Дело № 2 –606/ 2013г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Койгородок 20 ноября 2013 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи М.И. Подоровой,
при секретаре В.В.Юркиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к администрации МР « Койгородский» о признании незаконными распоряжений и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, занимающая должность муниципального служащего - заместитель руководителя администрации муниципального района «Койгородский» - начальник финансового управления, обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия работодателя – главы МР «Койгородский» по возложению на нее распоряжениями от 12.07.2013 № 129-Р, от 12.07.2013 № 130-Р, от 05.08.2013 № 143-Р обязанности по сокращению численности штата финансового управления. Просит также признать незаконным и отменить распоряжение главы АМР « Койгородский» №124-р (к) от 19.08.2013 года о наложении на неё дисциплинарного взыскания, взыскать с АМР « Койгородский» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Из заявления следует, что истица не согласна с распоряжениями от 12.07.2013 № 129-Р и №130-Р, от 05.08.2013 года №143-Р, согласно которым на неё возложена обязанность по предоставлению руководителю аппарата администрации копий уведомлений о сокращении численности в количестве 4 человек в финансовом управлении администрации района, а также обязанность по предоставлению на согласование структуры управлений и штатные расписания, и проведению мероприятий по сокращению численности работников.
Полагая, что данные поручения являются неправомерными, поскольку сокращение численности штата работников финансового управления осуществляется в нарушение требований ст.74 Трудового кодекса РФ и Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 указанного Закона письменно уведомила главу МР «Койгородский» - руководителя администрации района ФИО2 о неправомерности проведения сокращения численности штата финансового управления, а также о неправомерности поручений, изложенных в распоряжении от 12.07.2013 № 129-Р.
Письмом от 22.07.2013 № 02-31/1547 администрация МР «Койгородский» не признала неправомерность указанного поручения и подтвердила необходимость его исполнения.
Распоряжением 05.08.2013 № 143-Р на неё повторно возложена обязанность по проведению мероприятий по сокращению штата - 4 работников финансового управления, а также по предоставлению копий уведомлений о сокращении численности штата.
В связи с неисполнением вышеуказанных поручений распоряжением от 19.08.2013 № 124-р(к) к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора и снижения премии за август в размере 100%.
Считая, что законных оснований для проведения мероприятий по сокращению численности работников финансового управления не имелось, распоряжения от 12.07.2013 № 129-Р, от 12.07.2013 № 130-Р, от 05.08.2013 № 143-Р являются неправомерными, наложенное на неё дисциплинарное взыскание за невыполнение данных распоряжений подлежит отмене.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика по доверенности ФИО3 и ФИО4 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснив, что распоряжения от 05.08.2013 № 143-р, от 12.07.2013 № 130-р, от 12.07.2013 №129-р по оптимизации штатной численности работников финансового управления и управления образования, изданы на законных основаниях и не противоречат действующему законодательству. Нормы трудового законодательства не обязывают работодателя доказывать или обосновывать изменения структуры и численность штата организации. Главой МР « Койгородский» распоряжения изданы в соответствии его полномочиями согласно Уставу МО МР « Койгородский», Положению о АМР « Койгородский».
За неисполнение распоряжения главы MP «Койгородский» - руководителя администрации района от 12.07.2013 №129-р, к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора и снижен размер премии на 100% за август 2013 года. Порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соответствуют Трудовому кодексу РФ.
В обоснование своей позиции пояснили также, что оптимизация численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления проводится в соответствии с постановлением Правительства РК от 28 сентября 2012 года № 416, Указом Главы РК от 10 мая 2011 года №64 «Об оптимизации численности государственных гражданских служащих РК и работников госорганов РК», и во - исполнение протокола поручений Главы РК по реализации Указа Главы РК от 27 июня 2011 года №64 главам муниципальных образований в РК рекомендовано провести мероприятия по оптимизации штатной численности органов местного самоуправления.
Распоряжением администрации MP «Койгородский» от 06.07.2012 года №93-р создана комиссия по приведению структуры администрации в соответствие с вышеназванными актами.
На основании протокола заседания комиссии №6 от 10.07.2013 г. было издано распоряжение от 12.07.2013 года №129-р по оптимизации штатной численности работников финансового управления и управления образования, так как по результатам проведенного анализа Министерством финансов РК качества управления финансами и платежеспособности городских округов и муниципальных районов за 2012 год Койгородский муниципалитет занял 18 место из 20 муниципалитетов РК. Одним из ухудшающих показателей является показатель Р16 «Соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, должностных лиц, муниципальных служащих в муниципальных образованиях, установленных Правительством РК» Мониторинг выявил превышение нормативного фонда оплаты труда более <данные изъяты> рублей.
Согласно Закону № 131- ФЗ администрация района осуществляет 21 полномочие с численностью работников 27 чел (коэфф.0,8), в том числе муниципальных служащих - 14 чел. (без обслуживающего персонала: уборщицы, оперативные дежурные, завхоз, рабочий, делопроизводители, машинистка, водитель), а финансовое управление - 3 полномочия с численностью работников 15 чел (за исключением водителя) (с коэфф. 0,2) в т.ч. муниципальных служащих-13, т.е. одно полномочие исполняют 5 человек.
Кроме того, работники финансового управления не предоставляют муниципальные услуги, и не осуществляют функции муниципального контроля.
С 01 января 2012 г. МУЗ «Койгородская ЦРБ» перешла на финансирование в Минздрав РК (республиканский бюджет) и соответственно уменьшилась нагрузка на работников финансового управления.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Установлено, что ФИО1 состояла в трудовых отношениях с администрацией МР «Койгородский» в должности заместителя руководителя администрации МР «Койгородский»- начальника финансового управления до ноября 2013 года.
Распоряжением главы МР «Койгородский» от 12.07.2013 № 130-Р утверждена предельная штатная численность администрации муниципального района «Койгородский» в количестве 93 единицы, в том числе, в финансовом управлении 11 единиц, из них 9 муниципальных служащих. Начальникам управлений, в том числе и истице, предписано предоставить на согласование структуру управления и штатное расписание, и при сокращении штатной численности работников провести мероприятия по сокращению в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, с возложением контроля за исполнением распоряжения на руководителя аппарата АМР « Койгородский».
Распоряжением от 12.07.2013 № 129-Р на истицу возложена обязанность по предоставлению руководителю аппарата администрации района копий уведомлений о сокращении в финансовом управлении администрации района численности в количестве 4 человек в срок до 19.07.2013 года.
19.07.2013 г. истица направила письмо главе АМР « Койгородский» о неправомерности проведения сокращения численности штата финансового управления, а также о неправомерности поручений, изложенных в распоряжении от 12.07.2013 № 129-Р.
Письмом от 22.07.2013 № 02-31/1547 администрация муниципального района «Койгородский» подтвердила необходимость исполнения распоряжения № 129-Р.
Распоряжением 05.08.2013 № 143-Р на истицу повторно возложена обязанность по проведению мероприятий по сокращению штата - 4 работников финансового управления, а также по предоставлению копий уведомлений о сокращении численности штата.
Распоряжением главы МР « Койгородский» № 99-р (к) от 19.08.2013 г. за неисполнение распоряжения от 12.07.2013 №129-р, к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора и снижен размер премии на 100% за август 2013 года.
Настоящие исковые требования истица обосновывает тем, что проведению сокращения численности работников должно предшествовать обоснованное изменение организационных или технологических условий труда в соответствии с требованиями ст.74 Трудового кодекса РФ.
Поскольку в отношении финансового управления администрации муниципального района «Койгородский» такое изменение условий труда места не имело, полагает, что действия работодателя по возложению на нее распоряжениями от 12.07.2013 № 129-Р, от 12.07.2013 № 130-Р, от 05.08.2013 № 143-Р обязанности по проведению мероприятий по сокращению численности штата финансового управления, а, следовательно, и распоряжение №124-р (к) от 19.08.2013 года о применении к ней дисциплинарного взыскания за невыполнение этих распоряжений, являются незаконными.
С доводами истицы суд не соглашается исходя из следующего.
