ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-604/19 от 29.08.2019 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2019 года г. Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Рыбиной Н.Н.,

при секретаре Мишкиной Е.Ю.,

с участием истца Смолиной ФИО9

представителя ответчика Управления образования администрации г. Тулы по доверенности Крючковой ФИО10.,

представителя ответчика Управления образования администрации г. Тулы, третьего лица администрации г. Тулы по доверенностям Савостьяновой ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-604/19 по иску Смолиной ФИО12 к Управлению образования администрации г. Тулы о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, неустойки за задержку выплат, компенсации морального вреда, возложении обязанности на Управление образования администрации г. Тулы пересмотреть оклад Смолиной ФИО13. до оклада вновь назначенного руководителя,

установил:

Смолина ФИО14 обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации г. Тулы о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, неустойки за задержку выплат, компенсации морального вреда, возложении обязанности на Управление образования администрации г. Тулы пересмотреть размер оклада, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ. была принята на должность директора в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прилепская средняя общеобразовательная школа» города Тулы, с должностным окладом в размере 28 893,52 руб.

Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ. на основании постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. МБОУ «Прилепская СОШ» переименовано в МБОУ «Центр образования », в состав которого также вошло муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Прилепы».

На основании приказа Управления образования администрации города Тулы ДД.ММ.ГГГГ. со Смолиной ФИО15. перезаключен трудовой договор, и размер ее должностного оклада составил 15 960 руб.

ДД.ММ.ГГГГ. Смолина ФИО16. уволена с должности директора. При этом, размер должностного оклада вновь назначенного руководителя МБОУ «Центр образования №» составил 29 084 руб.

Полагает, что ей (Смолиной ФИО17.) ежемесячно недоначисляли заработную плату, размер общей суммы задолженности составил 439 654 рублей

Указывает на предвзятое отношение к ней со стороны ответчика и, как следствие снижение заработной платы, поскольку в МБОУ «Центр образования №» проводились множественные проверки, по итогам которых Смолиной ФИО18 объявлялись дисциплинарные взыскания в виде выговора.

Перечисленными действиями работодателя Смолиной ФИО19. причинен моральный вред, который оценивает в 50 000 руб.

По изложенным основаниям просила взыскать с Управления образования администрации г. Тулы в свою пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 439 654 рублей, неустойку за задержку выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 125 763,04 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела Смолиной ФИО20. исковые требования были уточнены.

Так, дополнительно истец указал, что на основании приказа Управления образования ей (Смолиной ФИО21.) в ДД.ММ.ГГГГ годах была установлена премия в размере 90 % от должностного оклада, однако, в ДД.ММ.ГГГГ года премия была снижена до 60%, а в ДД.ММ.ГГГГ года – до 65% по непонятным ей причинам.

Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ. недоплата, связанная со снижением премии, составила 17 875,50 рублей.

Окончательно просила взыскать с ответчика недоплату, связанную со снижением премии, в размере 17 875,50 рублей, неустойку – 3 568,72 рублей и компенсацию морального вреда в связи со снижением премии в размере 10 000 рублей, а также обязать Управление образования администрации г. Тулы пересмотреть оклад Смолиной ФИО22. до оклада вновь назначенного руководителя в размере 29084 рублей, а также взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 439 654 рублей, неустойку за задержку выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 125 763,04 руб., компенсацию морального вреда, связанную с задержкой выплат денежных средств в связи с необоснованным изменением размера должностного оклада в размере 50 000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Тулы.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства по Тульской области.

