К делу №2-605-2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Краснодарский край 11 июля 2017 года
Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Белоцерковской Л.В., с участием помощника прокурора Калининского района Белоконева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района обратился в Калининский районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в котором указано, что в целях выявления сайтов, содержащих сведения о готовящихся либо совершаемых преступлениях или правонарушениях, прокуратурой района осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено, что на сайте https://drez.ru/brand/adidas в открытом доступе размещена информация в виде коммерческого предложения покупки товаров с логотипом торговой марки «Адидас» с указанием стоимости товара, контактов поставщика и способа пересылки.
В соответствии с ч.1 ст.1477 ГК РФ, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно ч.1 ст.1484 ГК РФ, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
В силу ч.2 ст.1486 ГК РФ, для целей настоящей статьи использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 настоящего Кодекса, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.
Вместе с тем, в ходе анализа представленной на указанной Интернет странице информации установлено, что документы, подтверждающие возможность использования Интернет - магазином Drez.ru товарного знака «Адидас», отсутствуют. Использование товарных знаков в отсутствие соглашений с правообладателем является предпосылкой продажи контрафактной продукции.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ).
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса является административно - наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.12 КоАП РФ. Кроме того, за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.14.10 КоАП РФ.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности покупки контрафактных товаров с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Согласно ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр согласно п.2 ч.2 ст.15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п.3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Согласно п.п.2,3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга и Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, защиты прав и законных интересов других лиц, и охраняемых интересов общества и государства в целом.
На основании изложенного, прокурор Калининского района просит суд:
1) Признать информацию, содержащуюся на Интернет - странице с адресом https://drez.ru/brand/adidas информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
2) Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <...>) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сати Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по ЮФО извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв на заявление, в котором против удовлетворения требований прокурора не возражал, а также просил рассмотреть дело без его участия. Суд в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании помощник прокурор Калининского района Белоконев С.А. поддержал доводы, указанные в заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Выслушав прокурора Белоконева С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.1477 ГК РФ, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно ч.1 ст.1484 ГК РФ, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно ч.2 ст.1486 ГК РФ, для целей настоящей статьи использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 настоящего Кодекса, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ).
Согласно ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса является административно - наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.12 КоАП РФ. Кроме того, за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.14.10 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр согласно п.2 ч.2 ст.15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п.3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Согласно п.п.2,3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, в целях выявления сайтов, содержащих сведения о готовящихся либо совершаемых преступлениях или правонарушениях, прокуратурой района осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено, что на сайте https://drez.ru/brand/adidas в открытом доступе размещена информация в виде коммерческого предложения покупки товаров с логотипом торговой марки «Адидас» с указанием стоимости товара, контактов поставщика и способа пересылки, при этом документы, подтверждающие возможность использования Интернет - магазином Drez.ru товарного знака «Адидас», отсутствуют. Использование товарных знаков в отсутствие соглашений с правообладателем фактически является предпосылкой продажи контрафактной продукции.
Согласно ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
При указанных обстоятельствах, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, суд полагает заявленные требования прокурора Калининского района удовлетворить в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
1) Признать информацию, содержащуюся на Интернет - странице с адресом https://drez.ru/brand/adidas информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
2) Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <...>) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сати Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.