ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6069/2016 от 27.12.2016 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-6069/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Полупан Г.Ю.,

при секретаре Кучерявой Н.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г.Пятигорска Маршалкина Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО ААК «Кавказтранс» о признании недействительными паспортов доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения, обязании совершить определённые действия,

установил:

в обоснование требований истцом в иске и его представителем – помощником прокурора г.Пятигорска Маршалкиным Д.С. в судебном заседании указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой в деятельности ответчика выявлены нарушения, выразившиеся в том, что организации в РФ независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы РФ, организаций. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в соответствии с которым владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. При этом уполномоченное должностное лицо перевозчика, владельца объекта создаёт комиссию по проведению обследования транспортных средств, объектов и предоставляемых услуг. Приказом ЗАО ААК «Кавказтранс» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по проведению обследования и паспортизации транспортных средств и предоставляемых на них услуг в составе заместителя генерального директора, специалиста по охране труда, главного бухгалтера и механика ОТК, которым поручено провести обследование транспортных средств ЗАО ААК «Кавказтранс» в количестве 15 штук. В нарушение Порядка и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочные представители общественных объединений инвалидов для участия в работе комиссии по проведению обследования транспортных средств привлечены не были. По действующему законодательству оценка соответствия уровня обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг осуществляется с использованием установленных Порядком показателей доступности. По результатам обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг комиссией разрабатываются предложения для принятия управленческих решений (с учетом положений об обеспечении разумного приспособления Конвенции о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ), которые включаются в паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг. Согласно п. 15 Порядка паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг, разработанный комиссией, утверждается уполномоченным должностным лицом владельца объекта, перевозчика вместе с отчётом о проведении обследования. По результатам обследования ответчиком составлены паспорта доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п. 14 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи комиссией не разработаны предложения для принятия управленческих решений и не включены в паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Просят признать недействительными паспорта доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика с привлечением полномочных представителей общественных объединений инвалидов провести обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг; разработать предложения для принятия управленческих решений по созданию (с учётом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности объектов, транспортных средств и предоставления услуг в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта и предоставления услуг с учётом потребностей пассажиров из числа инвалидов; по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которые предоставляются услуги по оснащению их приспособлениями и оборудованием, обеспечивающими их соответствие требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов в целях исполнения п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи; составить паспорта доступности объекта, транспортных средств и предоставляемых услуг.

Представитель ответчика ЗАО АКК «Кавказтранс» в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате и времени, что подтверждается материалами дела, не явился, не известил суд о наличии уважительных причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, с учётом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, признав причину его неявки неуважительной.

Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указывает, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Приказом Минтранса России от 01 декабря 2015 года № 347 утверждён Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Пунктом 8 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.

В силу п. 11 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи для проведения обследования уполномоченное должностное лицо перевозчика, владельца объекта создаёт комиссию по проведению обследования транспортных средств, объектов и предоставляемых услуг, утверждает её состав, план-график проведения обследования, а также организует работу комиссии с учётом положений абз. 3 ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании и подтверждается надлежащими письменными доказательствами, во исполнение указанных требований законодательства приказом ЗАО ААК «Кавказтранс» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по проведению обследования и паспортизации транспортных средств и предоставляемых на них услуг в составе заместителя генерального директора, специалиста по охране труда, главного бухгалтера и механика ОТК, которым поручено провести обследование транспортных средств ЗАО ААК «Кавказтранс» в количестве 15 штук.

Однако в нарушение п. 11 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочные представители общественных объединений инвалидов для участия в работе комиссии по проведению обследования транспортных средств не привлекались.

В соответствии с п. 13 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи оценка соответствия уровня обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг осуществляется с использованием следующих показателей доступности: удельный вес существующих транспортных средств, конструкция которых обеспечивает их доступность для пассажиров из числа инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске, - от общего количества транспортных средств; удельный вес введенных с 01 июля 2016 года в эксплуатацию транспортных средств, полностью соответствующих требованиям государственных стандартов, регламентирующих технические требования для перевозки пассажиров из числа инвалидов, - от общего количества вновь вводимых транспортных средств; удельный вес существующих транспортных средств, которые в результате проведения после 01 июля 2016 года их модернизации полностью соответствуют требованиям государственных стандартов, регламентирующих технические требования для перевозки пассажиров из числа инвалидов, - от общего количества транспортных средств, прошедших модернизацию; удельный вес транспортных средств, имеющих утвержденные паспорта доступности и предоставляемых услуг, - от общего количества транспортных средств; доля работников перевозчика, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров, прошедших инструктирование или обучение для работы с пассажирами из числа инвалидов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для указанной категории пассажиров услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, - от общего количества таких сотрудников; предоставление перевозчиком, осуществляющим перевозки на пригородном, междугородном и международном сообщениях, а также по заказу и легковыми такси, возможности для пассажиров из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров.

По смыслу п. 14 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи по результатам обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг комиссией разрабатываются предложения для принятия управленческих решений (с учётом положений об обеспечении разумного приспособления Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года), которые включаются в паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг, в том числе: по созданию (с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности объектов, транспортных средств и предоставления услуг в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в случаях, когда действующие объекты, транспортные средства невозможно полностью приспособить для нужд пассажиров из числа инвалидов); по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта и предоставления услуг с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов; по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги по оснащению их приспособлениями и оборудованием, обеспечивающими их соответствие требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов в целях исполнения п. 7 настоящего Порядка.

Согласно п. 15 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи по результатам обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг, разработанный комиссией, утверждается уполномоченным должностным лицом владельца объекта, перевозчика вместе с отчётом о проведении обследования.

Как установлено судом, ответчиком по результатам обследования составлены паспорта доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, но в нарушение п. 14 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи по результатам обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг Комиссией не разработаны предложения для принятия управленческих решений и не включены в паспорт доступности объекта, транспортного средства и предоставляемых услуг.

С учётом приведённых обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к ЗАО АКК «Кавказтранс».

В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворён, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.

По настоящему делу спор заявлен к юридическому лицу ЗАО АКК «Кавказтранс», не освобождённому от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета города-курорта Пятигорска.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО АКК «Кавказтранс» о признании недействительными паспортов доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения, обязании совершить определённые действия удовлетворить.

Признать недействительными паспорта доступности транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ЗАО АКК «Кавказтранс» с привлечением полномочных представителей общественных объединений инвалидов провести обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг; разработать предложения для принятия управленческих решений по созданию (с учётом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности объектов, транспортных средств и предоставления услуг в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта и предоставления услуг с учётом потребностей пассажиров из числа инвалидов; по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которые предоставляются услуги по оснащению их приспособлениями и оборудованием, обеспечивающими их соответствие требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов в целях исполнения п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи; составить паспорта доступности объекта, транспортных средств и предоставляемых услуг.

Взыскать с ЗАО АКК «Кавказтранс» в доход муниципального образования города-курорта Пятигорска государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья Г.Ю. Полупан