Истец Смолина ФИО23 в судебном заседании требования искового заявления с учетом уточнения поддержала, просила их удовлетворить, мотивируя свою позицию тем, что ей незаконно была недоначислена и невыплачена заработная плата, свои обязанности она исполняла добросовестно, дисциплинарные взыскания применены к ней незаконно, в связи с чем, у работодателя не имелось оснований для снижения премии.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Тулы по доверенности Крючкова ФИО24. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения не признала, просила отказать в их удовлетворении, представив письменные возражения из которых следует, что установление должностных окладов руководителям муниципальных организаций, подведомственных Управлению образования администрации города Тулы, осуществлялось в соответствии с постановлениями администрации города Тулы от 17.04.2014 года № 1776 «Об утверждении Положения об условиях оплаты работников муниципальных организаций муниципального образования город Тула, осуществляющих образовательную деятельность» от 24.06.2018 года № 2237 «о внесении изменения в постановление администрации город Тула от 1706.2014 года № 1776», а также на основании распорядительных документов Управления образования администрации города Тулы и трудовых договоров. ДД.ММ.ГГГГ Смолина ФИО25. принята на должность директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Прилепская средняя общеобразовательная школа» с должностным окладом 28893 рубля 52 копейки. В соответствии с Законом Тульской области от 11 июня 2014 года № 2133-ЗТО «Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области о переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Тульской области» муниципальное образовательное учреждение «Прилепская средняя общеобразовательная школа» вошла в состав образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования администрации города Тулы. С даты образования центров образования в соответствии с приказами управления образования администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении группы оплаты труда и размера кратности для установления должностного оклада руководителя общеобразовательных учреждений города Тулы» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении окладов», дополнительными соглашениями к трудовым договорам руководителям определены новые должностные оклады. ДД.ММ.ГГГГ года Смолиной ФИО26. подписано дополнительное соглашение к трудовому договору, которым определен должностной оклад в размере 15960 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ проведена индексация должностных окладов руководителям муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования администрации города Тулы, на 4 процента, и, соответственно, должностной оклад истца составил 16599 рублей. Снижение премии истцу связано с тем, что в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № » имелись недостатки, которые подтверждены в ходе проверок. При этом депремирование осуществлялось в соответствии с порядком, установленном Положением о премировании.

Представитель ответчика Управления образования администрации г. Тулы, третьего лица администрации г. Тулы по доверенностям Савостьянова ФИО27. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что основания для их удовлетворения отсутствуют ввиду подписания Смолиной ФИО28. трудового договора, которым установлен размер ее должностного оклада, а также просила применить срок исковой давности. Также указала, что премия была снижена в соответствии с установленным порядком для депремирования комиссией, в связи с наличием недостатков в работе образовательного учреждения, руководителем которого являлась истец.

Другие лица в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому работнику гарантируется вознаграждение за труд.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник по трудовому договору обязан выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, а работодатель обязуется своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату работнику.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 ТК РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает:

- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ);

- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 ТК РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 ТК РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 ТК РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 ТК РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ - Поощрения за труд).

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

В соответствии с названными нормами права, а также исходя из условий трудового договора и соглашений к нему, выплата премий, в отношении которых возник настоящий спор, как стимулирующих выплат, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, а также ряда иных факторов, связанных с осуществлением обществом своей деятельности и достижением определенных финансовых результатов.

Согласно ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из общепринятых принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы за свой труд.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Тульской области от 11 июня 2014 года № 2133-ЗТО "Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области "О переименовании "Муниципального образования город Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Тульской области" муниципальное общеобразовательное учреждение «Прилепская средняя общеобразовательная школа» вошла в состав образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования администрации города Тулы.

Согласно постановлению администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. МБДОУ «Детский сад п. Прилепы» присоединен к МБОУ «Прилепская средняя общеобразовательная школа, после чего школа переименована в «Центр образования №».

Согласно Уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центра образования №» (т.3 л.д.118-166), утвержденному приказом Управления образования администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ «Центр образования №» реорганизовано и переименовано на основании постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года «О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Прилепы» в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Прилепская средняя общеобразовательная школа» и о переименовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Прилепская средняя общеобразовательная школа».

Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № ФИО29» установлено, что Учредителем Центра образования является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра образования осуществляет администрация города Тулы. Центр образования находится в ведомственном подчинении Управления образования администрации города Тулы (ст.. 16 Устава) (т.2 л.д.120).

Из материалов дела усматривается, что установление должностных окладов руководителям муниципальных образовательных организаций, подведомственных управлению образования администрации города Тулы, осуществляется в соответствии с Постановлениями администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников муниципальных организаций муниципального образования город Тула, осуществляющих образовательную деятельность», от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ», на основании распорядительных документов Управления образования администрации города Тулы и трудовых договоров.

Согласно п. 3.1. Положения должностной оклад руководителя организации определяется трудовым договором и устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемой им организации, и составляет до 5 размеров средней заработной платы указанных работников.

Размер кратности для установления должностного оклада руководителя организации определяется учредителем в соответствии с отнесением организации к группе по оплате труда руководителей на основании объемных показателей деятельности организации.

В соответствии с подп. 45 п. 3 Положения об условиях оплаты труда работников государственных организаций Тульской области, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ( в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) должностной оклад руководителя организации определяется трудовым договором и устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемой им организации, и составляет до 5 размеров средней заработной платы указанных работников.

