ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-605/2023 от 04.09.2023 Радужнинского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Першиной Е.Ю., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, при секретаре судебного заседания Тесленко С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным со дня вынесения решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о признании права на включение в стаж для назначения страховой пенсии по старости с тяжелыми условиями труда, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в котором просит:

признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии регистрационный номер заявления от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения – Отделение ПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о назначении страховой пенсии по старости,

обязать ответчика зачесть истцу в страховой стаж период службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, приравнять данный период к периоду работы согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ по Списку № 2, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173,

обязать ответчика зачесть истцу период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «<данные изъяты>» в качестве оператора подземного ремонта скважин в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда (Список №2) и в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера,

обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что Государственное учреждение – Отделение ПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре рассмотрело заявление ФИО1 о назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Ответчиком в страховой стаж не засчитаны следующие периоды: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника бурильщика 4 разряда цеха КРС «<данные изъяты>» не включены в специальный (Список ) стаж, так как специалистами Клиентской службы (на правах отдела) в <адрес> направлен запрос об оказании содействия в истребовании справки, подтверждающей вышеуказанный период работы. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в страховой и специальный (МКС) стаж, так как согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал по лицензии, так как не являлся гражданином РФ, отчисления в ПФР не производились. Так же, согласно ответу УМВД РФ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значился зарегистрированным по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, и учитывая, что разрешение на временное проживание документально не подтверждено, вышеуказанные периоды Пенсионным фондом не включены в страховой и специальный (МКС) стаж. С данным решением истец не согласен, считает отказ в зачете спорный периодов незаконным и необоснованным. Период прохождения службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в обычные условия труда, в то время, как действующее законодательство дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком . На момент работы ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Список , утв. постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ, который в п. "а" "рабочие», подразделе 1 «Бурение», а также в П. «а» "рабочие», подразделе 2 «Добыча нефти и газа», раздела ХПТ "Бурение, добыча и пере работка нефти и газа, переработка угля и сланца» предусматривали должность" Бурильщики и их помощники". Доказательством того, что ФИО1 в указанный период проходил службу в армии является запись в трудовой книжке. В соответствии с подпунктом "з" пункта 109 названного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, также в соответствии с подпунктом «к» данного пункта служба в составе Вооружённых Сил СССР Абзацем 3 п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "3" п. 109 Положения, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, данные периоды должны быть включены в льготный стаж и приравнены к периоду работы согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ по Списку , утв. Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в страховой и специальный (МКС) стаж, так как согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Х!! 08-6/09-1849 ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал по лицензии, так как не являлся гражданином РФ, отчисления в ПФР не производились. Записями в трудовой книжке подтверждается, что ФИО1 работал в ОАО «<данные изъяты>» в качестве оператора подземного ремонта скважин 4 разряда в цехе текущего ремонта скважин: в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ год. Сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтверждается период трудовой деятельности истца в должности оператора подземного ремонта скважин 4 разряда в цехе текущего ремонта скважин в указанные периоды. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «<данные изъяты>» подтверждается особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий. Таким образом, учитывая то, что по правилам ст. ст. 8, 15 названного закона, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные ст. 11 данного закона, возложена на страхователя - работодателя, считает, что отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете истца свидетельствует лишь о неисполнении работодателем установленной законом обязанности, и не может служить подтверждением отсутствия у истца страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Считает не законного не подлежит включению в страховой и специальный стад периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в страховой и специальный (МКС) стаж, так как согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал по лицензии, так как не являлся гражданином РФ, отчисления в ПФР не производились, поскольку согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 страховые взносы работодателем уплачиваются с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Из содержания решения об отказе в назначении пенсии в отношении ФИО1 следует, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в страховой и специальный стаж, в связи с тем, что временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане до ДД.ММ.ГГГГ не были отнесены законодательством Российской Федерации к застрахованным лицам. Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом. На момент возникновения спорных правоотношений сторон государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок. осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 указанного Закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. В соответствии с абз. 3, 4 п. 2 ст. 14 этого же Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, действовавшие в период работы ФИО1 у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ положения законодательства РФ о пенсионном страховании подлежали применению в отношении иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории РФ. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, поскольку иностранные граждане, в том числе и граждане Таджикистана, временно пребывающие на территории РФ, к числу которых относится истец, подлежали обязательному пенсионному страхованию по смыслу приведенных выше положений Закона. При этом, несмотря на то, что на работодателя ФИО1 законом не возлагалась обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ФИО1, такие взносы за спорные периоды были уплачены, ФИО1 фактически являлся застрахованным лицом в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Учитывая, что страховые взносы были уплачены, трудовая деятельность осуществлялась истцом в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера, то спорные периоды должны быть включены. Считает, что у истца возникло право на включение в страховой стаж назначения страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера следующих периодов: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой и специальный (МКС) стаж в ОАО «<данные изъяты>» в качестве оператора подземного ремонта скважин.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ произведена реорганизация государственного учреждения – Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Территориальным фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации является Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ОСФР по ХМАО-Югре).

