ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-604/2022 от 15.09.2022 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

Дело № 2-604/2022

УИД 39RS0020-01-2022-000453-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 г. гор. Светлогорск

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Севодиной О.В., при секретаре Ситишкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Литвина С.В. к АО «Янтарьэнергосбыт», третьи лица общество с ограниченной ответственностью «Агроимпульс», общество с ограниченной ответственностью «УК «Лансар», Акционерное Общество «Россети Янтарь» о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении порядка одностороннего изменения (расторжения) условий договора энергоснабжения в Приложении к нему

УСТАНОВИЛ:

Литвин С.В. обратился в суд с иском к ООО «Янтарьэнергосбыт», в котором просил: 1) признать незаконными действия ответчика по изменению значений расчетного уровня напряжения в Приложении и , а также уменьшении уровня напряжения в точке подключения Приложение к действующему договору энергоснабжения от ; 2) обязать произвести перерасчет платы за поставленную электроэнергию в период с по , потребленного по показаниям прибора учета , с применением первой ценовой категории (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период) по установленному уровню напряжения СН2, в точном соответствии с договором электроснабжения от ; 3) признать незаконными уведомления от и от о полном ограничении режима потребления электроэнергии в отношении электроустановок истца, расположенных в нежилом помещении по адресу: .

В обоснование иска указано, что между ОАО «Янтарьэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и Литвиным С.В. (потребитель) действует договор энергоснабжения от , в рамках которого осуществляется подача электроэнергии на объект энергоснабжения, расположенный по адресу:

Ранее каких-либо разногласий между сторонами не отмечалось.

Однако при обработке выставленных к оплате счетов за года было выявлено существенное увеличение платежей, в связи с изменением тарифа с 6,30 руб./КВтхч до 9,34 руб./КВтхч. Свои действия гарантирующий поставщик аргументировал тем, что с . была изменена точка подключения с СН2 на Н, через которую подача электроэнергии на объект осуществляется по другим, более высоким тарифам.

Истцом в адрес ответчика была направлена претензия, подкрепленная требованием о восстановлении энергообеспечения объекта на условиях действующего договора энергоснабжения от .

В ответ на претензию ответчиком произведен перерасчет оплаты за услугу за весь прошедший год, а последний уведомил истца, что в случае неоплаты счетов по объекту электроснабжения будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.

Изменяя стоимость оплаты потребленной электроэнергии с последующим перерасчетом платежей, ответчик, по мнению истца, осуществил умышленные действия, повлекшие необоснованное увеличение размера такой платы, чем нарушил имущественные права истца.

В трактовке Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными.

В пункте 81 Основ ценообразования № 1178 прямо предусмотрено, что в расчетном периоде регулирования, не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.

В ходе рассмотрения дела истец, неоднократно уточняя исковые требования и отказавшись от пунктов 2, 3 требований, в окончательном варианте просил признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в нарушении порядка одностороннего изменения (расторжения) условий договора энергоснабжения от в Приложении и ; считать действующими условия договора энергоснабжения по установленному уровню напряжения СН2 в точном соответствии с договором энергоснабжения от (л.д. 42, 203).

Определением суда от производство по делу в части понуждения произвести перерасчет платы за поставленную электроэнергию за период с по и признании незаконными уведомлений от и о полном ограничении режима потребления электроэнергии прекращено, в связи с отказом истца от иска (л.д. 55-56).

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Россети Янтарь» (ранее АО «Янтарьэнерго»).

Истец Литвин С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Гизун Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что между сторонами действует договор энергоснабжения от . При этом указала, что определение объема потребленной электроэнергии объекта истца производится исходя из показаний расчетного прибора учета , установлено в вводно-распределительном устройстве-0,4 кВ МКД по .

В рамках договора, заключенного с истцом, числится задолженность в размере 55 062,27 руб., которая образовалась по причине произведенных доначислений за период с .

Причиной доначислений послужило предоставление сетевой организацией ООО «Агроимпульс» документов, в том числе, акта разграничения балансовой принадлежности (далее - АРБП) от № в рамках проверки, проведенной в четвертом квартале Службой по государственному регулированию цен и тарифов в части применения стоимости за услуги по передаче электроэнергии.

Согласно АРБП границей раздела между сетевой организацией ООО «Агроимпульс» и собственником объекта (истца) является ВРУ-0,4 кВ МКД по в , что соответствует низкому расчетному уровню направления (НН). При этом со стороны гарантирующего поставщика применялся тариф, соответствующий среднему уровню напряжения - СН2. В связи с чем была произведена корректировка. Обратила внимание суда, что уровень напряжения для определения подлежащей применению цены не может определять соглашением сторон и объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации и императивными нормами.

