ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-605/2021 от 29.03.2021 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-605/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2021 года г. Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой Л.М.,

при секретаре Ситниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с заявлением (с учетом уточнений) об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории Российской Федерации до 01 ноября 2002 года и по настоящее время.

В обоснование заявления указано, что в ДАТА г. ФИО1 прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с ДАТА по ДАТА проживал по адресу АДРЕС совместно с братом. С ДАТА. по настоящее время заявитель проживает по адресу АДРЕС. С ДАТА по настоящее время ФИО1 по различным объективным причинам не может получить гражданство Российской Федерации. Установления факта постоянного проживания на территории РФ на 01.11.202-02г. влечет для заявителя правовые последствия в виде возможности получения разрешения на временное проживание в РФ, а потом гражданства РФ в упрощенном порядке.

В судебное заседание заявитель ФИО1, его представитель ФИО2 не явились, извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие, ранее в судебных заседаниях заявление с учетом уточнений поддержали по изложенным в нем основаниям.

Заинтересованное лицо отдел по вопросам миграции ОМВД России по г.Миассу Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) в суд не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

Исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Общий процессуальный порядок установления юридических фактов определен главами 27 и 28 подраздела 4 ГПК РФ.

В соответствии с указанными нормами ГПК РФ суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства только при следующих условиях: 1) согласно закону такие факты порождают юридические последствия; 2) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве судом; 3) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.

Материалами дела установлено, что ДАТА. ФИО1 обратился в отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Миассу Челябинской области с заявлением об установлении личности.

Как следует из Заключения об установлении личности ФИО1, составленного врио начальника ОВМ ОМВД России в г.Миассе Челябинской области, утвержденного врио начальника ГУ МВД России по Челябинской области ДАТА, ФИО1 родился ДАТА. в АДРЕС, до ДАТА проживал в АДРЕС с родителями, с мая ДАТА. по октябрь ДАТА. был зарегистрирован по адресу АДРЕС являлся гражданином Республики Узбекистан. В ходе проверки отделом по вопросам миграции ОМВД России по г. Миассу Челябинской области личность ФИО1 установлена, что подтверждено протоколом опознания по фотографии, объяснениям свидетелей, ксерокопией военного билета, свидетельства о рождении, справки формы №9, трудовой книжкой, материалами проверок по учетам МВД России, автобиографий (л.д.7-9).

Как следует из пояснений заявителя ФИО1 в судебных заседаниях, последний родился ДАТА в АДРЕС В ДАТА он вместе со своим братом ФИО4 прибыл на постоянное место жительство в г.Миасс Челябинской области. В ДАТА. он пытался трудоустроиться на АО «...», однако из-за отсутствия паспорта, ему было отказано (л.д.13). Кроме того, на имя ФИО1 был выдан ордер НОМЕР на жилую комнату НОМЕР в общежитии НОМЕР по АДРЕС, в которой заявитель проживал совместно с братом ФИО4 два года (л.д.14), после чего брат уехал в АДРЕС в дом к родителям. С ДАТА по настоящее время ФИО1 проживает по адресу АДРЕС гражданском браке с ФИО3, имеет двоих совместных детей, в документах у которых отцом он не числится. На протяжении всего времени занимается осуществлением работ по ремонт, имеет временные заработки.

Из показаний свидетелей ФИО4, ФИО3 следует, что ФИО1 прибыл на территорию Российской Федерации в г.Миасс в ДАТА вместе со своим братом ФИО4, проживал по адресу АДРЕС. В ДАТА уехал жить в АДРЕС, затем в ДАТА. стал жить с ФИО3 по адресу АДРЕС. Заявитель ФИО1 пытался официально трудоустроиться, но из-за отсутствия паспорта ему отказывали. В настоящее время ФИО1 занимается осуществлением ремонтных работ по найму.

Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что ФИО1 является его отцом, об этом ему стало известно со слов его матери ФИО3, однако данный факт документально не подтвержден, ФИО1 на протяжении всего времени проживал с ними в квартире ФИО3.

В обоснование своей позиции ФИО1 в материалы дела представлена ксерокопия ордера НОМЕР на жилую комнату НОМЕР в общежитии НОМЕР по АДРЕС (л.д.13), копия военного билета ФИО1 (л.д.10-11), справка о выходе из гражданства Республики Узбекистан (л.д.12).

