Дело 2-604/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2013 года г.Заринск
Заринский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Чернета С.А.
при секретаре Макулиной А.В.
рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению ФИО1 о признании неправомерными действия должностного лица РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский», обязанности произвести прием квалификационного экзамена,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностного лица РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский» и обязанности произвести прием экзамена.. В обоснование ссылается, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в РЭО для принятия у него квалификационного экзамена на получение права управления составами транспортных средств категорий «ВЕ» и «DE», им были представлены: заявление о принятии экзамена, паспорт, медицинская справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ЧУЗ МСЧ ОАО «Алтай-кокс», свидетельство о прохождении обучения по программе категории «Е» ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное <адрес>ной оборонной спортивно-технической организацией, водительское удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное РЭО ГИБДД <адрес>. После рассмотрения представленных документов ему было отказано в устной форме в допуске к сдаче квалификационных экзаменов, затем ДД.ММ.ГГГГ начальником РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский» ФИО2 предоставлен письменный отказ №. Считает данный отказ незаконным, поскольку им были представлены все необходимые документы, в отказе нет ссылки на конкретные пункты Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Просит обязать МО МВД России «Зариннкий» принять у него квалификационный экзамен на право управления составами транспортных средств категорий «ВЕ» и «DE».
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить. Дополнил, что он выполнил все условия изложенные в Правилах сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Должностное лицо неверно истолковало требования указанного нормативного документа, а также применило ведомственные распоряжения рекомендательного характера.
Представитель МО МВД России «Заринский» просил отказать в заявленных требованиях, в связи с тем, что в соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, помимо прочих документов, необходимо представить документ подтверждающий прохождение подготовки или переподготовки на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий. ФИО1 представил свидетельство об обучении по программе подготовки водителей на категорию транспортных средств «Е». Однако согласно информации МО ООГО ДОСААФ в период с 2002 по 2003 (период обучения Беккер ) учебная организация проводила переподготовку водителей транспортных средств категории с «С» на «Е» по программе утвержденной в 1998 году. Проводить переподготовку водителей с категории «В» и «Д» на категорию «Е» не имели возможности в связи с отсутствием материально-технического обеспечения. Поэтому хотя ФИО1 формально представил свидетельство об обучении, но фактически его не проходил. Кроме того, в ОГИБДД МО МВД России «Заринский» и учебных организациях отсутствует техническая база для принятия практического экзамена с категорий «В», «Д» на «Е».
Должностное лицо начальник РЭО ГИБДД МО МВД России «Зариснкий» ФИО2 просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям указанным представителем МО МВД России «Заринский». Уточнил, что действительно ответ ФИО1 не содержит ссылку на норму Правил, а также сделана ссылка на недействующий приказ Министерства общего и профессионального образования РФ.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности дорожного движения" граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
В силу статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил образцы водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
К сдаче экзаменов допускаются лица: 1) прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий; 2) прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (далее именуется - образовательное учреждение); 3) достигшие возраста: шестнадцать лет - для категории "А"; восемнадцать лет - для категорий "В" и "С"; двадцать лет - для категории "D", а также для управления трамваями и троллейбусами (пункт 10 Правил).
Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется - кандидат в водители), представляет в Государственную инспекцию: 1) заявление; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации); 4) медицинскую справку; 5) документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке); 6) водительское удостоверение (если ранее выдавалось); 7) фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции) (пункт 16 Правил).
Из пояснения сторон установлено, что весь перечень перечисленных документов ФИО1 предоставил в ОГИБДД и просил допустить к сдачи практического экзамена по категориям «В», «Д» к «Е».
Из материалов дела установлено, что ФИО1 имел водительское удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ категории «А В С D и отметку С к Е» сроком на 10 лет.
У кандидатов в водители, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "А", "В", "С" или "D", проверяются теоретические знания и навыки управления транспортными средствами соответствующих категорий, категории "Е" - только навыки управления, а трамваями и троллейбусами - только теоретические знания (пункт 19 Правил).
В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 об отказе в допуске практического экзамена на категории ВЕ и ДЕ начальник РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский» ФИО2 сослался на приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств», который в настоящее время не действует.
Как следует из письма заместителя директора Департамента Министерства Образования и науки Российской Федерации ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в учебный процесс примерных программ подготовки водителей транспортных средств» в адрес Президента Международной ассоциации автошкол ФИО5, «Приказ Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» ввел в действие доработанные с учетом современных тенденций развития отрасли Примерные программы, первоначально утвержденные приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств». Примерные программы действовали в переходный период, вплоть до вступления в силу новых программ, разработанных уже на основе профессиональных стандартов и с учетом новых категорий транспортных средств, согласно поправки к Венской конвенции.
