глазырина Е.В. иск не признали по доводам, изложенным ими в письменном отзыве. Письменные отзывы ответчиков приобщены к материалам дела.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд полагает, что в иске прокурору Надеждинского района о возложении на МОУ «Среднее общеобразовательное учреждение ........................................» и администрацию Надеждинского муниципального района обязанность установить резервный источник энергоснабжения котельной, находящейся на праве оперативного управления образовательного учреждения следует отказать.
Отказывая прокурору в иске, суд исходит из того, что согласно пункту 1.11 «СНиП П-35-76. Котельные установки», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229 (далее - «СНиП П-35-76. Котельные установки») потребители тепла по надежности теплоснабжения относятся:
- к первой категории - потребители, нарушение теплоснабжения которых
связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному
хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции);
- ко второй категории - остальные потребители тепла.
Пунктом 1.12. «СНиП П-35-76. Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся:
- к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником
тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории,
не имеющих индивидуальных резервных источников тепла;
- ко второй категории - остальные котельные.
При этом указанными «СНиП П-35-76. Котельные установки» обязанность по обеспечению котельных установок (котельных) электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания не установлена.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок под котельной понимается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
При этом, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок не предусматривают обязанность по обеспечению котельных установок (котельных) электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Согласно пункту 1.2.18. Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории: электроприемники первой категории; электроприемники второй категории; электроприемники третьей категории. При этом указанным пунктом Правил устройства электроустановок дана характеристика электроприемника каждой категории.
Так, к электроприемникам первой категории относятся электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
К электроприемникам второй категории относятся электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
К электроприемникам третьей категории относятся все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу пункта 1.2.20. Правил устройства электроустановок, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно же пункту 1.2.21. Правил устройства электроустановок для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что котельная установка (котельная) и электроприемник (электроустановка) является разными по техническим характеристикам и функциональным особенностям объектами.
В силу этого при эксплуатации котельных установок (котельных) необходимо руководствоваться «СНиП П-35-76. Котельные установки» и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Представителями ответчиками в судебное заседание был представлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и ответственности за эксплуатацию электроустановок между ОАО «........................» и МОУ «Основная общеобразовательная школа ............................................................ Надеждинского района, являющийся неотъемлемой частью договора энергоснабжения между ОАО «ДЭК» и муниципальным образовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа ........................................, которым предусмотрена третья категория электроснабжения школы.
С учётом изложенного, котельную МОУ «СШ ........................................» нельзя отнести ко второй категории электроприёмников.
Отказывая прокурору в иске, суд учитывает, что в силу п. 1.2.17 Правил устройства электроустановок категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
Согласно п 1.1.1. Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ.
Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Таким образом, применительно к действующей котельной МОУ «Основная общеобразовательная школа .................... села ....................» указанные Правила могут применяться в случае ее модернизации в соответствии с определенной технической документацией в объеме, предусмотренном Правилами.
В судебном заседании прокурором не подтверждена вторая категория объекта, не определен способ модернизации и параметры требуемой им установки резервного питания, а также технической возможности выполнения данных требований, прокурор не представил суду доказательств регистрации котельной МОУ «Основная общеобразовательная школа ........................................ в качестве опасного производственного объекта.
Такой порядок установлен Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1371 от 24.11.1998.
При регистрации такого объекта организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В силу п. 8 Правил ведение государственного- реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
С учётом вышеизложенного, в иске прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК, суд
РЕ Ш И Л:
Отказать прокурору Надеждинского района Приморского края в иске к МОУ «Среднее общеобразовательное учреждение ........................................» и администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности установить резервный источник энергоснабжения котельной, находящейся на праве оперативного управления образовательного учреждения, в срок до начала отопительного сезона ................... годов, но не позднее ....................
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в срок 10 дней.
Судья Герасимова