ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-606/2022 от 26.05.2022 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-606/2022 (УИД: 37RS0012-01-2022-000617-81)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Каташовой А.М.,

при секретаре Новожиловой А.А.,

с участием представителя заявителя ООО «СК «Согласие» по доверенности ПТА, представителя заинтересованного лица СЛМ по доверенности ПАВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» об отмене решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования об удовлетворении требований потребителя СЛМ,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» (далее – ООО «СК «Согласие») обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит отменить решение финансового уполномоченного МСВ от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении требований СЛМ о взыскании страхового возмещения и отказать в удовлетворении требований СЛМ в полном объеме.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования МСВ (далее – финансовый уполномоченный) принято решение о частичном удовлетворении требований СЛМ о взыскании страхового возмещения в части величины утраты товарной стоимости (далее – УТС), в её пользу с ООО «СК «Согласие» взыскано страховое возмещение в размере 15 692 рублей 90 копеек. Указанное решение считают незаконным и необоснованным, поскольку величина УТС в рассматриваемом случае не могла быть рассчитана, так как согласно информации официального источника сайта <данные изъяты> транспортное средство Киа Рио, гос.рег.знак , принадлежащее СЛМ, ранее участвовало в иных дорожно-транспортных происшествиях, имевших место ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в результате которых получало механические повреждения, что свидетельствует о невозможности взыскания величины УТС. Данный факт был указан финансовому уполномоченному в возражениях страховщика, однако он оставлен им был без внимания. Кроме того, полагают, что у финансового уполномоченного имеются правовые инструменты для запроса в органах ГИБДД сведений относительно участия транспортного средства в иных дорожно-транспортных происшествиях, однако данным инструментом он необоснованно не воспользовался.

Представитель заявителя ООО «СК «Согласие» по доверенности ПТА в судебном заседании, не оспаривая выводы проведенной по делу судебной экспертизы, настаивала на доводах искового заявления, считая величину УТС не подлежащей возмещению в рассматриваемом случае с учетом указания органами ГИБДД в справке о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ о получении повреждения переднего правого лонжерона автомобиля СЛМ

Заинтересованное лицо Финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, представил письменные возражения по делу (л.д. 63-64, 153-154).

Заинтересованное лицо СЛМ в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, уполномочила представителя на участие в судебном заседании.

Представитель заинтересованного лица СЛМ по доверенности ПАВ в судебном заседании против требования ООО «СК «Согласие» возражал, указав, что после ДТП, имевших место ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ автомобиль СЛМ не получил повреждений, в результате которых невозможно в соответствии с Методикой рассчитать величину УТС после события произошедшего ДД.ММ.ГГГГ. Повреждения правого лонжерона автомобиля Киа Рио, гос.рег.знак , несмотря на его указание в справке от ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, фактически не имелось, о чем свидетельствует акт осмотра, подготовленный по заказу ООО «СК «Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ, где данные повреждения зафиксированы не были. Также ссылался на то обстоятельство, что повреждения правого лонжерона относится к скрытым повреждениям автомобиля, и на месте ДТП его обнаружить сотрудниками ДПС было невозможно. Выводы проведенной по делу судебной экспертизы не оспаривал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.

Положениями ч. 2 ст. 25 названного Федерального закона предусмотрено, что потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в п. 1 ч. 1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ потребитель финансовых услуг вправе заявить в судебном порядке требования о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем 500 тысяч рублей, с финансовой организации, включенной в реестр, указанный в ст. 29 настоящего Федерального закона (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в ст. 30 настоящего Федерального закона, а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случаях, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что СЛМ обратилась в Службу финансового уполномоченного с требованием о взыскании страхового возмещения по договору ОСАГО в части величины утраты товарной стоимости в размере 15 997 рублей 55 копеек (л.д. 84).

В ходе рассмотрения данного обращения финансовым уполномоченным установлено, что в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), имевшем место ДД.ММ.ГГГГ транспортному средству СЛМ Киа Рио, гос.рег.знак , причинены механические повреждения по вине ХАГ, управлявшего автомобилем Митсубиси Паджеро, гос.рег.знак .

Поскольку гражданская ответственность потерпевшего при управлении автомобилем на момент ДТП была застрахована в ООО «СК «Согласие» СЛМДД.ММ.ГГГГ обратилась в страховую компанию с заявлением о прямом возмещении убытков.

ДД.ММ.ГГГГ страховой компанией в пользу СЛМ выплачено страховое возмещение в размере 94 000 рублей.

В связи с заявлением СЛМ о доплате страхового возмещения ДД.ММ.ГГГГ1 года между ней и ООО «СК «Согласие» было заключено дополнительное соглашение об урегулировании убытка, в соответствии с которым по результатам проведенного осмотра транспортного средства СЛМ стороны достигли согласия о размере страхового возмещения, подлежащего выплате последней по страховому событию от ДД.ММ.ГГГГ в размер 123 300 рублей, включая сумму ранее выплаченного страхового возмещения в размере 94 000 рублей, а также сумму доплаты в размере 29 300 рублей, которая будет ей перечислена в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 6 данного соглашения после перечисления денежных средств в сумме 123 300 рублей обязательство страховщика по выплате страхового возмещения по страховому событию полностью прекращаются в связи с надлежащим исполнением. СЛМ не согласившись с данным пунктом соглашения, внесла запись об этом, так как считала надлежащим исполнением перечисление ей денежных средств, в том числе величины УТС.

ООО «СК «Согласие» ДД.ММ.ГГГГ отказало СЛМ в выплате величины УТС.

Согласно экспертного заключения ООО «Оценка-НАМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного в рамках рассмотрения обращения СЛМ к финансовому уполномоченному, величина УТС транспортного средства Киа Рио, гос.рег.знак <***>, составляет 15 692 рубля 90 копеек (л.д. 70-76).

По результатам рассмотрения указанного обращения ДД.ММ.ГГГГ финансовым уполномоченным МСВ принято решение , в соответствии с которым требования СЛМ к ООО «СК «Согласие» удовлетворены частично, в пользу потребителя со страховой компании взыскано страховое возмещение в части величины УТС в сумме 15 692 рубля 90 копеек (л.д. 41-44 66-69).

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» к реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы.

Таким образом, утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства, и в ее возмещении страхователю не может быть отказано. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации в составе реального ущерба, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с п. 8.2 Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки (далее - Методические рекомендации) УТС может быть рассчитана для КТС, находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения). УТС может определяться при необходимости выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий или если установлено их выполнение: - устранение перекоса кузова или рамы КТС; - замена несъемных элементов кузова КТС (полная или частичная); - ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) КТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника); - полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова (включая оперение) КТС, бамперов; - полная или частичная разборка салона КТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

Как следует из п. 8.3 Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки, УТС не рассчитывается в т.ч., в случае если ТС ранее подвергалось восстановительному ремонту или имело место аварийные повреждения, кроме указанных в п. 8.4.

Согласно п. 8.4 Методических рекомендаций нижеприведенные повреждения не требуют расчета УТС вследствие исследуемого повреждения, а их наличие до исследуемого происшествия не обуславливает отказ от расчета УТС при таких повреждениях:

эксплуатационные повреждения ЛКП в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями - незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитные функции ЛКП;

одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски, площадью не более 0,25 м2;

повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид ТС (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, шины, колесные диски и тп.) Если, кроме указанных составных частей, повреждены составные части кузова, рамы, кабины или детали оперения - крылья, капот, крышка багажника, - то расчет величины УТС должен учитывать все повреждения составных частей в комплексе;

в случае окраски молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов, колесных дисков.

Таким образом, тот факт, что автомобиль ранее имел аварийные повреждения, однозначно не свидетельствует о невозможности расчета величины УТС, в данном случае существенное значение имеет тот факт, какие именно повреждения имело транспортное средство до даты рассматриваемого ДТП.

При рассмотрении обращения СЛМ финансовый уполномоченный пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу потребителя величины УТС.

Вместе с тем суд соглашается с позицией заявителя о том, что данный вывод финансовым уполномоченным сделан без учета наличия у автомобиля потребителя СЛМ повреждений, полученных в результате ДТП, имевших место до рассматриваемого события. Данные обстоятельства не рассматривались и экспертом ООО «Оценка-НАМИ» при подготовке экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-76).

Из представленного суду материала проверки по факту ДТП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате указанного ДТП автомобиль СЛМ Кио Рио, гос.рег.знак , получил повреждения в виде деформации переднего левого диска колеса (л.д. 57-61).

Согласно приложению к определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ у транспортного средства Кио Рио, гос.рег.знак , повреждены: диск заднего правового колеса, резина заднего правового колеса, правый нижний рычаг передней подвески, передний правый лонжерон, возможны скрытые повреждения (л.д. 62, 101-107).

С целью определения возможности возмещению величины утраты товарной стоимости для транспортного средства Киа Рио, гос.рег.знак , в результате ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, с учетом получения автомобилем повреждений в имевших место ранее ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судом на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ назначалась судебная автотехническая экспертиза.

Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного по результатам проведения судебной экспертизы экспертом ИП БДА, следует, что утрата товарной стоимости для транспортного средства Киа Рио, гос.рег.знак , в результате ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ с учетом участия данного автомобиля ранее в ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подлежит возмещению (л.д. 127-150).

Согласно содержанию данного заключения вышеуказанный вывод сделан с учетом установления срока эксплуатации спорного транспортного средства; отсутствия доказательств того, что в результате ДТП от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на автомобиле истца производились замена кузова, ранее автомобиль подвергался восстановительному ремонту (в том числе окраске – полной, наружной, частичной; «пятном» с переходом») или имело аварийные повреждения, КТС имело коррозионные повреждения кузова или кабины на момент происшествия. Кроме того, эксперт принял во внимание представленную в адрес суда информацию ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца, согласно которой визуально установить повреждение переднего правового лонжерона не представляется возможным, поскольку оно относится к категории скрытых повреждений; указание инспектором ДПС данного повреждения в справке о ДТП является либо ошибочным, либо внесено со слов водителя автомобиля (л.д. 99).

Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, так как экспертиза проведена в экспертном учреждении, незаинтересованном в исходе дела, экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ и обладающим специальными знаниями и достаточным опытом работы в исследуемой области. Заключение экспертизы полностью соответствует требованиям ст.ст. 84 - 86 ГПК РФ, выполнено на основании всех представленных сторонами исходных данных с проведением соответствующих исследований, содержит ответы на вопросы, поставленные судом в определении. Суд признает экспертное заключение по результатам судебной экспертизы допустимым и достоверным доказательством по делу, каких-либо оснований сомневаться в объективности результатов исследования, достоверности и правильности выводов эксперта не имеется. Представители сторон в ходе судебного разбирательства по делу не выразили сомнений в выводах судебного эксперта, ходатайств о назначении по делу дополнительной или повторной экспертизы не заявили.

В этой связи, суд полагает необходимым при разрешении заявленных требований руководствоваться выводами заключения, подготовленного по итогам проведения судебной экспертизы.

Доводы стороны истца о том, что наличие повреждение правого лонжерона не является основанием для расчета величины УТС, суд находит несостоятельными, поскольку фактическое повреждение правого лонжерона автомобиля истца либо производство его ремонта не было установлено в ходе его осмотра специалистами страховщика, что следует из акта осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-17) и представленных суду фотографий (л.д. 98), которые суд обозревал с участием сторон, также они были представлены на исследование судебному эксперту.

Также суд принимает во внимание вышеуказанное письмо ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ относительно причин указания данного повреждения в материалах по факту ДТП (л.д. 99), с которым согласился судебный эксперт, обладающим специальными образованием, в рамках проводимого им исследования.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявителем не доказано наличие оснований для отмены оспариваемого решения финансового уполномоченного по указанным в заявлении основаниям.

Кроме того суд учитывает, что в данном случае ОО «СК «Согласие» оспаривает не размер рассчитанного размера утраты товарной стоимости, а наличие правовых и фактических оснований для ее расчета, в связи с чем оснований не согласиться с размером величины УТС, рассчитанной экспертной организацией при рассмотрении обращения СЛМ финансовым уполномоченным у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» об отмене решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сфере страхования об удовлетворении требований потребителя СЛМ отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья подпись Каташова А.М.

Мотивированное решение суда изготовлено 02 июня 2022 года.

Копия верна

Судья Каташова А.М.