Перечень основного персонала утвержден в приложении 7 к Положению.

Средняя заработная плата основного персонала рассчитывается в соответствии с п. 4 Положения за календарный год, предшествующий году установления оклада руководителя организации.

Размер должностного оклада руководителя устанавливается по формуле:

0 = Сзп*К, где О - должностной оклад руководителя, Сзп - средняя заработная плата основного персонала К - установленный учредителем коэффициент кратности.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя Организации (далее - Порядок) определяет правила исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя Организации.

При расчете средней заработной платы учитываются оклады, должностные оклады, ставки, выплаты по повышающим коэффициентам к должностным окладам, ставкам, выплаты стимулирующего характера работников основного персонала Организации, которые осуществляются за счет средств бюджета Тульской области. (п. 44,45 названного Положения).

Из пояснений представителя ответчика следует, что должностные оклады, установленные руководителям образовательных учреждений, расположенных на территории Ленинского района, до создания образовательных центров в конце ДД.ММ.ГГГГ года не изменялись. Ежемесячные премиальные выплаты к должностным окладам руководителей образовательных учреждений Ленинского района не выплачивались, так как уже были включены в состав должностного оклада.

В соответствии с приказами Управления образования администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении группы оплаты труда и размера кратности для установления должностного оклада руководителя общеобразовательных учреждений города Тулы» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении окладов» дополнительными соглашениями к трудовым договорам руководителям определены новые должностные оклады, а также размер кратности образовательных учреждений, который с момента образования нового юридического лица составил 0,850.

Из материалов дела следует, что в отношении МБОУ ЦО № утверждена вторая группа по оплате труда и коэффициент кратности в размере 0,850, средняя заработная плата основного персонала за ДД.ММ.ГГГГ год по данному учреждению составила 18776,00 рублей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. между Управлением образования администрации города Тулы, действующего на основании Положения об Управлении образования администрации города Тулы (работодателем), и Смолиной ФИО30., как руководителем муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования № , заключен трудовой договор на неопределенный срок (т.1 л.д.11-14).

Согласно п.15 трудового договора заработная плата руководителя состоит из должностного оклада, надбавки за специфику работы в учреждении и выплат стимулирующего характера.

Пункт 16 трудового договора определяет размер должностного оклада Смолиной ФИО31.- 15 960 рублей.

Статьей 10 трудового договора определены права работодателя- Управления образования администрации города Тулы, а именно: осуществлять контроль за деятельностью руководителя и требовать от него добросовестного выполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставом учреждения; проводить аттестацию руководителя с целью оценки уровня квалификации и соответствия занимаемой должности; принимать в установленном порядке решения о направлении руководителя в служебные командировки; привлекать руководителя к дисциплинарной и материальной ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; поощрять руководителя за эффективную работу учреждения. При этом, согласно статье 10 трудового договора работодатель (Управление образования администрации города Тулы) обязан соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, а также условия настоящего трудового договора; обеспечивать руководителю условия труда, необходимые для эффективной работы; устанавливать с учетом показателей эффективности деятельности учреждения целевые показатели эффективности работы руководителя в целях стимулирования; уведомлять руководителя о предстоящих изменениях условий настоящего трудового договора, определенных сторонами, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, в письменной форме не позднее чем за 2 месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации; осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке финансовое обеспечение деятельности учреждения; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

С ДД.ММ.ГГГГ. проведена индексация должностных окладов руководителям муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования администрации г. Тулы, на 4 процента, в связи с чем, должностной оклад Смолиной ФИО32. составил 16 599 руб.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания письменными доказательствами.

Судом установлено, что изменение условий трудового договора в дальнейшем не осуществлялось, доказательств обратного суду истцом не представлено.

Принимая во внимание, что подписав трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ года, работодатель (Управление образования администрации города Тулы) и руководитель (Смолина ФИО33.) выразили свое обоюдное согласие с его условиями и обязались их исполнять, суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, неустойки за задержку выплат, возложении обязанности на Управление образования администрации г. Тулы пересмотреть оклад до оклада вновь назначенного руководителя.

Доводы истца о нарушении ее прав в связи с разницей в размере должностного оклада с вновь назначенным руководителем МБОУ «Центр образования №», суд находит несостоятельными, поскольку подписывая трудовой договор, Смолина ФИО34 выразила согласие с его содержанием, в том числе и с размером должностного оклада.