В соответствии с п. 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (топливную) энергию на розничном (потребительском рынке), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам РФ от размер тарифа на услуги по передаче электроэнергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая, в свою очередь, дифференцируется по 4 уровням напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении (ВН) 110кВ и выше, на среднем первом напряжении (СН1) 35 кВ, на среднем втором напряжении (СН2) 20-1 кВ, на низком напряжении (НН) -0,4 кВ и ниже.

В силу естественно монопольной деятельности сетевых организаций, условия о цене услуг (тарифа) в значительной степени регулируются нормативно. Нормативные предписания, носящие императивные характер, обязательны для сетевой и сбытовой компаний вне зависимости от условий заключенного между ними договора (л.д. 193-195).

Представитель АО «Россети Янтарь» Геймур А.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Предоставил письменный отзыв, в котором указал, что согласно условиям договора энергоснабжения от , объектом энергоснабжения истца является нежилое помещение литера 4, расположенное в МКД по адресу: .

Согласно акта разграничения балансовой принадлежности от № МКД присоединен к электрическим сетям, принадлежащим ООО «Агроимпульс», балансовая принадлежность ООО «Агроимпульс» и ООО «Вивагс» установлена во ВРУ жилого дома ().

На балансе ООО «Агроимпульс» находится кабельная линия от трансформаторной подстанции (далее - ТП) до вводно-распределительного устройства (далее - ВРУ) жилого дома протяженностью 50 метров.

Указанная схема присоединения и установленная граница балансовой принадлежности, соответствует низкому уровню напряжения (НН).

Значение питающего центра ТП-428 (СН2) не может быть применено при расчете цены услуги по передаче электрической энергии, поскольку граница балансовой принадлежности установлена не на объекте электросетевого хозяйства на котором происходит трансформация напряжения.

Таким образом, в отношении нежилого помещения истца, начиная как минимум с , должен был применяться тариф на услуги по передаче электрической энергии по низкому напряжению (НН).

Постановлением Службы по регулированию цен и тарифов Калининградской области от установлено, что АО «Янтарьэнерго» при осуществлении расчетов за передачу электрической энергии с АО «Янтарьэнергосбыт» в годах по отдельным потребителям ошибочно определяло стоимость указанных услуг по тарифу среднего второго уровня напряжения (СН2) вместо применения при расчете тарифа низкого уровня напряжения (НН).

В г. АО «Янтарьэнергосбыт» произведен аудит точек поставки конечных потребителей (в том числе и принадлежащей истцу), подключенных к сетям Общества опосредованно через электрические сети территориальных сетевых организаций ООО «Агроимпульс» и ООО «Энергосеть» на предмет корректного применения расчетного уровня напряжения, и произвел соответствующее уточнение расчетного уровня напряжения (л.д. 218-219, 97-102).

Представители ООО «Агроимпульс», ООО «УК Лансар» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), рассматривает дело при существующей явке участников процесса.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

На основании п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Государственное регулирование в сфере электроэнергетики основывается на принципах достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии в силу ее естественно-монопольного характера подлежит государственному регулированию посредством установления единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям, а также путем регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 20, п. 1 и 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике).

Статьей 23 Закона об электроэнергетике установлены основные принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Согласно пункту 1 названной статьи государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничном рынке подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

По общему правилу установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за исключением отдельных случаев, когда такое регулирование отнесено в полномочиям Правительства Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов (п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила № 1178).

С учетом изложенного стороны как субъекты электроэнергетики не вправе игнорировать тарифные решения, принятые уполномоченными органами и определять стоимость электроэнергии другим образом.

В соответствии с Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 № 189, Служба устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и/или максимального) уровней таких цен (тарифов); цены на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или иной законном основании территориальным сетевым организациям в рамках установленных федеральных органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и/или максимального) уровней таких цен (тарифов). Кроме того, Служба осуществляет контроль за правильностью применения регулируемых государством цен в электроэнергетике.

Из материалов дела следует, что сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии (мощности) с применением единых (котловых) тарифов на территории Калининградской области является АО «Россети Янтарь».

Гарантирующим поставщиком, осуществляющим продажу электрической энергии на территории Калининградской области является АО «Янтарьэнергосбыт».

