Дело№2-605/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2017 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Монгуш Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Абаканского транспортного прокурора к Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» об обязании получения документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиями федеральных авиационных правил,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Абаканского транспортного прокурора обратился в суд к ответчику Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» (далее - РКП «АК «Тува Авиа») с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании получения документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиями федеральных авиационных правил, Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об авиационной безопасности в Республиканском казенном предприятии «Авиакомпания Тувинские Авиационные линии», в рамках проверки установлено, что РКП «АК «Тува Авиа» имеет программу авиационной безопасности, утвержденную директором РКП «АК «Тува Авиа», которая содержит комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства. В штатной структуре РКП «АК «Тува Авиа» отсутствует служба авиационной безопасности. В программе авиационной безопасности РКП «АК «Тува Авиа» указано, что в рамках предоставленных полномочий должностные лица РКП «АК «Тува Авиа» выполняют функции по обеспечению авиационной безопасности. Ответственность за организацию охраны воздушного судна возлагается на командира воздушного судна. Для выполнения функций по охране воздушного судна, командир воздушного судна может назначить любого из членов экипажа. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, установлены Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Несоблюдение РКП «АК «Тува Авиа» требований законодательства об авиационной безопасности создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц – работникам РКП «АК «Тува Авиа», пассажирам, пользующимся услугами воздушного транспорта РКП «АК «Тува Авиа», а также иным лицам.
Просит суд, возложить на ответчика обязанность по получению документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил.
На судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика С., действующий на основании доверенности, иск не признал.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно с п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом РФ.
В пункте 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в область авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации ( далее ВК РФ) обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 ВК РФ служба авиационной безопасности аэродромов или аэропортов относится к кругу лиц на которых возлагается обеспечение авиационной безопасности.
Согласно ч. 4 ст. 84 ВК РФ требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 142 устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта (пункт 1).
Согласно пункту 21 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса РФ N 142 от ДД.ММ.ГГГГ территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности.
Согласно п. 3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Пунктом 13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ 897 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" установлена обязанность службы авиационной безопасности аэропорта обеспечить выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Как следует из п.2 ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА утвержденного Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ основной задачей Федеральной системы является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность) в соответствии с Нормами, правилами и процедурами, прилагаемыми к настоящему Положению.
Согласно п. 10 вышеуказанного Положения - авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
Согласно п. 13 Положения - Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
Служба авиационной безопасности эксплуатанта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе.
В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов обязаны выполнять распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются воздушные суда эксплуатантов.
При отсутствии договора со службой авиационной безопасности на обслуживание воздушного судна в транзитном аэропорту эксплуатант обязан иметь на борту воздушного судна уполномоченного представителя, ответственного за выполнение Норм, правил и процедур авиационной безопасности.
Согласно п. 14 Положения - администрация авиационных предприятий аэропортов (городских аэровокзалов) и эксплуатанты гражданской авиации должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с региональными управлениями Федеральной авиационной службы России. Указанные программы должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства.
Согласно сертификата эксплуатанта от ДД.ММ.ГГГГ выданного Министерством Трансопрта Российской Федерации, РКП «АК «Тува Авиа» предоставлено право осуществлять коммерческие воздушные перевозки, как это определено в прилагаемых эксплуатационных спецификациях, в соответствии с руководством по производству полетов, Конвенцией о международной гражданской авиации и воздушным законодательством Российской Федерации.
Согласно сертификата эксплуатанта от ДД.ММ.ГГГГ выданного Красноярским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, РКП «АК «Тува Авиа» предоставлено право осуществлять коммерческие воздушные перевозки, как это определено в прилагаемых эксплуатационных спецификациях, в соответствии с руководством по производству полетов, Конвенцией о международной гражданской авиации и воздушным законодательством Российской Федерации.
Договором № на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от ДД.ММ.ГГГГ РКП «АК «Тува Авиа» и ФКУ «Аэропорт Кызыл» заключили договор об оказании услуг аэропортового и наземного обслуживания в аэропорту Кызыл воздушных судов заказчика, выполняющих регулярные и нерегулярные пассажирские рейсы и авиационные работы из аэропорта «Кызыл», а РКП «АК «Тува Авиа» обязуется оплатить эти услуги. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из информации от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной заместителю транспортного прокурора (с дислокацией в <адрес>) РКП «АК «Тува Авиа», сертификат по авиационной безопасности РКП «АК «Тува Авиа» не выдан в связи с отсутствием в РКП «АК «Тува Авиа» службы авиационной безопасности.
