ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-605 от 31.12.9999 Кизеловского городского суда (Пермский край)

                                                                                    Кизеловский городской суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кизеловский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-605/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Горн Н.Л.,

с участием истца Носовой Л.И.,

представителя ответчика Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района Порфирьевой Г.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя МДОУ Детский сад № 9 комбинированного вида второй категории Аняновой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел дело по иску Носовой Л.И. к Управлению образования Администрации Кизеловского муниципального района, заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №, Администрации Кизеловского муниципального района об обязании выплатить единовременное пособие при выходе на пенсию, надбавки за высшую квалификационную категорию и отраслевую награду,

установил:

Носова Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению образования Администрации Кизеловского муниципального района, заведующей МДОУ Детский сад №, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №, Администрации Кизеловского муниципального района об обязании выплатить ей единовременное пособие при выходе на пенсию в размере № рублей, надбавки за высшую квалификационную категорию в размере № рублей и отраслевую награду в сумме № рублей.

В судебном заседании истица уточнила свои исковые требования просит взыскать с Администрации Кизеловского муниципального района, Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района, Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № единовременное пособие при выходе на пенсию в размере № рублей, надбавку за высшую квалификационные категорию с ДД.ММ.ГГГГ года включительно в сумме № рублей, надбавку за отраслевую награду с ДД.ММ.ГГГГ года включительно в размере № рублей. Пояснила, что к заведующей МДОУ Детский сад № исковых требований не предъявляет, она уменьшила суммы, подлежащие к взысканию, в связи с тем, что Закон Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования» вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ года. Она работала в Детском саду № заместителем заведующего по воспитательной работы с ДД.ММ.ГГГГ года. Ей была назначена льготная педагогическая пенсия в ДД.ММ.ГГГГ году, сейчас эта пенсия ей выплачивается и считается льготной пенсией по старости. Она достигла пенсионного возраста три года назад. ДД.ММ.ГГГГ она уволилась по собственному желанию. Она не является инвалидом. Ранее на основании Закона Пермской области «Об образовании» до ДД.ММ.ГГГГ года она получала надбавки за высшую квалификационную категорию и отраслевую награду. Она не просит выплатить эти надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку указанный Закон был отменен. В п. 5 ст. 17 Закон Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования» указано, что муниципалитет вправе выделять денежные средства на образовательные учреждения, не указанные в п. 1 ст. 17 указанного Закона, то есть дошкольные образовательные учреждения. Ее вины в том, что Администрация Кизеловского муниципального района и Управление образования Администрации не представили проект нормативного акта о социальных гарантиях работникам дошкольных образовательных учреждений в Земское Собрание Кизеловского муниципального района для утверждения и принятия решения о выделении денежных средств, нет. Она обращалась в Земского Собрание, где ей пояснили, что если бы был такой проект, то вопрос был бы решен положительно. Считает, что единовременно пособие в размере № рублей ей должно быть выплачено в связи с увольнением и выходом на пенсию, хотя она уже была на пенсии. В некоторых учреждениях сотрудники уходили на пенсию, получали пособие, а потом их снова принимали на работу. Но сделать таким образом, ей не удосужилось, в детском саду не заботятся о сотрудниках. Заведующий говорил, что денежные средства на выплату единовременного пособия заложены в бюджет детского сада, поэтому деньги должны быть ей выплачены, в том числе, на основании п. 5 ст. 17 Закон Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования».

Представитель Управления образования Администрации Кизеловского

муниципального района Порфирьева Г.А. иск не признала, пояснила, что Управление образования Администрации не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку работодателем истицы являлся Детский сад №. Согласно ст. 5 ст.17 Закона Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» органы местного самоуправления вправе предусмотреть дополнительные социальные льготы для педагогических работников, но это всего лишь право, а не обязанность, что подтверждается Федеральным законом № 131 «Об органах местно самоуправления». Но есть ограничения данного права, предусмотренные ст. 136 Бюджетного кодекса РФ. Это право распространяется только на территории где дотации субъекта Федерации менее 70 %. Кизеловский муниципальный район является глубоко дотационной территорией, где дотации составляют более 70 %. Управление образования в новом нормативном акте «О предоставлении начального, среднего, дошкольного, дополнительного образования на территории Кизеловского муниципального района», который находится на согласовании в Администрации Кизеловского муниципального района, предусмотрело социальные гарантии для работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, финансируемых за счет бюджета Кизеловского муниципального района. Данный документ находится на согласовании в Администрации Кизеловского муниципального района. Финансовым управлением Администрации Кизеловского муниципального район в Правительство Пермского края сделан запрос о том, может ли Администрация Кизеловского муниципального района предоставить такие гарантии, поскольку Кизеловский муниципальный район является глубоко дотационной территорией. Считает, что п. 5. ст.17 Закона Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» противоречит законодательству. На сегодняшний день для работников образования, финансируемых за счет бюджета Кизеловского муниципального района, нет нормативного акта, который бы предусматривал социальные гарантии при увольнении по собственному желанию. Бюджет района утверждается согласно методики нормирования Кизеловского муниципального района. Это нормативный акт, принятый Администрацией Кизеловского муниципального района по согласованию с Земским Собранием. Смету расходов бюджета Детского сада № 9 можно проверить. В методике формирования бюджета социальные гарантии на ДД.ММ.ГГГГ год в смете детского сада не предусмотрены. На основании вышеизложенного, Носовой Л.И. было отказано в социальных гарантиях. Пунктом 1 ст.17 Закона Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» предусмотрены социальные гарантии только для работников, фонд оплаты труда которых финансируется за счет субъекта Федерации. Согласно Закона «Об образовании» субъект Федерации финансирует только общеобразовательные учреждения. Согласно этого же закона, дошкольное образовательное учреждение не относится к общеобразовательным учреждениям. Финансовое обеспечение дошкольных образовательных учреждений является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае Администрации Кизеловского муниципального района. Детский сад № финансируется за счет бюджета Администрации Кизеловского муниципального района. Бюджет формируется на уровне Кизеловского муниципального района, принимается Земским собранием и по всем дошкольным учреждениям предусмотрена общая строка. Согласно методике формирования бюджета нормативного финансирования по количеству детей составляется смета по каждому учреждению. Смету составляет Управление образования Администрации, поскольку является главным распорядителями бюджетных средств в сфере образования. Смету утверждает руководитель бюджетного учреждения, в данном случая руководитель Детского сада. В методике формирования бюджета обозначены все статьи расходов, сколько стоит вид услуги на одного ребенка. Выплаты по надбавкам за высшую квалификационную категорию и награды не производились с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с переходом на новую систему оплату труда. Оплата руководителей и их заместителей зависит от средней заработной платы воспитателей, у которых в окладе заложена квалификационная категория. В новой системе оплаты труда предусмотрена прямая зависимость от квалификации воспитателей, чем выше их квалификация, тем больше оклад руководителя и его заместителя. Также было приостановлено действие Закона Пермского края «Об образовании Пермской области» в отношении дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Учреждения данной категории, в которых позволял фонд оплаты труда, на основании Положений о сложности и напряженности и старого Положения об оплате труда работников учреждений образования г. Кизел, стимулировали своих работников, выплачивали надбавки за почетное звание работников и высшую квалификационную категорию. С ДД.ММ.ГГГГ года в связи с новой системой оплаты труда было издано новое Положение, поэтому выплата надбавок прекратилась. Хотя действия Закона Пермской области «Об образовании» было приостановлено, надбавки выплачивались до издания Положения о формировании системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Кизеловского муниципального района. В указанном положении не предусмотрены надбавки за награду и высшую квалификационную категорию.

Представитель ответчика МДОУ Детский сад № Анянова Л.П. исковые требования не признала, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ года всем сотрудникам детского сада № было выдано уведомление об изменении системы платы труда. Истица также была уведомлена под роспись. Считает, что права Носовой Л.И. нарушены не были. Надбавка за высшую категорию входила в оклад истицы, которая согласилась с такой формой оплаты труда и уволилась по собственному желанию. Бюджет Детского сада № формируется не ею, деньги в смете на данные льготы не заложены.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования истицы необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Статья 32 Закона Пермской области «Об образовании Пермской области» № 1641-282 от 12.07.2001 года предусмотрела материальное обеспечение и социальную защиту работников образования Пермской области. Педагогическому работнику государственного (областного) и муниципального образовательного учреждения: дошкольного, общеобразовательного (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), специального (коррекционного) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования детей, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); начального, среднего профессионального образования (в том числе находящихся в ведении Министерства образования Российской Федерации) за счет средств областного бюджета дополнительно к федеральным устанавливаются следующие социальные льготы и гарантии: педагогическим работникам (в том числе руководителям) указанных образовательных учреждений при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в размере 3-х должностных окладов (п. 1 п.п. «в» ст. 32 Закона). Согласно п.п. 2 и 4 указанной статьи со дня присвоения педагогическому работнику (в том числе руководителю) образовательного учреждения, указанного в п. 1 настоящей статьи, высшей квалификационной категории, ему устанавливается надбавка в размере 25 % от ставки ( должностного оклада). Педагогическим работникам ( в том числе руководителям) образовательных учреждений, указанных в п. 1 настоящей статьи, имеющим отраслевые награды, устанавливается надбавка в размере 15 % от должностного оклада.

Законом Пермского края № 374 -ПК от 23.12.2008 года «О бюджете Пермского края на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», принятого Законодательным собранием Пермского края 18.12.2008 года, пункт 1 статьи 32 Закона Пермской области от 12.07.2001 года № 1641-282 «Об образовании в Пермской области» в части установления дополнительных к федеральным социальных гарантий и льгот за счет средств краевого бюджета для муниципальных образовательных учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования Российской Федерации, приостановлен с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года.

Законом Пермского края № 560-ПК от 17.12.2009 года «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», принятого Законодательным собранием Пермского края от 10.12.2009 года, пункт первый части 32 Закона Пермской области « Об образовании в Пермской области» приостановлена с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года.

18.02.2010 года Законодательным Собранием Пермского края был принят Закон Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» № 587-ПК, который вступил в законную силу через десять дней после его официального опубликования 22.03.2010 года в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 11. Согласно ч. 2 ст. 18 указанного Закона со дня его вступления в силу признан утратившим силу Закон Пермской области от 12.07.2001 года № 1641-282 «Об образовании в Пермской области».

Согласно п. 3 ч.1 ст. 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 года № 587-ПК « О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются следующие социальные гарантии и льготы: педагогическим работникам (в том числе руководителям) указанных в части 1 настоящей статьи образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в размере 12600 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 года № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» со дня присвоения педагогическому работнику (в том числе руководителю) образовательного учреждения, указанного в части 1 настоящей статьи, высшей квалификационной категории устанавливается ежемесячная надбавка в размере 1050 рублей. При наличии у работника образовательного учреждения высшей квалификационной категории как должностного лица и как педагогического работника выплата надбавки, указанной в настоящей части, осуществляется по основной должности.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 года № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» педагогическим работникам ( в том числе руководителям) образовательных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи: имеющим отраслевые награды ( за исключением почетных грамот Министерства образования и науки Российской Федерации), устанавливается ежемесячная надбавка в размере 590 рублей.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов, в том числе, дошкольные и общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

Согласно ч. 5 ст. 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 года № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе предусмотреть дополнительные социальные гарантии и льготы педагогическим работникам образовательных учреждений (организаций), не указанных в части 1 настоящей статьи, за счет средств местного бюджета и образовательного учреждения (организации).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истица с ДД.ММ.ГГГГ работала в педагогических должностях, с ДД.ММ.ГГГГ работала заместителем заведующей по воспитательной работе Детского сада №, ДД.ММ.ГГГГ уволена п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 6-9), приказами № и № от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Носовой Л.И. (л.д. 71, 73, 72)

Носова Л.И. награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается удостоверением к нагрудному знаку (л.д. 14). На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истице присвоена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет, что подтверждается аттестационным листом (л.д. 15).

Согласно Устава Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № комбинированного типа второй категории, находиться в ведении Администрации Кизеловского муниципального района, координацию деятельности МДОУ осуществляет Управление образования Администрации Кизеловского муниципального района, Детский сад является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций исполнению расходов муниципального и других бюджетов, а также для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; печать штамп со своим наименованием, бланки и другие реквизиты. Учреждение является работодателем для персонала МДОУ (п. 4.8 Устава)

Согласно п. 5.16, п. 6.1, 6.2, 6.3, 6,4 Устава МДОУ финансируется учредителем из средств местного бюджета, в расчете на одного воспитанника в соответствии с видом, категорией образовательного учреждения. МДОУ самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность; ежегодно представляет учредителю отчет о поступлении и расходовании средств. Источниками формирования финансовых ресурсов МДОУ являются - собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, закрепленное за МДОУ собственником; средства родителей; добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц; другие источники в соответствии с законодательством РФ. Финансирование МДОУ осуществляется на основе местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника.

