ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-605/17 от 27.02.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ к делу №2-605/17

Именем Российской Федерации

г. Сочи 27.02.2017 г.

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.,

с участием прокурора Онищенко О.П.

при секретаре судебного заседания Бабухадия Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Сочи к Кокоеву Т. Р., Кокоевой С. А., Кокоеву Р. Т., Кокоеву А. Т., Сторожевой В. А., Сторожевой А. Р. о выселении с предоставлением жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит суд выселить Кокоева Т. Р., Кокоеву С. А., Кокоева Р. Т., Кокоева А. Т., Сторожеву В. А., Сторожеву А. Р. из занимаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме - однокомнатной квартиры, общей площадью 20,9 кв.м, по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, с предоставлением Кокоеву Т. Р., Кокоевой С. А., Кокоеву Р. Т., Кокоеву А. Т., Сторожевой В. А., Сторожевой А. Р. по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения - однокомнатной квартиры, общей площадью 29,7 кв.м., кадастровый (или условный) , по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, на основании принятого в установленном порядке административного решения о предоставлении жилого помещения изданным постановлением администрации города Сочи от 15.12.2016 № 2858 «О предоставлении по договору социального найма квартир гражданам в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением администрации города Сочи от 29 мая 2013 года № 1050».

В обоснование исковых требований в иске указано следующее.

Распоряжением Главы администрации Центрального района города Сочи от 03.08.2011 №331-р признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>. Кокоев Т. Р., Кокоева С. А., Кокоев Р. Т., Кокоев А. Т., Сторожева В. А., Сторожева А. Р. занимают на условиях социального найма жилое помещение жилищного фонда социального использования муниципального образования город-курорт Сочи - однокомнатную квартиру, общей площадью 20,9 кв.м., по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, что подтверждается выданной муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр» копией поквартирной карточки, техническим паспортом жилого помещения, изготовленным 22.01.2016 Филиалом по городу Сочи Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ», уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 01.07.2016 . Указанный многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу, утвержденную постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 613 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Как следует из текста Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16). В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, также отвечать требованиям части 2 статьи 89 Кодекса по числу комнат. В части 5 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2009 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также указывается на то, что положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ. При этом следует отметить, что последнее положение пункта 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которое касается случаев, когда гражданам, состоящим на учете или имеющим право состоять на учете, жилые помещения представляются по нормам представления, было введено в связи с принятием Федерального закона от 30.11.2010 № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Именно с этим законом связана ссылка данной нормы на случаи, предусмотренные федеральным законом. Если в конкретной ситуации такой случай отсутствует, то жилое помещение предоставляется по общему правилу. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 также разъяснено, что выселение из аварийных жилых помещений, занимаемых гражданами по договору социального найма, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации по числу комнат. Вместе с тем, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. С учетом изложенного, постановлением администрации города Сочи от 15.12.2016 года принято административное решение о предоставлении Кокоеву Т. Р., Кокоевой С. А., Кокоеву Р. Т., Кокоеву А. Т., Сторожевой В. А., Сторожевой А. Р. по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения - однокомнатной квартиры, общей площадью 29,7 кв.м., кадастровый (или условный) , по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию город- курорт Сочи, что подтверждается выданной 09.12.2016 выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав. Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию и соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, что подтверждается выданными в установленном порядке разрешением на строительство от 14.10.2016 ; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2016 ; решением о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса от 02.12.2016 № ПО- 025498; заключением о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 01.12.2016, утвержденным приказом (распоряжением) руководителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 01.12.2016 ; актом о выполнении технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств от 10.11.2016 ; справкой АО «Сочигоргаз» о выполнении технических условий от 08.11.2016 ; справкой ООО «Сочиводоканал» о выполнении технических условий от 24.10.2016 ; справкой МУП города Сочи «Водосток» о соответствии выданным техническим условиям от 11.11.2016 и актом осмотра ливневой канализации от11.11.2016. При вводе объекта в эксплуатацию производится проверка на соответствие построенного объекта требованиям строительных, санитарных и иных правил и норм (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а это, исходя из определения жилого помещения в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, означает установление пригодности построенного объекта для постоянного проживания граждан. Кроме того, на потребительских свойствах предоставляемого жилого помещения положительно сказывается близость места расположения к курортной зоне и наличие хорошей инфраструктуры: наличие поблизости школы, детского сада, остановочных пунктов общественного транспорта. Также в Центральном внутригородском районе города Сочи и в непосредственной близости от предоставляемого жилого помещения находятся основные административные учреждения и важные объекты жизнеобеспечения населения, крупные промышленные предприятия и торговые организации, что делает район престижным и удобным для постоянного проживания. Таким образом, предоставляемое жилое помещение в полной мере соответствует требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. С учетом выраженного отказа от выселения из занимаемого жилого помещения в аварийном доме и от заключения договора социального найма предоставляемого жилого помещения, и в связи с тем, что по причине аварийности дома существует постоянная угроза обрушения здания и причинения вреда жизни и здоровью граждан, администрация города Сочи обращается в суд с иском о выселении ответчиков в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Представитель истца – Ивахненко В.В. в судебном заседании просила суд удовлетворить исковое заявление, дала пояснения идентичные правовой позиции изложенной в иске.

Ответчик К. Т.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что он и ответчики занимают двухкомнатную квартиру, тогда как администрация г. Сочи предлагает переселиться в однокомнатную квартиру, что нарушает его права и права членов его семьи. Кроме этого пояснил, что остальные ответчики в судебное заседание не смогли явиться, однако не просили суд отложить судебное заседание.

К. С.А., К. Р.Т., К. А.Т., С. В.А., С. А.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте, которого были извещены надлежаще, не просили суд отложить судебное заседание.

Суд, выслушав мнение лиц участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, которая считала иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, распоряжением Главы администрации Центрального района города Сочи от 03.08.2011 года за -р признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>.

Кокоев Т. Р., Кокоева С. А., Кокоев Р. Т., Кокоев А. Т., Сторожева В. А., Сторожева А. Р. занимают на условиях социального найма жилое помещение жилищного фонда социального использования муниципального образования город-курорт Сочи - двухкомнатную квартиру, общей площадью 20,9 кв.м., по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, изготовленным 22.01.2016 года Филиалом по городу Сочи Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ».

Указанный многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу, утвержденную постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 года за № 1050 «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 года № 613 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Постановлением администрации города Сочи от 15.12.2016 года принято административное решение о предоставлении Кокоеву Т. Р., Кокоевой С. А., Кокоеву Р. Т., Кокоеву А. Т., Сторожевой В. А., Сторожевой А. Р. по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения - однокомнатной квартиры, общей площадью 29,7 кв.м., кадастровый (или условный) , по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию город- курорт Сочи, что подтверждается выданной 09.12.2016 выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Однако, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в жилой площади и количестве комнат по сравнению с ранее имевшимися.

Так администрация г. Сочи ответчикам предоставляет квартиру не равнозначную по числу комнат, а именно ответчики занимали квартиру, состоящую из двух комнат, что следует из техпаспорта, а предоставляется квартира однокомнатная.

Следовательно, в случае удовлетворения иска будут нарушены указанные нормы закона и права ответчиков предусмотренных ЖК РФ.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации г. Сочи к Кокоеву Т. Р., Кокоевой С. А., Кокоеву Р. Т., Кокоеву А. Т., Сторожевой В. А., Сторожевой А. Р. о выселении с предоставлением жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи.

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2017 года.

Председательствующий судья: