УИД 11RS0001-01-2019-007581-65 | Дело № 2-6054/2019 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Алексеевой А.С.,
с участием истицы ФИО1,
представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ЖСК № 14 о признании действий незаконными, обязании исключить строку из платёжного документа, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, штрафа,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ЖСК № 14 о признании незаконными действий по начислению ФИО1 с февраля 2018 года платы за водоотведение на цели содержания общего имущества по жилому помещению по адресу: ...; обязании исключить из счёта-квитанции на имя ФИО1 по жилому помещению по адресу: ... строку «водоотведение на цели содержания общего имущества», взыскании денежных средств в размере 87 рублей 97 коп. в качестве неосновательного обогащения, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, штрафа.
В обоснование иска указано на отсутствие у ответчика производить начисление платы по строке строку «водоотведение на цели содержания общего имущества», поскольку многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором потребления коммунального ресурса в виде отвода сточный вод, и при этом отсутствует установленный в предусмотренном законодательством порядке норматив потребления такого ресурса.
К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО4, ОАО «Сыктывкарский водоканал».
В судебном заседании ФИО1, её представитель на иске настаивали.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что ФИО1 принадлежит 1/7 доля в праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: ....
Управление домом осуществляется ЖСК № 14, созданным, в том числе, для этой цели.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.08.2016 по гражданскому делу № 2-6383/2016 определена доля ФИО1 в платежах за жилищно-коммунальные услуги, предъявляемые по ... в размере 1/7, соразмерно доле истца в праве собственности на жилое помещение. На ЖСК № 14, АО «Коми энергосбытовая компания» возложена обязанность предъявлять ФИО1 отдельный платежный документ по оплате за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги в отношении ... соразмерно доле ФИО1, в размере 1/7.
В спорный период ответчиком производилось начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по жилому помещению по адресу: ...
В состав указанной платы включены:
- плата за содержание жилого помещения, включающую в себя взнос (плату) за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение);
- плата за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение);
- взнос на капитальный ремонт.
В рамках данного дела истицей оспаривается право ответчика начислять ей платы за коммунальные ресурсы на водоотведение, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Истица полагает, что у ответчика отсутствует само право производить такие начисления, размер начислений при этом не оспорен.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу положений ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату, том числе, за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частями 5 и 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ члены жилищного кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления жилищного кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 указанного Кодекса. Не являющиеся членами жилищного кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создан жилищный кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с жилищным кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 указанного Кодекса.
Частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
При этом согласно п. 2. ч. 1 указанной статьи под коммунальными ресурсами, потребляемыми при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Многоквартирный жилой дом по адресу: ... является благоустроенным, имеет централизованное холодное и горячее водоснабжение и централизованную систему отвода сточных вод.
В спорный период дом оборудован общедомовыми приборами учёта потребления холодного и горячего водоснабжения. Общедомовым прибором учёта сточных вод дом не оборудован.
Начисление платы за горячее и холодное водоснабжение, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, истицей не оспаривает. Право ответчика производить такие начисления истицей признаётся.
Согласно ч. 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), которые также устанавливают права и обязанности указанных лиц, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 40 Правил (в редакции, действовавшей до 25.02.2019) потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Действующая с 25.02.2019 редакция указанной нормы предусматривает, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к Правилам.
Согласно п. 10 приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17 приложения № 2 к Правилам, предусмотрено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
,
где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Довод стороны истца об отсутствии установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, норматива потребления в отношении сточных вод, основан на неверном толковании действующего законодательства.
Так, в силу п. 29 Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (в редакции, действующей с 01.01.2017) норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно п. 3 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Таким органом на территории Республики Коми с 01.01.2018 является Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (ранее – Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми).
С 01.06.2017 на территории Республики Коми действуют утвержденные приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.05.2017 № 24/2-Т (с учётом изменений) нормативы потребления коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Коми.
Совокупность значений указанных нормативов определяет норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества.
Таким образом, при отсутствии в спорный период в многоквартирном доме по адресу: ... общедомового прибора учёта сточных вод ответчик вправе быль производить начисление истице платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке формул № 10 и № 15 приложения № 2 к Правилам, с учётом норматива потребления. Правильность самого расчёта платы стороной истца не оспаривается и не опровергнута.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования ФИО1 к ЖСК № 14 о признании незаконными действий по начислению ФИО1 с февраля 2018 года платы за водоотведение на цели содержания общего имущества по жилому помещению по адресу: ... обязании исключить из счёта-квитанции на имя ФИО1 по жилому помещению по адресу: ... строку «водоотведение на цели содержания общего имущества», взыскании денежных средств в размере 87 рублей 97 коп. в качестве неосновательного обогащения не подлежащими удовлетворению.
Нарушений прав истца как потребителя в ходе рассмотрения дела не установлено, оснований для взыскания в пользу истицы с ответчика компенсации морального вреда и штрафа не имеется.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ЖСК № 14 о признании незаконными действий по начислению ФИО1 с февраля 2018 года платы за водоотведение на цели содержания общего имущества по жилому помещению по адресу: ...; обязании исключить из счёта-квитанции на имя ФИО1 по жилому помещению по адресу: ... строку «водоотведение на цели содержания общего имущества», взыскании денежных средств в размере 87 рублей 97 коп. в качестве неосновательного обогащения, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, штрафа отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин
Мотивированное решение суда составлено – 11.11.2019.