Из представленной сметы расходов и доходов на 2010 год и Положения о распределении стимулирующего фонда оплаты труда на 2009-2010 годы МДОУ «Детский сад №» следует, что расходы по выплате единовременного пособия при увольнении в размере № рублей, надбавки за высшую квалификационную категорию и отраслевые награды на не предусмотрены и не запланированы.

Допрошенная в качестве свидетеля управляющая делами Земского Собрания Кизеловского муниципального района ФИО1 показала, что ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от истицы, которая просила разъяснить, по какой причин ей не выплачиваются дополнительные социальные выплаты в связи с выходом на пенсию в размере № рублей согласно Закона Пермского края № 587-ПК. Был сделан запрос в Финансовое управление Администрации Кизеловского муниципального района. От Администрации Кизеловского муниципального района и Управления образования пришел ответ, что орган местного самоуправления вправе предусмотреть дополнительные льготы, в связи с чем, администрацией района 30.09.2010 года в Министерство финансов Пермского края был сделан запрос о правомерности, поскольку г. Кизел является высокодотационной территорией. Этот вопрос находится на рассмотрении в Законодательном Собрании Пермского края и аппарата Правительства Пермского края. Получается орган местного самоуправления вправе предусмотреть такие льготы, но не обязан. В Уставе Кизеловского муниципального района в статьях 14 и 30 предусмотрены исключительные полномочия Земского Собрания Кизеловского муниципального района и Администрации Кизеловского муниципального района. Исходя из этого, подготовка проекта, затрагивающего выделение бюджетных средств, является исключительной компетенцией Администрации Кизеловского муниципального района. Земское Собрание может только утвердить нормативный акт. До настоящего времени проект по дополнительным льготам работникам дошкольных образовательных учреждений не представлен, этот вопрос разрешается на уровне края.

Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что у истицы отсутствует право на выплату единовременного пособия при увольнении, как и надбавки за высшую квалификационную категорию и отраслевую награду.

Статья 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 года № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» связывает право работника на выплату единовременного пособия в размере № рублей с наступлением двух моментов: наличие стажа педагогической работы 25 лет и более и увольнение в связи с выходом на пенсию, либо увольнение по инвалидности независимо от стажа. При этом эти два момента наличие необходимого стажа и основание увольнения должны быть в совокупности.

Судом было установлено, что истица действительно имеет стаж педагогической работы более 25 лет, однако, она уволена по собственному желанию, то есть по тому основанию которое не предусмотрено ст. 17 Закона, что не дает, по мнению суда, права на получение пособия.

Отказывая истице в удовлетворении исковых требований как во взыскании единовременного пособия, так и надбавок за высшую квалификационную категорию и отраслевую награду, суд также учитывает, что Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области, в частности ст. 32, отменен, финансирование в Администрацию Кизеловского муниципального района из краевого бюджета не поступает, а ст. 17 Закона Пермского края от 12.03.2010 года № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» распространяется на педагогических работников государственных (краевых) образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет субвенций из бюджета Пермского края, тогда как, Детский сад № является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, которое финансируется за счет средств учредителя, то есть, местного бюджета, нормативного акта по данному вопросу на уровне Кизеловского муниципального района не принято, что подтвердил в судебном заседании управляющий делами Земского Собрания Кизеловского муниципального района.

При таких обстоятельствах суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований истицы не имеется.

Доводы истицы, в части того, что ей в ДД.ММ.ГГГГ году была назначена пенсия, она уволилась только в ДД.ММ.ГГГГ году по собственному желанию, по другому основанию уволиться не могла, так как ей уже была назначена пенсия, еще раз подтверждают, что у нее не возникло права на единовременное пособие, получение которого законодатель прямо связывает с актом увольнения педагогического работника в связи с выходом на пенсию в виде социальной гарантии работника образования при увольнении. Судом было достоверно установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ с истицей трудовой договор в связи с выходом на пенсию не расторгался, Носова Л.И. уволилась по собственному желанию, что видно из ее заявления.

Таким образом, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Отказать Носовой Л.И. в иске к Управлению образования Администрации Кизеловского муниципального района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № комбинированного вида второй категории, Администрации Кизеловского муниципального района об обязании выплатить единовременное пособие при выходе на пенсию в размере № рублей, надбавку за высшую квалификационную категорию в размере № рублей и надбавку за отраслевую награду в размере № рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Верно.Судья Т.В.Митракова