ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-606/20 от 23.10.2020 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)

к делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2020г. п. Тульский

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Скрябина А.В.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах муниципального образования «Кировское сельское поселение» к администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» и ФИО2 о признании договора купли-продажи муниципального имущества недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности сделки,

установил:

Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд в интересах муниципального образования «Кировское сельское поселение» к администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» и ФИО2 о признании договора купли-продажи муниципального имущества недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности сделки. В заявлении указал, что между администрацией МО «Кировское сельское поселение» и ФИО2 06.09.2019г. по результатам проведенного аукциона заключен договор купли-продажи муниципального имущества: нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1275,9 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения. Указанный договор заключен с нарушением требований федерального законодательства и подлежит признанию недействительной (ничтожной) сделкой. Решением СНД МО «Кировское сельское поселение» от 22.09.2010г. утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии с п. 2.1 Положения Совет народных депутатов МО «Кировское сельское поселение» утверждает прогнозный план приватизации имущества, дает согласие на отчуждение муниципального имущества, осуществляет право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью через администрацию поселения. Муниципальное имущество: здание с кадастровым номером , площадью 1275,9 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, в утвержденный план приватизации включены не были. Между тем, администрацией МО «Кировское сельское поселение», в отсутствие согласия представительного органа муниципального образования, 06.09.2019г. заключен договор купли-продажи имущества. Поэтому прокурор просил суд: 1) Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи муниципального имущества: нежилого здания с кадастровым , площадью 1275,9 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, заключенный между администрацией МО «Кировское сельское поселение» и ФИО2; 2) Применить последствия недействительности указанной сделки, исключив из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, а также нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1275,9 кв.м., обязав администрацию МО «Кировское сельское поселение» возвратить ФИО2 денежные средства в сумме 360000 рублей, уплаченные по договору купли-продажи от 06.09.2019г.

В заявлении об изменении (уточнении) основания иска прокурор Майкопского района указал, что извещение от 30.07.2019г. о продаже муниципального имущества не отвечает требованиям закона, поскольку не содержит информацию о способе приватизации имущества, сроке заключения договора купли-продажи, порядке ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи имущества, месте и сроке подведения итогов продажи муниципального имущества. Указанные в извещении даты начала и окончания приема заявок и проведения аукциона, реквизиты решения о проведении аукциона противоречат распоряжению главы МО «Кировское сельское поселение» № 140 от 24.07.2019г. Официальный сайт администрации поселения и официальный сайт к моменту проведения аукциона не содержали формы типовых документов о торгах, включая проект договора купли-продажи. Информационное сообщение о продаже муниципального имущества, об итогах его продажи должно размещаться на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет» и официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. Однако, вопреки требованиям закона, соответствующая форма организатором аукциона как на сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет», так и на официальном сайте размещена не была. Допущенные нарушения порядка информационного обеспечения аукциона повлекли за собой ограничение прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в приобретении муниципального имущества. В договоре купли-продажи муниципального имущества от 06.09.2019г. отсутствуют обязательные условия, а именно: порядок и срок передачи муниципального имущества в собственность покупателя; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем. Распоряжение главы поселения № 140 от 24.07.2019г. принято при условии, что продаваемые объекты не были включены в прогнозный план приватизации МО «Кировское сельское поселение». Нарушение порядка проведения продажи муниципального имущества, влечет за собой признание сделки, заключенной по результатам такого имущества, недействительной. В связи с этим, прокурор в заявлении об изменении основания иска прокурор просил удовлетворить ранее заявленные исковые требования.

В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Хапий С.С. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить. Пояснил, что информация, которая содержалась в извещении о приватизации, не соответствует требованиям, которые предусмотрены законом. Содержащаяся в извещении недостоверная информация является нарушением, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, которые могли принять участие в торгах. Несмотря на то, что иск подан в интересах муниципального образования в заявлении об изменении оснований иска указано на нарушение прав неопределенного круга лиц.

Представитель администрации МО «Кировское сельское поселение» согласно доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора Майкопского района признала и не возражала против их удовлетворения. Пояснила, что Советом народных депутатов МО «Кировское сельское поселение» решение о приватизации спорного имущества было принято до составления Прогнозного плана приватизации муниципальной собственности.

Представитель ФИО2 согласно доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и просил суд отказать в их удовлетворении. Пояснил, что истец вправе менять предмет или основание иска, но стороны менять не вправе. Переходить от интересов муниципалитета к интересам неопределенного круга лиц неправильно. Существенности недостатков, на которые ссылается прокурор, не имеется, чьи-либо права оспариваемой сделкой нарушены не были.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, будучи уведомлен о месте и времени его проведения.

Выслушав пояснения прокурора и представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Так, в судебном заседании было установлено, что Советом народных депутатов муниципального образования «Кировское сельское поселение» принято решение № 160 от 09.08.2017г. о даче согласия на реализацию объектов муниципального имущества, находящегося в казне МО «Кировское сельское поселение» на конкурсной основе. Перечень объектов муниципального имущества, согласно приложениям № 1 и № 2 содержит, в том числе нежилое здание (телятник), расположенное по адресу: <адрес>

Распоряжением главы муниципального образования «Кировское сельское поселение» № 140 от 24.07.2019г. постановлено провести открытый аукцион по продаже муниципального имущества: нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1275,9 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: Участок находится примерно в 1600 м. от ориентира, по направлению на восток. <адрес>

На основании договора купли-продажи муниципального имущества от 06.09.2019г. администрация муниципального образования «Кировское сельское поселение» продала, а ФИО2 приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером , площадью 6000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, а также нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1275,9 кв.м. по адресу: Участок находится примерно в 1600 м. от ориентира, по направлению на восток. <адрес>.