между АО «Россети Янтарь» и АО «Янтарьэнергосбыт» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и покупки электрической энергии для компенсации потерь к электросетям № в рамках которого АО «Россети Янтарь» оказывало АО «Янтарьэнергосбыт» услуги по передаче электроэнергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих АО «Россети Янтарь» на праве собственности или ином установленном законом/договором основании, а также через технические устройства электрических сетей территориальной сетевой организации, а АО «Янтарьэнергосбыт» оплачивало услуги Общества.

между ОАО «Янтарьэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и Литвиным С.В. (потребитель) заключение договор энергоснабжения , по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставлением иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязался оплатить приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные настоящим договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии (мощности), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии (л.д. 7).

Согласно п. 5.7 договора величина максимальной мощности устанавливается сторонами по соответствующим точкам поставки в Приложении к настоящему договору.

В соответствии с перечнем точек поставки, являющегося приложением к договору, объектом энергоснабжения является встроенное нежилое помещение общей площадью 85,8 кв.м., расположенное по адресу: .

Место установки ПУ- вводно-распределительное устройство, уровень напряжения в точке подтверждения- 0,4 кВ, расчетный уровень напряжения - СН2 (л.д.16).

Как следует из иска, до . истцом производилась оплата согласно указанному уровню напряжения. Вместе с тем, в г. истец получил счета, из которых следовало, что произведено доначисление платы за оказываемые услуги в связи с корректировкой уровня напряжения с СН2 на НН. Использование нового уровня напряжения (НН) относительно объекта недвижимости истец считает незаконным.

Суд не может согласиться с данным доводом истца в силу следующего.

Согласно акта разграничения балансовой принадлежности от № МКД присоединен к электрическим сетям, принадлежащим ООО «Агроимпульс» (л.д. 108).

Балансовая принадлежность ООО «Агроимпульс» установлена на вводно-распределительном устройстве жилого (точка поставки 1: соединительная муфта на КЛ-10 кВ ТП-461-ТП-428, точка поставки 2: контактные соединения ВН в ячейке КЛ-10кВ ТП-468-ТП-428 в РУ-10кВ ТП-428). Расчетный уровень напряжения в точках поставки: СН2 (л.д. 109 -111).

На балансе ООО «Агроимпульс» находится кабельная линия от трансформаторной подстанции до вводно-распределительного устройства жилого дома протяженностью 50 метров.

между ОАО «Янтарьэнерго» и ООО «Агроимпульс» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № (л.д. 112)

Размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически, обоснованной ставки, которая дифференцируется по четырем уровням напряжения (на высоком напряжении, на среднем первом напряжении, на среднем втором напряжении; на низком напряжении) в точке подключения потребителя к электрической сети организации.

В соответствии с п. 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от (далее - Приказ ) размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН 2) 20-1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.

Граница балансовой принадлежности между потребителем и сетевой организацией согласно АРБП расположена на нижних зажимах автоматического выключателя в ВРУ-0,4кВ МКД.

В соответствии с методическими указаниями, напряжение 0,4 кВ, относится к уровню напряжения НН.

Напряжение 0,4 кВ - эта величина объективно зависящая от условий технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации, а порядок применения уровня напряжения для определения подлежащего применению тарифа предписывается императивными нормами законодательства.

Как следует из абз. 11-15 п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2012 № 442, а также в соответствии с Методическими указаниями но расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию , следует, что возможность выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии предопределяется условиями технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.

Принимая вышеизложенные обстоятельства, с учетом условий технологического присоединения энергопринимающего устройства объекта истца, то применение ответчиком уровня напряжения НН является правильным и обоснованным. Оснований для применение уровня напряжения СН2 не имеется.

За действия, связанные с занижением регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования АО «Янтарьэнерго» постановлением Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 162-179)

С учетом установленных обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцом, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ. не представлено доказательств совершения ответчиком действий, которые нарушили бы его права и законные интересы, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не усматривает.

Согласно ч. 3 ст. 144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Принимая во внимание, что оснований для удовлетворения исковых требований Литвина С.В. судом не установлено, то обеспечительные меры, принятые определением Светлогорского городского суда от подлежат отмене, сохранив свое действие до вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Литвина С.В. к АО «Янтарьэнергосбыт» о признании незаконными действий, выразившиеся в нарушении порядка одностороннего изменения (расторжения) условий договора энергоснабжения в Приложении к нему оставить без удовлетворения.

Обеспечительные меры, принятые определением Светлогорского городского суда от , отменить, сохранив их действие до вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение суда составлено в окончательной форме

Председательствующий О.В. Севодина