Расчетными листками, а также карточками-справками за ДД.ММ.ГГГГ г.г. подтверждается, что заработная плата рассчитывалась Смолиной ФИО35 из расчета должностного оклада в размере 15960 рублей, а после индексации- 16599 рублей.

Более того, суд приходит к выводу, что Смолиной ФИО36. без уважительных причин пропущен срок, предусмотренный частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, поскольку о нарушении своего права относительно установления размера должностного оклада она узнала не позднее даты заключения договора ДД.ММ.ГГГГ г., а в суд с настоящим иском обратилась только ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая заявленное ходатайство стороны ответчика, суд исходит из пропуска истцом срока исковой давности, предусмотренного п. 1 ст. 392 ТК РФ согласно которому работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Пропуск срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, исходя из п. 2 ст. 199 ГК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Обсуждая требования Смолиной ФИО37. о взыскании заработной платы в части стимулирующих выплат, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников муниципальных организаций муниципального образования город Тула, осуществляющих образовательную деятельность» руководителю устанавливается надбавка за специфику работы в учреждении в процентном отношении к должностному окладу. Размер указанной выплаты руководителю устанавливается приказом работодателя (п. 17 трудового договора).

В качестве поощрения руководителю устанавливаются выплаты стимулирующего характера (премии). Положение о выплатах стимулирующего характера утверждается работодателем (п. 18 договора).

В соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных организаций, подведомственных управлению образования администрации г. Тулы (т.1 л.д. 190-214), являющемуся Приложением №1 к приказу Управления образования администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ., с целью повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования, стимулирования руководителей и исполняющих обязанности руководителей муниципальных учреждений в повышении эффективности деятельности по оказанию муниципальных услуг, качества услуги ведения финансового менеджмента, с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы, руководителю устанавливаются выплаты стимулирующего характера, к которым относятся: премия за качество выполняемой работы, премия за интенсивность и высокие результаты работы, премия по итогам работы.

Основанием для начисления премии руководителям является приказ по управлению образования администрации г. Тулы.

Решение о премировании принимается комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом начальника управления образования администрации города Тулы.

Решение о назначении премии за качество выполняемой работы, за интенсивность и высокие результаты работы на очередной квартал принимается по анализу работы в предыдущем квартале:

- на I квартал до 31 января текущего года (для анализа берутся показатели работы IV квартала предыдущего года);

- на II квартал до 30 апреля текущего года (для анализа берутся показатели работы I квартала текущего года);

- на III квартал до 31 июля текущего года (для анализа берутся показатели работы II квартала текущего года);

- на IV квартал до 30 октября текущего года (для анализа берутся показатели работыIII квартала текущего года). (ч. 3 Положения).

В соответствии с п. 5.1 названного Положения за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей руководителям может быть уменьшен размер премии вплоть до ее лишения.

Перечень критериев, которые являются основанием для понижения премии (депремирования) отражены в приложении 4 к Положению, к ним относятся: несоблюдение сроков и порядка предоставления отчетов о выполнении муниципального задания/плановых показателей; предоставление искаженной бухгалтерской отчетности; повышение показателей планируемой динамики средней заработной платы за годовой период (календарный год); наличие замечаний ГРБС в части предоставления муниципальным учреждением информации по отдельным запросам и выполнения отдельных поручений; выявление нарушений действующего законодательства, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности муниципального имущества; просроченная задолженность по начисленным выплатам по оплате труда перед работниками муниципального учреждения (за исключением депонированых сумм); наличие просроченной кредиторской задолженности на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом; отсутствие ежегодной инвентаризации; наличие обоснованных обращений и жалоб граждан со стороны участников образовательного процесса; наличие дисциплинарного взыскания; допущение ошибок в отчетной документации; невыполнение поручений учредителя.

Решение о понижении премии принимается комиссией. (п 5.4 Положения).

Как следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена комиссия по подготовке предложений по выплатам стимулирующего характера, которая рассматривает представленную специалистами Управления информацию по каждому муниципальному учреждению и готовит начальнику Управления предложение о размере выплат стимулирующего характера.

Должностной инструкцией руководителя общеобразовательной организации, утвержденной начальником управления образования администрации г Тулы Т.В. Золотовой ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования; выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, равно как и несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей (т.3 л.д.45-48).

