Решение Именем Российской федерации 30 сентября 2019 года Раменский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Уваровой И.А. при секретаре Васькиной А.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6052 по иску ФИО1 к ООО «Бронницкий ювелирный завод» о защите прав потребителей, У с т а н о в и л: ФИО1 обратилась в суд с иском, которым просит взыскать с ответчика уплаченную за товар сумму в размере <...> руб., неустойку в сумме <...> руб., компенсацию морального вреда <...> руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от присужденной судом суммы. В обоснование требований ссылается на то, что <дата> она приобрела у ответчика серьги <номер> стоимостью <...> руб. путем размещения заказа на сайте ответчика в сети Интернет, т.е. дистанционным способом. Товар был доставлен курьером по адресу: <адрес>. Поскольку товар не подошел, <дата> она обратилась в офис ответчика с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы. Представитель ответчика отказался принимать заявление и забрать товар. В этот же день истец направила претензию по почте по адресу фактического нахождения ответчика в г.Москве. По состоянию на <дата> ответчик так и не исполнил свои обязательства – не расторгнул договор и не вернул стоимость товара. В судебном заседании истец ФИО1 отсутствовала. Ее представитель по доверенности ФИО4 (л.д.18) поддержал исковые требования и просил их удовлетворить. Уточнил исковые требования в части взыскания неустойки и просил взыскать неустойку за период с <дата> по <дата> в сумме <...> руб. (л.д.28). Ответчик ООО «Бронницкий ювелирный завод» - представитель по доверенности ФИО5 (л.д.20) возражала в иске по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.21-23). Суд, заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему. Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что <дата>ФИО1 путем размещения заказа на сайте ответчика в сети Интернет приобрела серьги <номер> стоимостью <...> руб. Товар был доставлен курьером по адресу: <адрес> (л.д.11,30). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. В силу требований п. 2 ст. 497 ГК РФ и ч. 1 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей", договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг. В пункте 2 названных Правил раскрыты основные понятия, используемые в Правилах, так под "продажей товаров дистанционным способом" понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора; "продавец" - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом. В соответствии с п. 17 Правил организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор (п. 18 Правил). Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (п. 20). Из анализа указанных правовых норм следует, что договор розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи товара считается заключенным с момента получения продавцом, направившим оферту, сообщения от покупателя о намерении приобрести товар, что порождает обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара; при этом основными признаками договора оказания услуг являются: объект договора, то есть услуга; предмет договора - это отношение между заказчиком и исполнителем по поводу оказания услуги (услуг) и в определенных случаях - достижение ее нематериального результата на возмездных началах; личное исполнение договора возмездного оказания услуг со стороны исполнителя; условия о сроке. Принципиальным отличием дистанционного способа продажи товаров от иных предусмотренных законодательством способов является невозможность потребителя лично ознакомиться с предлагаемым товаром до момента его получения, ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств. Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что между ФИО1 и ООО «Бронницкий ювелирный завод» был заключен договор купли-продажи товара дистанционным способом. В статье 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлена гарантия соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле как право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также после получения - в течение семи дней, без объяснения причин. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Поскольку в момент доставки товара истцу информация в письменной форме о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, представлена не была, в связи с чем, ФИО1 вправе была отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи, что она и сделала. Вопреки доводам ответчика, к возникшим правоотношениям не применим "Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации" (далее Перечень), поскольку между сторонами заключен договор продажи товара дистанционным способом, к которому применимы Правила продажи товара дистанционным способом, не содержащие запрета на возврат ювелирных изделий, тогда как Перечень непродовольственных товаров распространяется только на розничные договоры купли-продажи. Как следует из материалов дела, истец, воспользовавшись своим правом, предусмотренным законом, написала претензию о расторжении договора купли-продажи от <дата> и о возврате денежных средств, которая была направлена ею по почте в адрес ответчика (л.д.12). При этом довод представителя истца о том, что сотрудники ООО «Бронницкий ювелирный завод» отказались принимать у истца заявление и приобретенный товар, не подтверждены доказательствами, отвечающими требованиями относимости и допустимости. В ходе судебного разбирательства установлено, что приобретенные серьги находятся у истца, ответчик их стоимость не возвратил. Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о взыскании с ответчика стоимости приобретенного товара в сумме <...> руб. При этом суд считает необходимым принять решение об обязании ФИО1 вернуть ответчику приобретенный товар ювелирное изделие – серьги <номер>, приобретенные по товарному чеку <номер> от <дата> с сохраненными на них бирками. Нарушение сроков возврата стоимости товара представляет собой нарушение исполнения ответчиком денежного обязательства перед истцом, за которое ст. 395 ГК РФ предусмотрена ответственность в виде уплаты процентов, начисляемых на сумму подлежащей выплате. В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Оснований для взыскания неустойки в размере 1% от стоимости товара, в соответствии со ст. ст. 22, 23 Закона РФ "О защите прав потребителей", суд не находит. Данными статьями Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрена ответственность: за нарушение сроков устранения недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - ст. 20 Закона; за нарушение сроков замены товара ненадлежащего качества в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене - ст. 21 Закона и за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, как то о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре - ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей". Истец, предъявив продавцу требования о возврате денежных средств, фактически реализовала свое право на отказ от исполнения договоров купли-продажи, что предусмотрено законом. Поскольку требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы в настоящем деле не обусловлены наличием в товаре недостатков, то положения ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" к данным правоотношениям не применимы, а потому не может быть взыскана неустойка, предусмотренная ст. 23 указанного Закона. Требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами истцом не заявлялось. В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя установлен, суд, учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", а также принцип разумности и справедливости, считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в счет компенсации морального вреда <...> руб. В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Пленум Верховного Суда РФ в п. 46 Постановления от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснил, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. Поскольку факт нарушения прав потребителя со стороны ответчика, не принявшего в добровольном порядке меры по удовлетворению требований потребителя, судом установлен, взыскание штрафа по правилам ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" является обязательным. Наличие судебного спора по вопросу взыскания денежных сумм указывает на несоблюдение ответчиком добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, а поэтому с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере <...> руб. (<...> руб. + <...> руб./50 %). В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Раменского муниципального района следует взыскать госпошлину в сумме <...> руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.497 ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», ст.ст.56, 103,194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Расторгнуть договор купли-продажи ювелирного изделия, заключенный между ФИО1 и ООО «Бронницкий ювелирный завод» <дата>. Взыскать с ООО «Бронницкий ювелирный завод» в пользу ФИО1 уплаченную за товар сумму в размере <...> руб., компенсацию морального вреда <...> руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в сумме <...> руб. В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании неустойки в сумме <...> руб., компенсации морального вреда в большем размере – отказать. Обязать ФИО1 возвратить в ООО «Бронницкий ювелирный завод ювелирное изделие – серьги Е01-D-34455-SA, приобретенное по товарному чеку № <номер> от <дата> с сохраненными на них бирками. Взыскать с ООО «Бронницкий ювелирный завод» в доход бюджета Раменского муниципального района госпошлину в сумме <...> руб. Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Мотивированное решение составлено 03 октября 2019 года. |