В соответствии с п. «а» ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991г. №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В целях защиты прав и законных интересов лиц, имеющих паспорт гражданина СССР, не принявших гражданства других государств и проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2002 г., которые на основании Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991г. №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" могли быть признаны гражданами Российской Федерации, факт их постоянного проживания на территории Российской Федерации подлежит установлению в судебном порядке.

Закон №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1992г. в настоящее время утратил силу.

ФИО1 не представлено суду доказательств наличия у него паспорта гражданина СССР.

При рассмотрении дела суд учитывает, что в соответствии с п. 45 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002г. №1325 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", Приказом МВД России от 16.09.2019 N 623 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений", п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", основанием для оформления паспорта гражданина Российской Федерации является наличие гражданства Российской Федерации, а это обстоятельство подтверждается в том числе проживанием лица на территории России на 01 ноября 2002 г.

Указом Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в соответствии с п. 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка факта выдачи лицу указанного документа на законных основаниях и соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч. 7 ст. 4, ст. 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и в суд.

В силу ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь с Российской Федерацией, выразившаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

Определение наличия такой устойчивой связи в силу ст. ст. 30, 31 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" входит в полномочия федерального органа, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов, которые при этом, в числе других возложенных на них обязанностей, устанавливают наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории Российской Федерации; проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Письмом НОМЕР б/н от ДАТА. на имя начальника ОВМ ОМВД России по г.Миассу Челябинской области разъяснено, что после процедуры установления личности ФИО1 вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в соответствии со ст.41.3 с применением п. «а» ч.1 ст.41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (л.д.71).

В силу ст.41.4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Статьей 41.6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", установлены полномочия территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона, в целях реализации настоящей главы территориальные органы:

а) рассматривают заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации и принимают решения по таким заявлениям;

б) исполняют принятые решения и выдают соответствующие документы;

в) ведут учет лиц, обратившихся с заявлениями о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;

г) осуществляют сбор, закрепление, проверку и оценку доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие установленных настоящим Федеральным законом оснований и условий признания гражданином Российской Федерации, для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации и фиксируют указанные действия в соответствующих документах;

д) устанавливают факт прибытия заявителей на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и факт их проживания на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, принимают мотивированное решение об отнесении либо о неотнесении заявителей к категории лиц, указанных в пункте "а" части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона;

е) проводят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование, ведут информационные массивы, создаваемые в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, в случаях, предусмотренных федеральными законами;

ж) проводят установление личности в случае, предусмотренном частью пятой статьи 41.4 настоящего Федерального закона;

з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Применительно к п. "д" данной статьи следует иметь в виду, что установление факта прибытия заявителей на территорию РФ до 1 ноября 2002г. и факта их проживания на территории РФ до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ возможно исключительно в порядке, предусмотренном данным Законом, указанный факт не может быть установлен в судебном порядке.

Из пояснений ФИО1, его представителя ФИО2 следует, что за установлением факта прибытия заявителя на территорию РФ до 1 ноября 2002г. и факта его проживания на территории РФ, а также за получением гражданства РФ с 1994г. по настоящее время заявитель в компетентные органы не обращался, обратился с настоящим заявлением непосредственно в суд, поскольку проживает в г.Миассе без документов и регистрации.

В соответствии с разделом 5 Инструкции, утвержденной Приказа МВД России от 16.09.2019 N 623 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений" в случаях, установленных п.38 Инструкции, инициативная проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации осуществляется территориальными органами МВД России по решению полномочного должностного лица территориального органа МВД России либо ГУВМ МВД России по решению начальника ГУВМ МВД России или его заместителя либо лиц, исполняющих их обязанности.

По результатам проводимой проверки устанавливается факт наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации в результате признания или последующего приобретения гражданства Российской Федерации, либо выхода из гражданства Российской Федерации. В процессе проверки учитываются все сведения, сообщенные проверяемым лицом или запрашивающим органом. При необходимости направляются запросы в органы и организации, располагающие необходимой информацией о проверяемом лице.

После этого оформляется заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что действующим законодательством определена процедура проверки наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. Только в случае заключения об отсутствии гражданства России, лицо как исчерпавшее возможность получения подтверждения необходимого факта во внесудебном порядке вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта проживания на территории РФ, либо имеет возможность оспорить правомерность действий органов внутренних дел по отказу в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации или документов для оформления гражданства в упрощенном порядке.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе заявителю в установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации как до 01.11.2002 года, так и на 01.11.2002г. и по настоящее время.

на основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении всех требований ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья Л.М. Кондратьева

Мотивированное решение суда составлено 05.04.2021г.