Статьей 129 Трудового кодекса РФ премии отнесены к стимулирующим видам выплат, то есть выплатам сверх основного заработка работника за определенные достижения в трудовой деятельности в соответствии с показателями (основаниями) премирования, установленными в локальных нормативных актах организации.

Из смысла приведенной нормы закона следует, что в случае лишения или уменьшения размера премии работнику работодателю необходимо представить доказательства о наличии оснований и соблюдения процедуры в соответствии с Положением о премировании.

Как следует из акта проведения внеплановой выездной проверки специалистами Управления образования администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ., в ходе проведения указанной проверки выявлены нарушения приказа об организации охраны, пропускного и внутри объектного режимов работы, требований СанПиН в части организации образовательного процесса в начальных классах и работы группы продленного дня, требований СанПиН в части организации процесса питания, хранения суточной пробы и продуктов питания, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм; также нарушены правила внутреннего трудового распорядка, Смолиной ФИО38 ослаблен контроль за деятельностью дошкольных групп; выявлены нарушения в части организации учебно-воспитательного процесса (т.2 л.д.199-206).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с наличием жалоб, несоблюдением сроков и порядка представления отчетов, допущением ошибок в отчетной документации, невыполнением поручений Учредителя в отчетном периоде, в отношении руководителя МБОУ «Центр образования №» применено депремирование в размере 30% на ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.140-141).

Приказом начальника Управления образования администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ руководителю муниципального бюджетного образовательного учреждения № -Смолиной ФИО40. установлен размер премии на период с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть на ДД.ММ.ГГГГ года, в размере 60% от оклада.

Из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии по вопросу установления выплат стимулирующего характера руководителям образовательных организаций следует, что к руководителю МБОУ «Центр образования №» за качество выполняемой работы на ДД.ММ.ГГГГ года в связи с наличием жалоб, несоблюдением сроков и порядка представления отчетов, допущением ошибок в отчетной документации, невыполнением поручений Учредителя в отчетном периоде, применен процент депремирование в размере 25%.

Как следует из материалов дела, основанием для принятия комиссией решения о депримирования руководителя МБОУ «Центр образования №» послужила проведенная плановая проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МБОУ «Центр образования №», а именно: установлено, что плановый фонд оплаты труда на содержание операторов котельной завышен; неэффективно использованы средства бюджета на содержание операторов котельной и уплату налога на имущество; необоснованно начислена и выплачена заработная плата; необоснованно списаны продукты питания; недоначислены доходы за питание; не соблюдены сроки заключения контрактов с поставщиком по п. 8 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ, нарушены сроки опубликования контрактов в ЕИС, отсутствуют отчеты в ЕИС об исполнении, изменении и расторжении контрактов.

На основании приказа Управления образования администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. руководителю МБОУ «Центр образования №» на второй квартал установлен размер премии в размере 65% от основного оклада до ДД.ММ.ГГГГ.

Также из пояснений представителя ответчика- Управления образования администрации города Тулы следует, что основанием для применения процента депримирования в отношении руководителя МБОУ «Центр образования №» являлись, в том числе, и недостатки в работе указанного образовательного учреждения, на которые было указано главой администрации города Тулы руководителю в ходе проведения встреч ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами встреч главы администрации города Тулы Е.В. Авилова с представителями Управляющего Совета, директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № ».

Таким образом, поскольку выплата премии носит стимулирующий характер, не относится к гарантийным выплатам, является одной из мер поощрения, условия, порядок и размер ее начисления определяется положением о премировании, в соответствии с которым размер премии может корректироваться и снижаться вплоть до лишения такой выплаты, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений трудовых прав истца при распределении Управлением образования администрации города Тулы премиальных выплат руководителям образовательных учреждений, в том числе Смолиной ФИО41. в указанные ею в исковом заявлении периодах.

Кроме того, суд, с учетом заявления представителя ответчика о применении последствий пропуска истцом предусмотренного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с данными требованиями, приходит к выводу о том, что Смолиной ФИО42 обратившейся в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, пропущен годичный срок по требованиям о взыскании стимулирующих выплат за ДД.ММ.ГГГГ год.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Принимая во внимание, что факты нарушения Управлением образования администрации города Тулы трудовых прав Смолиной ФИО43. в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Смолиной ФИО44 к Управлению образования администрации г. Тулы о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, выплат стимулирующего характера, неустойки за задержку выплат, компенсации морального вреда, возложении обязанности пересмотреть оклад Смолиной ФИО45. до оклада вновь назначенного руководителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца после принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий