ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6061/19 от 10.07.2019 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

г. Тюмень № 2-6061/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2019 года

Центральный районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Серебряковой А.В.,

при секретаре Муртазиной Э.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АНО ДПО Тюменский Межрегиональный Центр «Обучения», Зайцеву В.М. о признании незаконной деятельности, о признании выданного удостоверения незаконным,

у с т а н о в и л :

Тюменский транспортный прокурор обратился в суд с иском о признании деятельности АНО ДПО «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» по обучению Зайцева В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации (сотрудника <данные изъяты>) по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» с целью повышения квалификации в отсутствие сертификата авиационного учебного центра, с использованием не утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации образовательной программы незаконной. Так же просит признать не законным удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» в объеме 40 часов, регистрационный , выданное ДД.ММ.ГГГГ АНО ДПО «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» Зайцеву В.М.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлены незаконные действия АНО ДПО ТМЦО по осуществлению обучения в отсутствии созданных в соответствии с требованиями федерального законодательства необходимых условий ведения образовательной деятельности, надлежащего утверждения и разработки образовательной программы.

В судебном заседании помощник Тюменского транспортного прокурора Хотмирова Н.Л. на удовлетворении иска настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика АНО ДПО «Тюменский межрегиональный центр обучения» не явился, о времени и месте слушания дела извещен, направил в суд заявление о признании заявленного иска.

Ответчик Зайцев В.М. в судебное заседании не явился, о времени и месте слушания дела извещен, направил в суд заявление о согласии с иском.

Представитель третьего лица АО «Аэропорт Рощино» в суд не явился, о времени и месте слушания дела извещен, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, Тюменской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности в АО «Аэропорт Рощино» (далее – Общество) выявлены нарушения законности при прохождении сотрудниками службы авиационной безопасности Общества специальной профессиональной подготовки.

Аэропорт «Рощино» г.Тюмени является международным аэропортом и отнесен к 1 категории объектов транспортной инфраструктуры.

Комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту «Рощино» осуществляет служба авиационной безопасности (далее – САБ), являющаяся структурным подразделением Общества.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Согласно п. 1 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (п. 2 ст. 83 ВК РФ).

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 4 ст. 84 ВК РФ).

В силу ст.85.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: основные программы профессионального обучения; дополнительные профессиональные программы. Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и в целях реализации мер по государственному регулированию деятельности гражданской авиации и повышения уровня авиационной безопасности на воздушном транспорте приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее – ФАП-142), которые устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами.

В соответствии с требованиями п. 6 ФАП-142 сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.

Приказом Федеральной авиационной службы России от ДД.ММ.ГГГГ «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» утверждены «Нормы подготовки, переподготовки и текущей учебы по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» (далее – Нормы подготовки).

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» (далее – Перечень), согласно п. 6 которого к указанной категории относятся специалисты службы авиационной безопасности: сотрудник службы авиационной безопасности.

Согласно разделам I, II Норм подготовки специальная профессиональная подготовка и переподготовка (подтверждение квалификации) сотрудников служб авиационной безопасности проводится в сертифицированных учебных заведениях и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования гражданской авиации в определенных объемах учебной нагрузки. Для сотрудников служб авиационной безопасности такая подготовка предусмотрена в объеме 80 - 120 часов, переподготовка сотрудников служб авиационной безопасности (подтверждение квалификации) – в объеме 40 – 60 часов.

Начальная подготовка сотрудников служб авиационной безопасности проводится в учреждениях дополнительного профессионального образования и непосредственно в аэропортах и авиапредприятиях по программе, разработанной Управлением авиационной безопасности Федеральной авиационной службы России и введенной в действие указанием заместителя директора Федеральной авиационной службы России от 06.07.1998 № 9.15-50 (144 часа: 24 часа - теоретическая подготовка, 120 часов - стажировка).

Разделом IV Норм подготовки установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации авиаперсонала в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Для сотрудников служб авиационной безопасности, принятых на работу впервые, срок повышения (подтверждения) квалификации установлен в течение первого года работы.

Таким образом, необходимость прохождения сотрудником службы авиационной безопасности подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования прямо предусмотрена указанным нормативным правовым актом.

В результате проверки установлено, что АО «Аэропорт Рощино» с автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» (далее – АНО ДПО ТМЦО) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг по обучению персонала службы авиационной безопасности (специальная профессиональная подготовка) по программам: «Предполетный и послеполетный досмотр», «Предотвращение доступа в контролируемую зону аэропорта», «Перронный контроль, досмотр воздушных судов» (в объеме 40 часов по каждой программе).

Согласно разделу 2 «Права и обязанности сторон» указанного договора АНО ДПО ТМЦО обязано: организовать и обеспечить надлежащее исполнение образовательных услуг по программе: Оказание услуг по обучению персонала службы авиационной безопасности (Специальная профессиональная подготовка); провести подготовку специалистов Заказчика (АО «Аэропорт Рощино») качественно в сроки и в объеме согласно заявке; обеспечить учебный процесс квалифицированным преподавательским составом.

АНО ДПО ТМЦО согласно Уставу является организацией дополнительного профессионального образования и, соответственно, осуществляет образовательную деятельность в виде дополнительного профессионального образования в соответствии с лицензиями на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Департаментом образования и науки Тюменской области.

В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Статьей 85 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, согласно которым в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации реализуются, в том числе, дополнительные профессиональные программы.

В силу ч. 4 ст. 85 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Зайцев В.М. приказом генерального директора АО «Аэропорт Рощино» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инспектора досмотра группы досмотра САБ Общества.

В соответствии с требованиями п. 6 ФАП-142, разделов I, IV Норм подготовки Зайцев В.М. должен пройти (с периодичностью 2 года) специальную профессиональную подготовку (повышение (подтверждение) квалификации по авиационной безопасности) в сертифицированном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования по утвержденным Росавиацией учебным программам в предусмотренном объеме 40 - 60 часов с получением документа установленного образца.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом генерального директора АО «Аэропорт Рощино» от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении на обучение с отрывом от производства» Зайцев В.М. прошел повышение квалификации в АНО ДПО ТМЦО по программе «Предполетный и послеполетный досмотр» в объеме 40 часов, о чем ему ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение о повышении квалификации, регистрационный .

Согласно должностной инструкции инспектора досмотра группы досмотра службы авиационной безопасности (САБ) АО «Аэропорт Рощино» от ДД.ММ.ГГГГ инспектор досмотра должен твердо знать и выполнять нормы, правила и процедуры по авиационной (транспортной) безопасности, а также правила проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов на воздушном транспорте, Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; своевременно выявлять, предупреждать и пресекать попытки проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной (транспортной) безопасности, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории Российской Федерации.

Специальная профессиональная подготовка дает возможность инспектору досмотра группы досмотра выполнять должностные обязанности по проведению предполетного досмотра воздушных судов, предусмотренные воздушным законодательством и должностной инструкцией.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации регламентирована ст. 54 ВК РФ.

Пунктом 2 ст. 54 ВК РФ предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Такими правилами являются Федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ФАП-289).

ФАП-289 устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ).

Сертификат АУЦ является документом, подтверждающим, что АУЦ соответствует федеральным авиационным правилам.

Пунктом 5 ФАП-289 установлен запрет на осуществления обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с ФАП-289 сертификата АУЦ.

Данный запрет согласуется с требованиями п. 3 ст. 8 ВК РФ, устанавливающим, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно п. 61, 62 ФАП-289 по окончании обучения АУЦ должен выдать документ, подтверждающий прохождение обучения, который должен включать наименование АУЦ, в котором было пройдено обучение, номер и дату выдачи сертификата АУЦ и др.

Согласно приведенным положениям ФАП-289 документ, подтверждающий прохождение соответствующего обучения специалистом авиационного персонала, включая сотрудника службы авиационной безопасности, может быть выдан только АУЦ, который имеет соответствующий сертификат.

В нарушение перечисленных требований законодательства АНО ДПО ТМЦО не имеет сертификата АУЦ, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта, как того требует п.7 ФАП-289. В перечне российских авиационных учебных центров, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала, размещенном на сайте Росавиации, информация об АНО ДПО ТМЦО отсутствует.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 4 ст.54 ВК РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно пп. а - в п. 49 ФАП-289 авиационный учебный центр: должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля). Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с ФАП-289, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются Федеральными авиационными правилами «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.7 данных Правил программа подготовки утверждается Федеральным агентством воздушного транспорта или территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта (далее – уполномоченный орган) по выбору разработчика программы подготовки.

Вместе с тем АНО ДПО ТМЦО программы подготовки, по которым она осуществляла подготовку сотрудников САБ АО «Аэропорт Рощино», не утверждены уполномоченным органом. Образовательное учреждение не имеет программ подготовки специалистов авиационного персонала, утвержденных уполномоченным органом.

Несмотря на это, инспектор досмотра группы досмотра САБ АО «Аэропорт Рощино» Зайцев В.М. в соответствии с приказом генерального директора данного Общества от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении на обучение с отрывом от производства» и заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел подготовку (обучение) по программе «Предполетный и послеполетный досмотр», не утвержденной уполномоченным органом.

Таким образом, установлено, что АНО ДПО ТМЦО осуществляет образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации (переподготовке, повышению квалификации) в отсутствие сертификата АУЦ, предоставляющего право проводить такое обучение, а также в отсутствие утвержденных уполномоченным органом программ обучения.

Осуществление Зайцева В.М. в целях повышения квалификации прошедшего обучение у ответчика с нарушением установленного законом порядка, то есть по уровню образования не соответствующей требованиям закона, предъявляемым к сотрудникам службы авиационной безопасности, свидетельствует о возникновении угрозы безопасности на объекте воздушного транспорта – в аэропорту «Рощино» г.Тюмени неопределенному кругу лиц – потребителям услуг авиационной инфраструктуры в связи с отсутствием достаточной квалификации у данного лица для того, чтобы обеспечить надлежащую безопасность на объекте транспорта.

Таким образом, установлены незаконные действия АНО ДПО ТМЦО:

- по осуществлению обучения (повышения квалификации Зайцева В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» в отсутствие созданных в соответствии с требованиями федерального законодательства необходимых условий ведения образовательной деятельности, надлежащего утверждения и разработки образовательной программы,

- по выдаче Зайцеву В.М. удостоверения, регистрационный , о повышении квалификации по программе «Предполетный и послеполетный досмотр» в объеме 40 часов, в отсутствие правовых оснований для обучения указанного лица по дополнительной программе образования.

Со стороны Центра обучения имеет место нарушение законодательства об образовании, воздушного законодательства, в том числе об авиационной безопасности, что свидетельствует о создании реальной угрозы безопасности в аэропорту «Рощино» г.Тюмени, в связи с чем затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, находящихся на объектах аэропорта «Рощино» г.Тюмени, защиту жизни и здоровья которых обеспечивают в том числе сотрудники службы авиационной безопасности Общества, как установлено, не обладающие должной квалификацией.

В данном случае в результате несоответствия уровня квалификации специалистов, подготовленных ответчиком, стандартам национального законодательства и международным стандартам может пострадать любой гражданин Российской Федерации, а также иностранный гражданин, лицо без гражданства при получении услуг аэропорта, где осуществляют деятельность слушатели, прошедшие подготовку у ответчика, не имевшего в период оказания образовательных услуг по соответствующей специальности авиационного персонала сертификата АУЦ, подтверждающего соответствие образовательной организации требованиям федеральных авиационных правил, и утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации образовательной программы.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

Поскольку при подаче в суд иска заявитель в силу Закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение принято не в пользу ответчиков, на основании ст. 103 ГПК РФ расходы государства по ведению дела должны быть возмещены за счет ответчиков: по первому требованию 6000 рублей за счет Тюменского Межрегионального Центра Обучения»; по второму требованию 6000 рублей – солидарно с ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тюменского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать не законной деятельность АНО ДПО «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» по обучению Зайцева В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации (сотрудника <данные изъяты>) по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» с целью повышения квалификации в отсутствие сертификата авиационного учебного центра, с использованием не утвержденной уполномоченным органом в области гражданской авиации образовательной программы.

Признать не законным удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе образования «Предполетный и послеполетный досмотр» в объеме 40 часов, регистрационный , выданное ДД.ММ.ГГГГ АНО ДПО «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» Зайцеву В.М..

Взыскать с АНО ДПО «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Взыскать солидарно с Зайцева В.М. и АНО ДПО «Тюменский Межрегиональный Центр Обучения» в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2019 года на компьютере в совещательной комнате.

Судья А.В. Серебрякова