Согласно содержания программы авиационной безопасности РКП «АК «Тува Авиа» утвержденного директором РКП «АК «Тува Авиа» в 2016 году – программа направлена на обеспечение безопасности воздушных судов РКП «АК «Тува Авиа» выполняющих полеты в российские аэропорты и над территорией Российской Федерации, а также объектов, средств им служб аэронавигационного обслуживания. (Глава 3) Полномочия по обеспечению авиационной безопасности в РКП «АК «Тува Авиа» возлагаются на ее администрацию, которая отвечает за реализацию требований настоящей программы. В соответствии с требованиями нормативных документов Минтранса России в РКП «АК «Тува Авиа» введена должность заместителя директора по авиационной безопасности. Он прошел соответствующую подготовку в сертифицированном учебном центре с выдачей ему Удостоверения соответствующего образца. ( глава 8.1)
Главой 40 программы авиационной безопасности РКП «АК «Тува Авиа» утверждены положения авиационной безопасности, из содержания которой следует, что настоящая инструкция определяет порядок действий экипажа ВС РКП «АК «Тува Авиа» при проведении предполетного досмотра ВС на посадочной площадке, аэродроме (вертодроме) где отсутствует сертифицированная САБ. ( п.1.1) Проведение предполетного досмотра ВС при нахождении его на посадочной площадке, аэродроме (вертодроме), где отсутствует сертифицированная САБ производится членами экипажа ВС под руководством командира ВС. ( п.2.1) Настоящая технология регламентирует порядок практического осуществления мероприятий по выполнению мер авиационной безопасности в пунктах посадок воздушных судов, где отсутствует служба авиационной безопасности (далее АБ) ( п.1.2 главы 40.2). Досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, грузов и почты производится с целью обеспечения АБ, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей и авиаперсонала, пресечения возможных попыток захвата (угона) ВС со стороны преступных элементов, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на ВС по условиям АБ. ( п.1.3 главы 40.2) Ответственность за организацию досмотра возлагается на командира воздушного судна. Непосредственно досмотр пассажиров, вещей, находящихся при них грузов и почты проводит 2-й пилот по указанию командира воздушного судна. ( п.1.5 главы 40.2) Ответственность за организацию охраны ВС возлагается на командира воздушного судна. Для выполнения функций по охране ВС, командир ВС может назначить любого из членов экипажа. ( п.1.6 главы 40.2)
Согласно устава РКП «АК «Тува Авиа» утвержденного ДД.ММ.ГГГГ – предприятие является коммерческой организацией ( п.1.3) Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва. учредителем предприятия является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва ( п.1.4) Предприятие создано для достижения следующих целей: выполнение и обеспечение социально значимых авиарейсов, организуемых Правительством Республики Тыва; выполнение и обеспечение полетов воздушных судов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, оказания медицинской помощи населению, авиационной охране лесов; удовлетворение нужд жителей и организаций Республики Тыва в воздушных перевозках пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работах в различных отраслях хозяйства; других целей, поставленных собственником. ( п.2.1)
Согласно постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания Тувинские авиалинии» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из изложенного, глава 40 «Авиационная безопасность» руководство по производству полетов РКП «АК «Тува Авиа» содержит также иные инструкции, направленные на обеспечение авиационной безопасности. Обязанности эксплуатанта - РКП «АК «Тува Авиа» по обеспечению авиационной безопасности установлены также в Программе авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утверждено приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Правилах проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.8 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации (далее Программа) Авиационная безопасность гражданской авиации обеспечивается выполнением службами авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов (далее - служба авиационной безопасности), организациями аэронавигационного обслуживания, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта, требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности. Руководители аэропортов, аэродромов (вертодромов), авиационных предприятий координируют деятельность служб авиационной безопасности и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Согласно п.21 Программы - Организация охраны воздушного судна, проведение предполетного досмотра воздушного судна, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа, почты, грузов и бортовых запасов на аэродромах (вертодромах) и посадочных площадках, где отсутствует служба авиационной безопасности, возлагается на командира воздушного судна.
Согласно п. 30 Программы - При отсутствии договора со службой авиационной безопасности на обслуживание воздушного судна в аэропорту промежуточной посадки эксплуатант самостоятельно обеспечивает выполнение норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
Как следует из п. 67 Программы - Эксплуатанты принимают установленные меры для обеспечения авиационной безопасности воздушных судов.
П. 8.28 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, эксплуатанты принимают меры авиационной безопасности в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. На аэродромах, посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, КВС организует обеспечение мер авиационной безопасности с привлечением членов экипажа воздушного судна.
В соответствии Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на аэродромах местных воздушных линий или посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, предполетный досмотр проводит командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Согласно ч.2 ст. 85 ВК РФ предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции" пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
Как следует из материалов дела у РКП «АК «Тува Авиа» отсутствует служба авиационной безопасности.
Согласно п.3 ч.1 ст. 58 ВК РФ при отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса;
Между тем, исходя из представленных документов деятельность РКП «АК «Тува Авиа» по авиационной безопасности лицензированию и сертификации не подлежит, поскольку, как указано выше, обязанность лицензирования и сертификации возлагается, согласно действующей редакции ВК РФ, на аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажиров вместимостью более чем 20 человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судом.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, поскольку у РКП «АК «Тува Авиа» службы авиационной безопасности не имеется, в связи с чем, полагает, что сертификация его деятельности не требуется.
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания Тувинские авиалинии» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения и оно вступило в законную силу, то правовых основания для удовлетворения исковых требований заместителя Абаканского транспортного прокурора к Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» об обязании получения документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиями федеральных авиационных правил - не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска заместителя Абаканского транспортного прокурора к Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» об обязании получения документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиями федеральных авиационных правил - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2017 года.
Судья Л.К. Шулуу