Согласно статьям 8,9 Трудового кодекса РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Из ст. 11 Трудового кодекса РФ следует, что все работодатели в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст.20 ТК РФ).
В силу ст.22 ТК РФ работодатель имеет право заключить, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, иными федеральными законами, требовать соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; принимать локальные нормативные акты.
Работодатель обязан при этом соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст.43 Устава МО МР «Койгородский» администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, администрацией района на принципах единоначалия руководит руководитель администрации района.
Структура администрации района утверждается Советом района по представлению руководителя администрации района. В структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации района.
Штатное расписание администрации района и ее структурных подразделений, финансируемых из местного бюджета, утверждается в порядке, установленном руководителем администрации района в соответствии с расходами, предусмотренными в местном бюджете на содержание администрации района.
Согласно подп.8 п.2 ст. 43.1 руководитель администрации района формирует администрацию района, утверждает положения о структурных подразделениях администрации района и руководит их деятельностью.
Согласно п. 10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 ( в ред. от 28.09.2010) « О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» « исходя из содержания статьи 8, ч.1 ст.34, ч.1 и 2 ст.35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Трудового Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
Из изложенного выше следует, что работодатель наделен правом самостоятельно принимать необходимые кадровые решения и определять штатное расписание, и при разрешении данного спора суд не вправе входить в обсуждение вопроса об обоснованности принятия решения о сокращении численности или штата.
Истицей оспариваются действия работодателя по возложению на неё обязанности по проведению мероприятий по сокращению штата работников финансового управления в количестве 4 человек, а также по предоставлению копий уведомлений о сокращении численности штата.
Указанные действия суд находит законными, поскольку изданию распоряжению № 129-Р предшествовало решение работодателя о сокращении штата работников финансового управления, как структурного подразделения АМР « Койгородский», которое финансируется из бюджета района. Истица, занимающая должность руководителя структурного подразделения, обладающая правом приема и увольнения от занимаемых должностей муниципальных служащих финансового управления, и состоящая в непосредственном подчинении главы МР «Койгородский», в соответствии с должностной инструкцией обязана выполнить распоряжения и указания главы района, отданные в пределах его должностных полномочий.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Неисполнение истицей распоряжения работодателя № 129-Р от 12.07.2013 г. суд расценивает как дисциплинарный проступок.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного поступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить в отношении работника следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.
Распоряжением главы МР « Койгородский» № 99-р (к) от 19.08.2013 г. за неисполнение распоряжения от 12.07.2013 №129-р, к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора и снижен размер премии на 100% за август 2013 года.
Оснований для отмены наложенного на истицу дисциплинарного взыскания в виде выговора суд не находит, считая, что наказание является соразмерным совершенному проступку и работодателем применено обоснованно. Допущенное истицей нарушение трудовой дисциплины является существенным, порядок применения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюден: взыскание наложено управомоченным лицом, в установленный ст.193 ТК РФ срок. Истица до наложения взыскания подала письменное объяснение.
Суд принимает также во внимание, что распоряжением № 143-р от 05.08.2013 истице установлен новый срок – до 15 августа 2013 года, для предоставления уведомлений о сокращении численности штата в финансовом управлении, и данное распоряжение ею также не исполнено надлежащим образом.
Учитывая изложенное выше, оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о признании действий работодателя незаконным и отмене дисциплинарного взыскания, а, следовательно, и компенсации морального вреда, суд не находит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 о признании незаконными действия работодателя – главы муниципального района « Койгородский» - руководителя администрации района ФИО2 по возложению на неё распоряжениями № 129-Р, №130-Р от 12.07.2013 года, № 143-Р от 05.08.2013 года обязанности по проведению мероприятий по сокращению численности (штата) финансового управления АМР « Койгородский», об отмене распоряжения главы муниципального района « Койгородский» - руководителя администрации района от 19.08.2013 года № 124-р (к) о наложении дисциплинарного взыскания, о взыскании с администрации муниципального образования «Койгородский» компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сысольский районный суд ( <...>) в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья - Подорова М.И.
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2013 года.