Право собственности ФИО2 в отношении приобретенного имущества было зарегистрировано 24.10.2019г. с внесением записи в Единый государственный реестр недвижимости.

Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не оспариваются сторонами.

В своем иске прокурор Майкопского района утверждает, что оспариваемая сделка нарушает требования закона и иных правовых актов, в силу чего является ничтожной.

В соответствии с п.2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд полагает, что прокурором Майкопского района не представлено достаточных доказательств, подтверждающих нарушение требований закона или иных правовых актов при совершении сделки по договору купли-продажи муниципального имущества от 06.09.2019г. и ничтожность данной сделки.

Так, согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ предусмотрено, что под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети «Интернет»). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети «Интернет».

30.07.2019г. администрацией МО Кировское сельское поселение» на официальном сайте было опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи муниципального имущества, а именно нежилого здания с кадастровым номером 01:04:4000001:169, площадью 1275,9 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 01:04:5402001:1775, площадью 6000 кв.м.

Содержащаяся на официальном сайте информация о предстоящем аукционе содержится в заполненной форме и соответствует необходимым требованиям. Прикрепленный к сведениям файл извещения содержит ошибки в части даты начала и окончания приема заявок, а также реквизитов решения о проведении аукциона.

Вместе с тем, информация на официальном сайте содержит все необходимые данные, что подтверждается, в том числе оформлением трех заявок на участие в аукционе.

Кроме того, сведения о предстоящем аукционе были опубликованы в районной газете «Маяк».

Таким образом, при осуществлении информационного обеспечения предстоящего аукциона, администрацией МО «Кировское сельское поселение» были выполнены условия об информационном обеспечении, существенных нарушений при осуществлении данных мероприятий допущено не было.

В своем иске прокурор указал, что нарушения порядка информационного обеспечения аукциона повлекли за собой ограничение прав неопределенного круга лиц.

Между тем, в исковом заявлении и уточненном иске прокурор указал, что иск подан в интересах муниципального образования «Кировское сельское поселение».

В соответствии с ч. 2 ст. 38 ГПК РФ лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.

Исковое заявление было принято судом с возбуждением гражданского дела в интересах муниципального образования, в связи с чем, указание прокурора о защите интересов неопределенного круга лиц, не может быть принято в обоснование выводов суда, поскольку замена истца в гражданском процессе не предусмотрена законодательно, что не лишает прокурора права на обращение в суд в защиту интересов иных лиц.

Из материалов дела следует, что права МО «Кировское сельское поселение» в результате заключения спорной сделки, нарушены не были, допущенные в информационном сообщении о предстоящих торгах описки, также не повлекли нарушение прав муниципального образования.

В своем иске прокурор указал, что проданные по оспариваемой сделке объекты недвижимости не были включены в Прогнозный план приватизации МО «Кировское сельское поселение», что является нарушением порядка проведения продажи муниципального имущества, и, в силу ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, влечет признание сделки недействительной.

Между тем, решением Совета народных депутатов МО «Кировское сельское поселение» № 61 от 22.09.2010г. было утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Кировское сельское поселение».

Согласно п. 2.1. указанного Положения, Совет народных депутатов МО «Кировское сельское поселение» осуществляет, в том числе, следующие функции:

«…- утверждает Прогнозный план приватизации муниципального имущества поселения;

- дает согласие:

а) на создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных предприятий и учреждений;

б) на мену и отчуждение объектов недвижимости поселения;…»

Толкование и структурный анализ приведенных условий Положения позволяет сделать вывод, что утверждение Прогнозного плана приватизации муниципального имущества поселения и согласие на отчуждение объектов недвижимости поселения являются самостоятельными функциями, не вытекающими одна из другой.

Учитывая это, наличие согласия Совета народных депутатов МО «Кировское сельское поселение» на отчуждение муниципального имущества является допустимым и достаточным условием осуществления сделки, без включения муниципального имущества в Прогнозный план приватизации.

Кроме того, оценивая исковые требования прокурора о признании сделки недействительной (ничтожной), суд учитывает, что решение Совета народных депутатов муниципального образования «Кировское сельское поселение» № 160 от 09.08.2017г. о даче согласия на реализацию объектов муниципального имущества и Распоряжение главы муниципального образования «Кировское сельское поселение» № 140 от 24.07.2019г. о проведении аукционных мероприятий, вынесены в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов и не были отменены.

Таким образом, суд полагает исковые требования прокурора Майкопского района к администрации МО «Кировское сельское поселение» и ФИО2 о признании договора купли-продажи муниципального имущества недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности сделки не подлежащими удовлетворению в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах муниципального образования «Кировское сельское поселение» к администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» и ФИО2 о признании договора купли-продажи муниципального имущества недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности сделки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение составлено 30.10.2020г.

Судья – подпись

Копия верна: Судья Скрябин А.В.