В настоящее время подготовка водителей транспортных средств различных категорий проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ссылка начальника РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский» ФИО2, на приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, является не законной. Кроме того, в соответствии с Приказом МВД РФ « 782 от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» пунктом 11 Инструкции следует, что при отказе в допуске к экзаменам должностное лицо обязано сообщить заявителю в письменной форме с указанием причин отказа со ссылкой на соответствующие пункты Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
Согласно приказ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 365 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие водительского удостоверения" в водительском удостоверении в разделе 9 указываются разрешенные категории транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения. Указанные категории печатаются в отдельных рамках, которые располагаются в одну строку с соблюдением следующей последовательности: A, B, C, D, BE, CE, DE, трамвай, троллейбус.
Шрифт обозначения категорий "Трамвай" и "Троллейбус" должен отличаться от шрифта, которым обозначаются остальные категории.
В разделе 10 дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории проставляется на основании сведений автоматизированной базы данных выданных водительских удостоверений или реестра выдачи водительских удостоверений, а при отсутствии таких сведений - на основании подтверждающих документов (ранее выданного водительского удостоверения, водительской карточки или свидетельства о прохождении подготовки при наличии в них сведений о выданном водительском удостоверении данной категории, заверенных печатью Госавтоинспекции, временного разрешения на право управления транспортным средством, в котором указаны серия и номер водительского удостоверения, подтверждения о выдаче водительского удостоверения).
В разделе 12 указываются имеющиеся ограничения в действии удостоверения в отношении соответствующих категорий транспортных средств.
В разделе 14 указываются общие ограничения в действии удостоверения в отношении всех категорий транспортных средств, информация о стаже управления транспортными средствами, а также информация, касающаяся владельца транспортных средств.
До этого времени в соответствии с Конвенцией о дорожном движении подкатегории BE, CE, DE не существовали. Существовали категории «А, В, С, Д, Е».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1396, водительское удостоверение - это документ, подтверждающий право гражданина управлять транспортным средством определенной категории.
При выдаче водительского удостоверения на право управления транспортными средствами другой категории ранее выданное удостоверение изымается, а разрешающие отметки и записи из него переносятся в новое.
Водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "А", "В", "С", "D" и "Е" подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий: в том числе - категория "Е" - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "В", "С" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
На момент обучения ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовала примерная программа подготовки водителей транспортными средствами категории «Е» (далее Примерная программа), которая разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», стандарта Российской Федерации по профессии «водитель транспортного средства категории «Е».
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 суду показал, что в период ДД.ММ.ГГГГ годы являлся преподавателем в Заринском РОСТО и обучение курсантов проходило в полном соответствии с примерной программой подготовки водителей транспортными средствами категории «Е». Свою программу они не утверждали.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами.
В примерной программе подготовки водителей транспортными средствами категории «Е» имеются указания на то, что в зависимости от наличия у обучающегося категории «В», «С», «Д» изучаются соответственно прицепы легковых автомобилей, прицепы и полуприцепы грузовых автомобилей и сочлененные автобусы. Таким образом, обучение строилось в зависимости от наличие у обучающегося тех или иных категорий.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 имел открытые категории «А» и «В» с ДД.ММ.ГГГГ, категорию «С» с ДД.ММ.ГГГГ. Обучение на категорию «Д» прошел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент обучения по программе «Е» он имел категории «В», «С», «Д».
Согласно квалификационным требованиям Примерной программы водитель транспортного средства категории «Е» должен уметь буксировать прицепы массой свыше <данные изъяты> кг. Квалификационные требования не содержат указания на умение буксировать прицепы по каждой категории.
Данный вывод подтверждается указанием в лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, на дату обучение ФИО1, права обучения ОСТО водителей транспортных средств по категории «Е» по профессии водитель автопоезда (л.д. 30-31). В то время как в лицензии на право образовательной деятельности от 2011 года указано право на обучение водителей по категории «Е» для лиц имеющих право на управление транспортными средствами категории «С» (л.д. 35-37).
Стандартом Российской Федерации по профессии водитель транспортного средства категории «Е» ОСТ 9ПО ДД.ММ.ГГГГ-96 введенного в действие ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что водитель транспортного средства категории «Е» имеет право управлять составами транспортных средств с тягачами, относящимися к категории транспортных средств «В», «С» и «Д». При этом в профессиональный блок водителя транспортного средства категории «Е» включено общее понятие автопоезд, его устройство. В главу вождение автопоезда включены приемы управления автопоездом и маневрирование без разграничение на категории.
Квалификационными требованиями закреплено, что водитель категории «Е» должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов и автомобилей-тягачей. При этом программа обучения, по которой обучался ФИО1, содержит ссылки на общие понятия «автомобиль-тягач» и их классификацию в зависимости от применяемого двигателя, а не от разрешенных категорий. Также изучалось общее понятие «прицеп», сущность технической эксплуатации автопоездов. Программа связанная с вождением автопоездов предусматривала также общие требования к автопоезду без разграничения на их виды. Перечень учебного оборудования предусматривал только комплект прицепа и полуприцепа без из разграничений.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 приказом от ДД.ММ.ГГГГ по ФИО7 ОСТО был зачислен в учебную группу по обучению водителей транспортных средств категории «Е». Как следует из выписки из приказа группа была набрана без конкретизации подкатегорий, а в целом на категорию «Е». Об этом же свидетельствует указание на утверждение инструктора группы по вождению автопоездов - ФИО8, без конкретизации категории автомобилей (л.д. 41).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ по ФИО7 ОСТО группа, в которой проходил обучение ФИО1 успешно окончила курсы по подготовке водителей транспортных средств категории «Е» с выдачей свидетельства (л.д. 40).
Экзаменационным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается сдача ФИО1 экзаменов, в том числе практических, правил движения, вождения, общих по программе категории «Е», без каких либо оговорок о подкатегориях (л.д. 42-43).
После замены водительского удостоверения ФИО1 было выдано ДД.ММ.ГГГГ удостоверение № на право управления транспортными средствами категорий «А В С D СЕ», водительское удостоверение не имеет отметок о том, что он имеет право управления транспортными средствами категорий «ВЕ и ДЕ». В водительской карточке на имя ФИО1 указано на выдачу удостоверения № с открытыми категориями «А, В, С, Д, Е», заверенная подписью должностного лица РЭП и печатью.
Согласно представленных документов ФИО1 обладал водительским удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД <адрес>, сроком действия на 10 лет, он имел право управления транспортными средствами категории АВСD, и указанием в особых отметках подкатегории С к Е, стаж с 1993 г.
Согласно свидетельства серии ВС № ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался по программе «Категория «Е».
Из подлинного акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в РС ОСТО имеется инструктор по практическому вождению ФИО8 с открытыми категориями «А, В, С, Д, Е». Также в РС ОСТо имеются учебные автомобили ЗИЛ-№, ЗИЛ-№, ПАЗ-№, ГАЗ-САЗ-№, ВАЗ-№, автоприцеп АКБ -№ (в судебном заседании установлена описка, прицеп ГКБ-№).
Согласно технических данных на прицеп автомобильный ГКБ-№ следует, что масса снаряженного прицепа № кг, полная масса № кг, то есть более чем № кг, требуемых квалификационными требованиями, предусмотренными примерной программой подготовки водителей транспортными средствами категории «Е».
В связи с чем, суд считает установленным, что примерной программой подготовки водителей транспортными средствами категории «Е» от 1999 года была предусмотрена возможности прохождения обучения на любом виде транспортных средств в составе автопоезда, что давало право обучаемому в последствие быть допущенным к сдачи экзамена по категориям «ВЕ», «СЕ», «ДЕ». ФИО1 прошел обучение именно по категории «Е» и был допущен к сдачи экзамена, после которого ему присвоена подкатегория «СЕ». В настоящее время ФИО1, имеющий категории «В и Д», имеет право на допуск к сдачи квалификационного экзамена по подкатегории «ВЕ» и «ДЕ».
В настоящем судебном заседании представителем РЭО ГИБДД не доказано, что ФИО1 не имеет право быть допущенным к сдачи экзамена по категории ВЕ, DЕ.
Ссылка на то, что ФИО1 не проходил обучение по тем программам обучения, которые были введены с 2009 года и дают право на управление определенными категориями транспортных средств, судом не принимаются, так как ФИО1 не несет ответственности за организацию, проводящую подготовку водителей, кроме этого, на основании обучения ему уже выдавалось свидетельство о прохождении обучения, на основании чего получено категория «СЕ». Кроме этого, программы обучения за указанный период менялись несколько раз, последнее изменение в 2010г., которым предыдущие отменены, но данное не свидетельствует о том, что водители, прошедшие обучение по старым программам и получившие после этого водительские удостоверения по определенным категориям, должны заново пройти обучение. Им должно быть предоставлено право сдать квалификационный экзамен для подтверждения категории, нормативных документов, регламентирующих данный порядок не имеется.
Справка временно исполняющего обязанности МО ООГО ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ послужившая основанием к отказу в допуске к экзамену ФИО1 не опровергает выводы суда, поскольку подтверждает, что на 2002 год РС ОСТо имело возможность обучать граждан вождению автопоезда по программе 1999 года, так как имело в наличии транспортные средства и автоприцеп (л.д. 24).
Суд не берет во внимание акт проверки автошколы от ДД.ММ.ГГГГ поскольку он предоставлен МО МВД России «Заринский» в копии, подлинники отсутствуют.
В разъяснениях № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорий «Е» даны предложения относительно включения категорий без сдачи экзамена. В то время как ФИО1 заявлял о допуске к сдачи квалификационного экзамена. Кроме того, данное письмо носит рекомендательный характер.
Ссылка должностного лица, что в случае получения права управления по категориям «ВЕ» и «ДЕ» ФИО1 будет представлять угрозу безопасности не соответствует действительности, поскольку предполагает эту угрозу в будущем, а также безопасность вождения ФИО1 и должен подтвердить в ходе сдачи практического экзамена на право управления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия должностного лица РЭО ГИБДД МО МВД России «Заринский».
Обязать МО МВД России «Заринский» осуществить прием квалификационных экзаменов на право управления составами транспортных средств «ВЕ» и «DЕ».
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд в течение одного месяца через Заринский городской суд с момента составления мотивированного решения.
Судья С.А.Чернета