Дело № 2-6069/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Полупан Г.Ю.,
при секретаре Кучерявой Н.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора г.Пятигорска Маршалкина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО ААК «Кавказтранс» о признании недействительными паспортов доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения, обязании совершить определённые действия,
установил:
в обоснование требований истцом в иске и его представителем – помощником прокурора г.Пятигорска Маршалкиным Д.С. в судебном заседании указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой в деятельности ответчика выявлены нарушения, выразившиеся в том, что организации в РФ независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы РФ, организаций. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в соответствии с которым владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. При этом уполномоченное должностное лицо перевозчика, владельца объекта создаёт комиссию по проведению обследования транспортных средств, объектов и предоставляемых услуг. Приказом ЗАО ААК «Кавказтранс» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по проведению обследования и паспортизации транспортных средств и предоставляемых на них услуг в составе заместителя генерального директора, специалиста по охране труда, главного бухгалтера и механика ОТК, которым поручено провести обследование транспортных средств ЗАО ААК «Кавказтранс» в количестве 15 штук. В нарушение Порядка и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочные представители общественных объединений инвалидов для участия в работе комиссии по проведению обследования транспортных средств привлечены не были. По действующему законодательству оценка соответствия уровня обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг осуществляется с использованием установленных Порядком показателей доступности. По результатам обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг комиссией разрабатываются предложения для принятия управленческих решений (с учетом положений об обеспечении разумного приспособления Конвенции о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ), которые включаются в паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг. Согласно п. 15 Порядка паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг, разработанный комиссией, утверждается уполномоченным должностным лицом владельца объекта, перевозчика вместе с отчётом о проведении обследования. По результатам обследования ответчиком составлены паспорта доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п. 14 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи комиссией не разработаны предложения для принятия управленческих решений и не включены в паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Просят признать недействительными паспорта доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика с привлечением полномочных представителей общественных объединений инвалидов провести обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг; разработать предложения для принятия управленческих решений по созданию (с учётом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности объектов, транспортных средств и предоставления услуг в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта и предоставления услуг с учётом потребностей пассажиров из числа инвалидов; по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которые предоставляются услуги по оснащению их приспособлениями и оборудованием, обеспечивающими их соответствие требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов в целях исполнения п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи; составить паспорта доступности объекта, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Представитель ответчика ЗАО АКК «Кавказтранс» в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате и времени, что подтверждается материалами дела, не явился, не известил суд о наличии уважительных причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, с учётом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, признав причину его неявки неуважительной.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указывает, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Минтранса России от 01 декабря 2015 года № 347 утверждён Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Пунктом 8 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
В силу п. 11 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи для проведения обследования уполномоченное должностное лицо перевозчика, владельца объекта создаёт комиссию по проведению обследования транспортных средств, объектов и предоставляемых услуг, утверждает её состав, план-график проведения обследования, а также организует работу комиссии с учётом положений абз. 3 ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании и подтверждается надлежащими письменными доказательствами, во исполнение указанных требований законодательства приказом ЗАО ААК «Кавказтранс» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по проведению обследования и паспортизации транспортных средств и предоставляемых на них услуг в составе заместителя генерального директора, специалиста по охране труда, главного бухгалтера и механика ОТК, которым поручено провести обследование транспортных средств ЗАО ААК «Кавказтранс» в количестве 15 штук.
Однако в нарушение п. 11 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочные представители общественных объединений инвалидов для участия в работе комиссии по проведению обследования транспортных средств не привлекались.
В соответствии с п. 13 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи оценка соответствия уровня обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг осуществляется с использованием следующих показателей доступности: удельный вес существующих транспортных средств, конструкция которых обеспечивает их доступность для пассажиров из числа инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске, - от общего количества транспортных средств; удельный вес введенных с 01 июля 2016 года в эксплуатацию транспортных средств, полностью соответствующих требованиям государственных стандартов, регламентирующих технические требования для перевозки пассажиров из числа инвалидов, - от общего количества вновь вводимых транспортных средств; удельный вес существующих транспортных средств, которые в результате проведения после 01 июля 2016 года их модернизации полностью соответствуют требованиям государственных стандартов, регламентирующих технические требования для перевозки пассажиров из числа инвалидов, - от общего количества транспортных средств, прошедших модернизацию; удельный вес транспортных средств, имеющих утвержденные паспорта доступности и предоставляемых услуг, - от общего количества транспортных средств; доля работников перевозчика, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров, прошедших инструктирование или обучение для работы с пассажирами из числа инвалидов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для указанной категории пассажиров услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, - от общего количества таких сотрудников; предоставление перевозчиком, осуществляющим перевозки на пригородном, междугородном и международном сообщениях, а также по заказу и легковыми такси, возможности для пассажиров из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров.
По смыслу п. 14 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи по результатам обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг комиссией разрабатываются предложения для принятия управленческих решений (с учётом положений об обеспечении разумного приспособления Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года), которые включаются в паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг, в том числе: по созданию (с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности объектов, транспортных средств и предоставления услуг в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в случаях, когда действующие объекты, транспортные средства невозможно полностью приспособить для нужд пассажиров из числа инвалидов); по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта и предоставления услуг с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов; по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги по оснащению их приспособлениями и оборудованием, обеспечивающими их соответствие требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов в целях исполнения п. 7 настоящего Порядка.
Согласно п. 15 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи по результатам обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг, разработанный комиссией, утверждается уполномоченным должностным лицом владельца объекта, перевозчика вместе с отчётом о проведении обследования.
Как установлено судом, ответчиком по результатам обследования составлены паспорта доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, но в нарушение п. 14 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи по результатам обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг Комиссией не разработаны предложения для принятия управленческих решений и не включены в паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг.
С учётом приведённых обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к ЗАО АКК «Кавказтранс».
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворён, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
По настоящему делу спор заявлен к юридическому лицу ЗАО АКК «Кавказтранс», не освобождённому от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета города-курорта Пятигорска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО АКК «Кавказтранс» о признании недействительными паспортов доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения, обязании совершить определённые действия удовлетворить.
Признать недействительными паспорта доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ЗАО АКК «Кавказтранс» с привлечением полномочных представителей общественных объединений инвалидов провести обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг; разработать предложения для принятия управленческих решений по созданию (с учётом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности объектов, транспортных средств и предоставления услуг в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта и предоставления услуг с учётом потребностей пассажиров из числа инвалидов; по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которые предоставляются услуги по оснащению их приспособлениями и оборудованием, обеспечивающими их соответствие требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов в целях исполнения п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи; составить паспорта доступности объекта, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Взыскать с ЗАО АКК «Кавказтранс» в доход муниципального образования города-курорта Пятигорска государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Судья Г.Ю. Полупан