ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6063/2021 от 29.11.2021 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0002-01-2021-012089-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе

председательствующего судьи Плотниковой О.Л.,

при секретаре Смолиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6063/2021 по исковому заявлению прокурора г.Нижневартовск в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Нижневартовска о возложении обязанности по благоустройству тротуара, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ОГИБДД УМВД России по г.Нижневартовску,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Нижневартовска обратился с вышеуказанным иском, который впоследствии был уточнен, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной проверки совместно с должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску было выявлено неисполнение ответчиком требований закона по содержанию и строительству дорог общего пользования в черте границ города, в частности на <адрес> напротив <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и на <адрес> от <адрес> до <адрес> (МАДОУ г.Нижневартовска «Детский сад №38») г.Нижневартовска отсутствуют тротуары. Пунктом 13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, установлено, что лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. В соответствии с п. 5 ст. 6, п. 1 ч. 2 ст. 29 Устава города Нижневартовска, принятого решением Думы города Нижневартовска от 20 июня 2005 года №502 (далее - Устав), к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, и администрация г.Нижневартовска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на которую возложены полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности города Нижневартовска. Постановлением администрации города Нижневартовска от 28 июня 2013 года №1304 утверждена «Муниципальная программа «Капитальное строительство и реконструкция объектов города Нижневартовска на 2014-2020 года», в которую внесены изменения и утверждена новая муниципальная программа «Капитальное строительство и реконструкция объектов города Нижневартовска на 2018-2025 года и па период до 2030 года» вместе с «Перечнем основных мероприятий этой программы», однако работы по устройству тротуаров на вышеуказанных участках улиц до 2030 года в программе не предусмотрены. Согласно проекту организации дорожного движения, на рассматриваемых участках улицы предусмотрены тротуары для обустройства. Из акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дорог от 12 мая 2021 года, следует, что пешеходные тротуары по <адрес> напротив <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и на <адрес> от <адрес> до <адрес> (МАДОУ г. Нижневартовска «Детский сад №38») отсутствуют, в связи с чем по ул.Пионерская и выходе с территории детского сада (МАДОУ г. Нижневартовска «Детский сад №38») воспитанники оказываются на проезжей части, предназначенной для движения транспортных средств, что создает угрозу безопасности дорожного движения. 09 июня 2021 года мировым судьей вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении администрации города Нижневартовск к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данное постановление оставлено без изменения решением Нижневартовского городского суда от 19 июля 2021 года. Просят обязать администрацию города Нижневартовска обустроить тротуар длиной 36 м на <адрес> от центрального входа в МАДОУ г.Нижневартовска «Детский сад №38» до заезда к <адрес>.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании доводы, указанные в иске, поддержал и на удовлетворении уточненных требований настаивал, так же пояснил, что представитель ответчика в возражениях указал на возможность обустроить тротуар протяженностью 36 метров на спорном земельном участке.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что из поступившей информации по благоустройству спорного участка следует, что эти работы ранее были включены в программу капитального строительства и обустройство тротуара на данном участке, протяженностью 36 метров, возможно при финансировании и в срок до 2024 года. Возможно обустроить временный тротуар в виде плит при наступлении благоприятных условий, однако в этом случае расходование бюджетных средств будет нецелесообразным.

Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г.Нижневартовску в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05 мая 2015 года автомобильная дорога, назначение: для движения транспорта и пешеходов, протяженностью 1235, по адресу г.Нижневартовск, <адрес>, автодорога находится в собственности муниципального образования г.Нижневартовск.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бремя содержания имущества несет собственник.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как следует из п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 №1090, лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с п. 5 ст. 6, п. 1 ч. 2 ст. 29 Устава города Нижневартовска, принятого решением Думы города Нижневартовска от 20 июня 2005 года №502, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Администрация города Нижневартовска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на который возложены полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности города Нижневартовска.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности на них.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, возложена на администрацию города Нижневартовска.

Актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 12 мая 2021 года, а также видеозаписью подтверждается, что госинспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Нижневартовску выявлено нарушение п. 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 на участке <адрес> напротив <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес> в виде отсутствия пешеходных тротуаров.

В соответствии с п. 4.5.1.2 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (СП 42.13330.2011). Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны ( п.4.5.1.3).

В соответствии с п. 5.47 СП 34.13330.2012. «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85», тротуары предусматривают в соответствии с требованиями СП 42.13330.2011.

Постановлением мирового судьи судебного участка №11 Нижневартовского судебного района города Нижневартовска от 09 июня 2021 года, оставленного без изменения решением Нижневартовского городского суда от 19 июля 2021 года, администрация города Нижневартовска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанием для привлечения администрации города Нижневартовска к ответственности послужил протокол <адрес> об административном правонарушении от 14 мая 2021 года, составленный госинспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Нижневартовску ОГИБДД УМВД России по г.Нижневартовску по факту выявленного 12 мая 2021 года нарушения на участке <адрес> напротив <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>.

Согласно акту ОГИБДД УМВД России по г.Нижневартовску от 20 октября 2021 года и видеозаписи, акту ОГИБДД УМВД России по г.Нижневартовску от 23 ноября 2021 года и видеозаписи, на участке <адрес>, а также от <адрес> центральный вход в «Детский сад №38» <адрес>, произведено обустройство тротуара, в тоже время в районе <адрес> от центрального входа в МАДОУ г.Нижневартовска «Детский сад №38» до заезда к <адрес> тротуар длиной 36 м отсутствует.

Как следует из п.11.5 СП 42.13330.2011 «Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» расчетные параметры улиц и дорог городов установлены таблицей 8, в соответствии которой, ширина пешеходной части тротуара для улиц и дорог местного значения в жилой застройке, к которой отнесена <адрес> (магистральная улицы районного значения транспортно-пешеходная, имеет 2 полосы движения шириной 3.0 м), должна составлять не менее 2,25 м.

Суду представлен проект «Комплексная схема организации дорожного движения г.Нижневартовск и проекта организации дорожного движения г.Нижневартовск», утвержденный 18 декабря 2017 года, в части спорного участка, из которого усматривается, что на этом участке улицы предусмотрены тротуары для обустройства.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что является госинспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Нижневартовску и первую очередь ориентируется на установленные стандарты и ГОСТы, которые сравнивает с утвержденными проектами, и если они не совпадают, то учитывает ГОСТ. В данном случае он руководствовался проектом организации дорожного движения, утвержденным администрацией г. Нижневартовск в 2017 году и 12 мая 2021 года были выявлены нарушения в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, позже произведены замеры для определения протяженности участка, на котором в настоящее время необходимо обустроить тротуар.

В силу п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчиком не приняты необходимые меры по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения, при этом спорный участок является местом общего пользования, используются неопределенным кругом лиц, а отсутствие тротуаров нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, кроме того создает угрозу безопасности дорожного движения.

Учитывая вышеизложенное, суд считает требования истца о возложении обязанности по обустройству тротуара протяженностью 36 м на <адрес> от центрального входа в МАДОУ г.Нижневартовск «Детский сад №38» до заезда к <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, суд принимает во внимание климатические особенности данного региона, а так же требования разумности и полагает возможным установить ответчику срок для обустройства тротуара не позднее 29 июля 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на администрацию города Нижневартовска обязанность по обустройству тротуара на <адрес> от центрального входа в МАДОУ г.Нижневартовск «Детский сад » до заезда к <адрес>, протяженностью 36 м, в срок до 29 июля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья: подпись Копия верна:

Судья О.Л. Плотникова