В возражениях ОСФР по ХМАО-Югре просит исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что по имеющимся документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета страховой стаж ФИО1 согласно решению об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ на 11.12.2021г. составляет 19 лет 04 месяца 06 дней (с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2Г1 - 23 года 10 месяцев 10 дней), т.е. менее требуемых 25 лет; стаж по Списку №2- 14 лет 11 месяцев 03 дня; стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 14 лет 11 месяцев 03 дня. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. С ДД.ММ.ГГГГ правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В ст. 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение па временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство. В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору. Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане до ДД.ММ.ГГГГ не были отнесены законодательством Российской Федерации к застрахованным лицам. Периоды работы указанных граждан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в страховой и специальный стаж. Регистрация в качестве застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования иностранных граждан, временно пребывающих и работающих на территории Российской Федерации, а также уплата работодателем за них страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не основаны на нормах действующего пенсионного законодательства. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом в ОАО «<данные изъяты>» не включены в страховой и специальный (МКС) стаж, так как согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал по лицензии, так как не являлся гражданином РФ, отчисления в ПФР не производились. Так же, согласно ответу УМВД РФ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значился зарегистрированным по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что разрешение на временное проживание документально не подтверждено, вышеуказанные периоды не могут быть включены в страховой и специальный (МКС) стаж. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 379-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев. Обратной силы данному положению закона не придано. Таким образом, действовавшие в спорные периоды работы истца положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона. Более того, в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ, Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривали включение службы но призыву на льготных условиях, если служба по призыву на льготных условия, если службе по призыву предшествовала работа, дающая право на льготное обеспечение либо она непосредственно следовала за окончанием периода службы в армии. В соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ, Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривали включение службы по призыву на льготных условиях, если служба по призыву на льготных условия, если службе по призыву предшествовала работа, дающая право на льготное обеспечение либо она непосредственно следовала за окончанием периода службы в армии. Таким образом, военная служба по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитывается истцу в стаж но Списку , так как у истца отсутствуют периоды работы по Списку предшествовавшие либо следовавшие службе по призыву. Доводы истца, указывающие на незаконный отказ в назначении пенсии, не подлежит, по мнению Отделения, удовлетворению.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании настаивали на заявленных исковых требованиях, просили иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, своего представителя для участия не направил, о дате и времени судебного заседания извещался, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 49).

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Радужнинского городского суда (л.д. 39).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.

Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Государственное учреждение – Отделение ПФР по ХМАО-Югре рассмотрело заявление ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения о назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.

Истец не согласился с вышеуказанным отказом и обратился в суд с указанным иском.

Установлено, что ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ В страховой и специальный (МКС, Список ) стаж ФИО1 включены периоды работы на основании трудовой книжки, уточняющих справок и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. По трудовой книжке ОТ-I , дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал:

с ДД.ММ.ГГГГ по 08.06.1988проходил службу в рядах Советской Армии.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Нефтеабадском УБР. Период работы Пенсионным фондом учтен до ДД.ММ.ГГГГ, так как работа протекала на территории Республики Таджикистан. Специалистами Клиентской службы (на правах отдела ) в г. Радужный направлен запрос об оказании содействия в истребовании справки, подтверждающей вышеуказанный период работы. Пенсионным фондом в решении об отказе указано, что при поступлении ответа на запрос страховой стаж будет пересмотрен с учетом поступивших сведений,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по н/в в ОАО «<данные изъяты>». Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены согласно решения об отказе в страховой и специальный (МКС) стаж, так как согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал по лицензии, так как не являлся гражданином РФ, отчисления в ПФР не производились. Так же, согласно ответу УМВД РФ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значился зарегистрированным по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, и учитывая, что разрешение на временное проживание документально не подтверждено, вышеуказанные периоды Пенсионным фондом не включены в страховой и специальный (МКС) стаж.

По представленным документам стаж ФИО1 на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ составил: страховой стаж – 19 лет 04 месяца 06 дней (с учетом постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГП – 23 года 10 месяцев 10 дней), то есть менее требуемых 25 лет.

Стаж по списку № 2 – 14 лет 11 месяцев 03 дня,

Стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 14 лет 11 месяцев 03 дня.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно материалам дела, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом в ОАО «<данные изъяты>» не включены Пенсионным органом в страховой стаж и специальный (МКС) стаж, так как согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал по лицензии, так как не являлся гражданином РФ, отчисления в ПФР не производились. Так же, согласно ответу УМВД РФ по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значился зарегистрированным по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, и учитывая, что разрешение на временное проживание документально не подтверждено, вышеуказанные периоды Пенсионным фондом не включены в страховой и специальный (МКС) стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года) застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществления ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Согласно ст. 2 данного Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временное проживающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

По законодательству, действовавшему на момент спорных отношений, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к застрахованным лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, не относились, а потому на выплаты и вознаграждения, получаемые данными лицами, работодателями страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не должны были начисляться и уплачиваться. Только с 01 января 2012 года в п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, в соответствии с заключенными трудовыми договорами на неопределенный срок или на срок не менее шести месяцев, являются застрахованными лицами. Обратной силы данному положению закона не придано.

Таким образом, в соответствии с нормами законодательства, действовавшего в период спорных правоотношений, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к застрахованным лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, не относились, а потому на выплаты и вознаграждения, получаемые данными лицами, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работодателями не должны были начисляться и уплачиваться (Аналогичные выводы указаны в апелляционном определении суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ).

Истец, временно пребывающий в Российской Федерации, независимо от уплаты за него страховых взносов в спорный период, не признавался застрахованным лицом, в связи с чем, отсутствовали основания для включения данных периодов работы в страховой стаж.

Факт того, что истец законно пребывал и на законных основаниях осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации, не оспаривается ответчиком, однако данное обстоятельство не влечет такое правовое последствие, как признание его застрахованным лицом.

Таким образом, с учетом временного характера пребывания истца в указанный спорный период на территории Российской Федерации и действующего на тот момент законодательства об обязательном пенсионном страховании, доводы истца по включению указанных период являются ошибочными, поскольку действовавшие в спорные периоды работы истца положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно подпункту "к" пункта 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке начисления и выплаты государственных пенсий" в специальный стаж засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрена возможность применения по выбору застрахованных лиц пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, только при исчислении периодов работы лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и работавшим на работах с тяжелыми условиями труда до 1 января 1992 года, а также женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью до 1 марта 1992 года.

Таким образом, норма подпункта "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий может применяться лишь к лицам, работавшим до 1 января 1992 года во вредных и тяжелых условиях труда по Спискам N 1 и N 2, а также к женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью до 1 марта 1992 года.

Какие-либо документальные доказательства занятости на работах в особых условиях труда истцом в период работы после службы в армии не представлены, в связи с чем оснований во включении указанного периода в специальный стаж, не имеется. При этом, после прохождения истцом службы в армии следовал период его работы в Нефтеабадском УБР, который не зачтен пенсионным органом в специальный стаж по Списку № 2, доказательств иного не предоставлено. Требований о включении работы в Нефтеабадском УБР в специальный стаж, истцом не заявлено, указанный вопрос судом не рассматривался. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в данном деле суд принимает решение только по заявленным истцом исковым требованиям и не может самостоятельно выйти за пределы таких исковых требований.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (о признании незаконным со дня вынесения решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о признании права на включение в стаж для назначения страховой пенсии по старости с тяжелыми условиями труда, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 08 сентября 2023 года.

Судья /подпись/ Першина Е.Ю.

Копия верна

Подлинный документ находится в гражданском деле (УИД ) Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение в законную силу не вступило. ДД.ММ.ГГГГ

Судья Першина Е.Ю.